Файл: .Теоретические основы функций менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Владение искусством управления бизнесом делает его успешным и рентабельным, формирует правильные позиции в цепочке «руководитель — подчиненный», расставляет приоритеты в применении эффективных управленческих методик. Создать бизнес — не самая сложная задача. Важно понять правила и законы, по которым происходит его функционирование, предвидеть трудности на этапах развития компании и своевременно их скорректировать.

Предприятия, работающие в современных условиях, связаны с определенными процессами, которые протекают внутри них. Суть менеджмента проявлена в его функциях, которые представляют собой совокупности задач, необходимых к решению. В условиях работы предприятия функции расширяются, усложняются и дифференцируются по причине роста масштабов хозяйственной деятельности, диверсификации производства. Управленческая деятельность включает сочетание определенных функций, направленных на решение специфических и сложных проблем связи отдельных подразделений предприятия. Именно поэтому тема данного курсового исследования является весьма актуальной.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании основных функций менеджмента.

В соответствии с этой целью основные задачи курсовой работы следующие:

- изучение теоретических аспектов функций менеджмента;

- детальное подробное изучение основных функций менеджмента.

Объект данного курсового исследования – функции менеджмента.

Предмет исследования - менеджмент.

Методологической основой исследования послужила специальная литература по менеджменту, кадровой политике, управлению персоналом: учебники, учебные пособия, справочная информация, статьи и др.

Анализ изученных источников и литературы показал, что в разработке теоретических основ принимали участие многие ученые и специалисты, кроме того, «оттачивание» функций управления активно шло и на местах, где практики-менеджеры внедряли свои передовые идеи в организации. Так, в качестве примера можно назвать таких знаменитых специалистов и авторов популярных изданий: Майкла Мескона «Основы менеджмента» [15] и Тейлора Фредерика Уинслоу, «Менеджмент» [17], которые внесли значительный вклад в развитии науки управления и функций управления в частности.

Также необходимо отметить таких авторов как Георгий Лигинчук («Основы менеджмента»), который в своей работе противопоставляет фигуру ученого или эксперта в области менеджмента, руководителю-практику, обладающего определенной форой перед теоретиком в силу практических умений и навыков [9]. Кроме этого сам процесс управления в книге Георгия Георгиевича рассматривается как один из самых увлекательных и сложных видов человеческой деятельности, которым занимаются миллионы людей во всем мире. Автор пытается ответить на вопрос: что такое менеджмент — искусство, ремесло или наука?


Автор книг «Менеджмент: учебное пособие», «Основы менеджмента» Владимир Рафаилович Веснин рассматривает менеджмент сквозь призму взаимоотношений руководителя и подчиненных, в том числе и в рамках реализации ими основных функций менеджмента[1].

Владимир Викторович Глухов, автор книги «Менеджмент», в своей работе изложил основные разделы менеджмента, как науки практики и искусства управления, привел методы управления как стратегического, так и тактического уровня, предлагает советы по структурированию организации, подбору персонала и мотивации [3].

При исследовании и изучении менеджмента нельзя не обойти стороной и Михаила Ивановича и Натальи Юрьевны Кругловых, которые в своем труде «Стратегический менеджмент» подробно освещают процесс формирования эффективного механизма стратегического управления. Особое внимание в книге уделяется изучению системы мотивационных, экономических, организационных и правовых механизмов, как основных функций менеджмента [8].

В целом, что касается современного состояния источников и литературы по менеджменту, можно сказать, что сейчас много учебников, монографий и просто специальных тематических изданий по данной тематике.

Курсовая работа состоит из введения, основной части - двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Теоретические основы функций менеджмента

1.1 Сущность функций менеджмента

Функции менеджмента представляют собой вид деятельности, базирующийся на разделении и кооперации управления. Функции менеджмента характеризуются определенной стабильность, однородностью, сложностью воздействия на объекты со стороны субъектов управления[2, с.16].

С помощью функций управления происходит отражение содержания процесса управления, конечным результатом которого является выработка управленческого воздействия (команд, приказов), направленного на достижение поставленных целей. Один сотрудник может исполнять несколько функций, а также несколько сотрудников могут приводить к исполнению только одну функцию[2, с.112].

Основные и дополнительные функции выделялись большинством авторов, при этом к общим функциям они относили процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Часто в число данных функций включают и координацию, но иногда ее принимают за подфункцию, с помощью которой проходят согласование основные и дополнительные (специальные) функции менеджмента [5, с.64].


Таким образом, функции менеджмента представляют собой вид деятельности, базирующийся на разделении и кооперации управления. Функции менеджмента характеризуются определенной стабильность, однородностью, сложностью воздействия на объекты со стороны субъектов управления. С помощью функций управления происходит отражение содержания процесса управления, конечным результатом которого является выработка управленческого воздействия (команд, приказов), направленного на достижение поставленных целей. Основные и дополнительные функции менеджмента - составные части любого процесса управления все зависимости от особенностей той, или иной организации (ее размеров, назначения, форм собственности и т.д.).

