Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы функций менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
1.2 Основные и дополнительные функции менеджмента
2. Планирование как функция менеджмента
2.2 Организация как функция менеджмента
2.3 Контроль как функция менеджмента
2.4 Мотивация как функция менеджмента
Вопросы централизации-децентрализации в организации напрямую связаны с осуществлением делегирования полномочий. Делегирование полномочий предполагает разделение ответственности, под которой подразумевается обязательство осуществлять некоторые виды деятельности с полной ответственностью за эффективность их выполнения. Распределение ответственности руководителей должно быть закреплено в виде должностных положений и инструкций. Сюда входят определение функции руководителя, служебные обязанности полномочия и взаимосвязи[11, с.31].
Целесообразно делегировать:
- рутинную, повторяющуюся работу, подготовительную часть (например, сбор и анализ информации о поставщиках перед принятием решения);
- участие в совещаниях, где от вас требуется больше формального присутствия или передачи информации;
- те области деятельности, которые могут мотивировать работника и стимулировать его развитие[11, с.31].
Не следует делегировать:
- оценку деятельности работников и вынесение взысканий;
- постановку целей и принятие важных решений;
- работу непосредственно с подчиненными (мотивация, контроль, решение конфликтных ситуаций);
- выполнение нестандартных задач с высокой степенью риска для бизнеса, действия в экстремальных ситуациях[11, с.32].
2.2.3 Типы организационных структур
Классификация организационных структур управления осуществляется в соответствии с характером связи различных подразделений. Выделяют несколько типов организационных структур производственного управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную, проблемно-целевую, отделенческую и др. (Приложение Б).
Линейная структура управления.
Особенность линейной структуры заключается в том, что во главе каждого отдела стоит руководитель, обладающий совокупностью полномочий и осуществляющий руководство единолично. Он сосредоточивает в своих руках всю систему функций управления, при этом передача обязательных для исполнения решений осуществляется по направлению «сверху вниз» [12, с.22].
Линейный руководитель в свою очередь находится в подчинении у вышестоящего руководителя. Так создается иерархия руководства линейной организационной структуры.
Линейная структура действует в соответствии с принципом единоначалия, то есть работники исполняют распоряжения единственного руководителя, а вышестоящие органы управления не могут отдать распоряжение определенным исполнителям[12, с.23].
Функциональная структура управления.
Классификация организационных структур управления включает в себя функциональную структуру управления, при существовании которой все органы управления (исполнители) специализируются на выполнении определенных типов управленческой деятельности (функции) [12, с.24].
Обязательным для производственных подразделений является исполнение указаний функционального органа, который существует наряду с линейным руководителем. В результате структура обладает двойным подчинением для исполнителей.
В функциональной структуре управления решения общих вопросов принимаются коллегиально, при этом отделы по функциям имеют право отдавать указания нижестоящим подразделениям в пределах своих полномочий.
Линейно-функциональная структура.
Классификация организационных структур управления содержит также смесь линейной и функциональной структур. В этой структуре первому (линейному) руководителю помогает специальный аппарат управления, который включает в себя функциональные подразделения (службы, штабы) [12, с.25].
Данные подразделения осуществляют свои решения посредством высшего руководителя, или прямо доводя их до специализированных служб (соответствующих исполнителей) нижестоящего уровня. В основном функциональные подразделения не могут сами отдавать распоряжения определенному производственному подразделению.
Значение функциональных органов (служб) определяется масштабами хозяйственной деятельности предприятия, в том числе его структурой управления. Функциональными службами проводится вся техническая подготовка производства, что освобождают линейных руководителей от процесса планирования финансовых расчетов.
Матричная структура управления.
Матричная структура управления включена в классификацию организационных структур управления. Она представляет собой функциональную, временную, целевую структуру, создаваемую через совмещение двух типов структур (линейная и программно-целевая) [12, с.26].
По линейной структуре (вертикальное направление) выстраивается управление отдельными сферами деятельности предприятия (НИОКР. производство, сбыт, снабжение). По программно-целевой структуре (горизонтальное направление) организуют в этом случае управление программами (проект, тема) [12, с.27].
Матричная структура управления характеризуется горизонтальными связями, для которых необходимым является процесс подбора и назначение руководителя программы (проектов), включая его заместителей по соответствующим подсистемам (темам) по структуре программы. В матричной структуре исполнители определяются и назначаются по каждому специализированному подразделению. Для этой структуры управления также характерна организация специальной службы управления программой[12, с.27].
Таким образом, организация как функция менеджмента представляет собой координацию задач и взаимоотношения людей, а также процесс создания структуры предприятия. Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: как процесс создания системы, как процесс её совершенствования, упорядочения. Построение организационной структуры предполагает: - группировку (департамезацию) всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т. п.; - формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей); - распределение полномочий и ответственности между звеньями;- формирование каналов коммуникаций и механизмов координации. Выделяют несколько типов организационных структур производственного управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную, проблемно-целевую, отделенческую и др.
2.3 Контроль как функция менеджмента
2.3.1 Понятие и этапы контроля
Контроль является важнейшей функцией менеджмента, без которой невозможна реализация в полной мере всех других функций (планирования, организации, руководства и мотивации). Например, функция планирования должна непрерывно учитывать реальные возможности и меняющиеся условия работы и развития предприятия[13, с.48].