1.2 Основные и дополнительные функции менеджмента

Процесс управления (менеджмента) включает в себя пять связанных между собой функций, которые составляют общие функции менеджмента. Это процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроли[5, с.54]. Основные функции взаимосвязаны и образуют систему, а дополнительные функции менеджмента лишь подкрепляют их и способствуют их лучшему протеканию. Основные функции менеджмента представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Основные функции менеджмента и связующие процессы

Источник: [5, с.55]

Основной функцией управления считается планирование, которое представляет собой вид деятельности в сфере формирования средств воздействия для достижения поставленных целей.

Мотивация – еще одна важная функция менеджмента, включает в себя процесс побуждения людей к деятельности путем воздействия внутренних и внешних движущих сил. Мотивация также осуществляется для достижения целей предприятия[5, с.56].

Еще одной основополагающей функцией менеджмента считается функция организации, заключающаяся в установке постоянных и временных взаимоотношений всех подразделений предприятия, определение порядка и условий функционирования предприятий [6, с.17].

Координация представляет собой функцию, которая призвана обеспечить согласованность и взаимосвязь элементов системы управления предприятием, бесперебойный и непрерывный процесс управления. Задача координации заключается в достижении согласованной работы всех систем предприятия посредством установки рациональных связей (коммуникации) между ними[6, с.19].


Функция управления контроль представляет собой процесс, при использовании которого руководство может получить информацию текущего состояния дел по выполнению плана, а также о ходе решения поставленных задач. Основная причина необходимости контроля – потребность предприятия в способности своевременного выявления ошибок и исправления их до того момента, как они смогут помешать достижения цели[6, с.21].

Во всех случаях управление воздействует на конкретный объект, обладающий определенной отраслевой направленностью. По этой причине оно вызывает необходимость и потребность в существовании специфических функций управления.

Дополнительные (специальные) функции выделяют в соответствии со сферой деятельности (рисунок 1.2). К таким функциям относятся следующие:

- Социально-экономическое планирование текущего и перспективного характера;

- Организация стандартизации;

- Организация учета и отчетности;

- Проведение экономического анализа;

- Техническая подготовка производства;

- Производственная организация;

- Управление в сфере технологических процессов;

- Управление производством оперативного характера;

- Метрологическое обеспечение;

- Испытания и технологический контроль;

- Условия сбыта продукции;

- Кадровая работа и др. [7].

Рисунок 1.2 – Основные функции менеджмента и связующие процессы

Источник: [8]

Перечень дополнительных функций менеджмента может быть дополнен в зависимости от сферы деятельности и специфики организации. Тем не менее, дополнительные функции менеджмента всегда направлены на то, что бы более эффективно и точно были исполнены основные функции менеджмента[8].

Таким образом, процесс управления (менеджмента) включает в себя пять связанных между собой функций, которые составляют общие функции менеджмента (процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля). Основные функции взаимосвязаны и образуют систему, а дополнительные функции менеджмента лишь подкрепляют их и способствуют их лучшему протеканию. Дополнительные (специальные) функции выделяют в соответствии со сферой деятельности (социально-экономическое, текущее и перспективное планирование, организацию работ в сфере стандартизации и метрологическое обеспечение, проведение испытаний и технологический контроль, ведение учета и отчетности, осуществление экономического анализа, организацию управления технологическим процессом и т.п.).


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

2. Планирование как функция менеджмента

2.1.1 Основы планирования

Планирование как функция управления - это процесс обоснования направлений и параметров развития организации, способов достижения этих параметров с учетом внутренних возможностей организации и ее взаимодействия с внешней средой. Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях[9, с.42].

Содержание планирования включает:

- обоснование миссии и выработку целей организации;

- конкретизацию целей для структурных подразделений организации на плановый период;

- постановку конкретных задач, которые необходимо решить для достижения целей;

- обоснование критериев достижения системы целей, решения поставленных задач, системы ограничений: экономических, социальных, правовых, экологических;

- определение последовательности, сроков и способов решения задач;

- обоснование потребности в ресурсах - трудовых, материальных, финансовых, информационных[9, с.42].

Планирование включает ряд элементов, которые могут быть сгруппированы по ряду критериев:

- по степени охвата (общее и частичное),

- по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

- по предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация;программное, действий),

- по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

- по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

- по срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

- жесткое и гибкое[9, с.42].

Можно сформулировать следующие принципы планирования:

• Принцип единства - планирование в организации имеет системный (комплексный) характер, единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

• Принцип участия - работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.