Посредством контроля происходит обеспечение правильной оценки реальных ситуаций, создавая тем самым предпосылки для внесения корректив в планируемые показатели развития, как отдельных подразделений, так и всего предприятия. По этой причине контроль может выступать в качестве основного инструмента выработки политики и принятия решений, которые обеспечивают нормальное функционирование предприятий и достижение ими обозначенных перспективных и оперативных целей[13, с.49].
Этапы контроля включают в себя сбор, обработку и анализ информации о реальных результатах хозяйственной деятельности всех отделов предприятия, сравнение этих показателей с плановыми, нахождение отклонений и анализ их причин, выработка мер, необходимых для достижения намеченной цели[13, с.49].
В связи с этим этапы контроля рассматриваются не только в качестве фиксирования отклонений, но и как исследование причин отклонений и поиск возможных вариантов развития. Существование отклонений в одном из звеньев часто требует принятия срочных решений, которые относятся к оперативной деятельности конкретного отдела (подразделения) компании.
Этапы контроля представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Этапы процесса контроля
Источник: [9, с.72]
Этапы контроля начинаются с определения стандартов, которые представляют собой поддающиеся измерению конкретные цели. Для эффективного менеджмента необходимо создание стандартов в виде показателей результативности объектов управления для всех основных сфер[13, с.50].
Второй этап контроля включает в себя измерение фактически достигнутых результатов деятельности компании и ее сотрудников[13, с.50].
На третьем этапе показатели функционирования и установленных стандартов приводят к сопоставлению, определяют масштабы допустимых отклонений от установленной нормы. Только существенные отклонения от установленного стандарта необходимо привести к корректирующему воздействию. К таким мерам можно отнести:
- Процесс изменения внутренних переменных систем;
- Модификацию стандартов;
- Невмешательство в функционирование систем [13, с.51].
На последнем этапе контроля происходит оценка результатов, при этом исполнители осуществляют корректирующие действия. На этой стадии необходимо руководствоваться сравнением, который сделан на предыдущем этапе[13, с.51].
После проведения оценок возможны три варианта дальнейших действий:
- Поддерживать существующее положение в том случае, если достигнутые показатели находятся в соответствии со стандартами или отклонение от них допустимо.
- Исправлять отклонения фактических результатов от стандартных показателей.
- Изменить стандарты, которые показали себя либо слишком высокими, либо заниженными[13, с.52].
При осуществлении процедуры контроля менеджеры должны в обязательном порядке учитывать поведение сотрудников. Контроль действий персонала может на них оказывать как отрицательное, так и положительное влияние. В некоторых ситуациях контроль может привести к выдаче неверной информации. В качестве результата контроля можно выделить три основных момента: формирование критериев и стандартов, определение настоящих результатов деятельности, сравнение реальных результатов с плановыми.
Контроль в качестве важнейшей категории менеджмента разделяют на несколько видов управленческого контроля[13, с.53].
В соответствии с содержанием выделяют финансовый, производственный и маркетинговый контроль. Финансовый контроль направлен на финансовую сферу компании, предусматривая наблюдение поступления и использования ее финансовых ресурсов. Производственный контроль включает в себя сравнение показателей производственного планирования и фактических данных в запланированных режимах.
Маркетинговый контроль заключается в комплексе действий и мер, которые связаны с проверкой реализации маркетинговой концепции компании[13, с.54].
В зависимости от характера отношений руководства и подчиненных контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль предполагает самостоятельный контроль исполнителя своей работы. Внешний контроль заключается в контроле действий исполнителей непосредственным руководителем или независимым субъектом управления.
Виды контроля по сущности и уровню централизации.
Виды управленческого контроля в соответствии с сущностью заданий включают в себя линейный контроль (контроль объекта), функциональный (контроль части объекта), операционный (контроль отдельной характеристики) [13, с.54].
В зависимости от уровня централизации представлены следующие виды управленческого контроля:
- централизованный контроль, включающий целенаправленную деятельность специальных контрольных служб, которая основана на применении строгих правил, инструкции, жесткого норматива (последовательное влияние, направленное на субъект «сверху вниз», закрытая информация);
- децентрализованный контроль, основанный на социальной норме, ценностях, традиции, корпоративной культуре. Этот вид контроля ориентирован на самоконтроль, который проводится на базе социального взаимодействия. Характеристики децентрализованного контроля — прозрачность информации, обеспечение двустороннего воздействия.
Виды контроля по этапам проведения.
В зависимости от этапов проведения контроль может быть предварительным, текущим и заключительным (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Виды контроля
Источник: [9, с.79]
Предварительный контроль осуществляют до начала определенной деятельности на момент постановки целей и планов их достижения. Цель предварительного контроля – определить оптимальность разработанных планов через моделирование будущей деятельности (разработка различных проектов, подбор человеческих ресурсов, поиск финансовых ресурсов, определение материальных ресурсов) [13, с.54].
Текущий контроль проводится от начала деятельности до времени получения результатов. Цель текущего контроля – своевременное обнаружение отклонений от намеченных планов и нормативов (контроль исполнения решений, обратная связь в коммуникациях, изменения во внешней среде, адаптация предприятия к происходящим изменениям и совершенствование деятельности) [13, с.55].