Файл: .Теоретические основы функций менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Принцип непрерывности - процесс планирования во времени должен быть постоянным и распространяться на все виды деятельности.

• Принцип гибкости - возможность пересмотра плана при изменении ситуации.

• Принцип точности - предполагает учет имеющихся ресурсов при планировании[9, с.42].

Обычно выделяют восемь этапов в процессе планирования.

Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Самый трудный этап. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.

Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.

Этап 3. Составление перечня необходимых действий.

Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий).

Этап 5. Анализ ресурсов.

Этап 6. Анализ разработанного варианта плана.

Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы.

Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы[9, с.43].

Рисунок 2.1 – Взаимосвязь этапов процесса планирования

Источник: [9, с.43]

2.1.2 Виды планирования

Временная ориентация идей планирования определяет четыре вида планирования.

Реактивное планирование – нацелено на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде.

Инактивное планирование - полное удовлетворение настоящим. Инактивисты стремятся в максимальной степени сохранить существующий метод принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям[9, с.43].

Преактивное (предупреждающее) планирование – направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование.

Интерактивное планирование предполагает создать такой прообраз будущего, параметры которого идеальны для производителя[9, с.43].

Можно различить следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);

- стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);


- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Стратегическое планирование - процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации[9, с.44].

Этапы стратегического планирования:

1. проведение стратегического анализа;

2. формирование миссии и стратегических целей организации;

3. оценка и выбор стратегических инициатив;

4. определение механизма стратегического контроля реализации целей[9, с.44].

Основными признаками стратегического планирования являются:

• цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы;

• носитель идеи планирования - высший менеджмент;

• проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;

• горизонт планирования – долгосрочное;

• охват - глобальный, широкий спектр альтернатив;

• принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы) [9, с.44].

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала[9, с.44].

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия. Отличительными чертами оперативного планирования являются:

• носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента;

• задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;

• горизонт - короткие и средние сроки;

• глубина - детализация планов;

• диапазон - ограниченный спектр альтернатив;

• основа - созданный потенциал[9, с.44].

Виды планирования представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Виды планирования

Признаки, определяющие вид планирования

Вид планирования

Характеристика вида планирования

Степень неопределенности планирования

Детерминированное

Вероятностное

Среда полностью предсказуема

Среда может меняться под влиянием каких-либо факторов

Временная ориентация идей планирования

Реактивное

Инактивное

Преактивное

Интерактивное

Ориентация на прошлое Ориентация на настоящее Ориентация на будущее Идеальное

Горизонт планирования

Долгосрочное

Среднесрочное

Краткосрочное

5 - 10 и более лет

1 - 5 лет

До 1 года

Целевое предназначение

Стратегическое

Тактическое

Оперативное

Определение миссии, целей и стратегии развития организации

Реализация стратегии

Реализация тактических планов, планирование повседневной деятельности


Источник: [9, с.44]

Далее рассмотрим формы организации планирования.

Различают три основные формы:

• «сверху вниз»;

• «снизу вверх»;

• «цели вниз - планы вверх» [9, с.45].

Планирование «сверху вниз» основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения[9, с.45].

Планирование «снизу вверх» основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей[9, с.45].

Планирование «цели вниз - планы вверх» соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации[9, с.45].

Итогом планирования является план. План – директивный документ для исполнителей и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер.

Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

2.1.3 Целеполагание. Методы постановки целей

Важным этапом при планировании является выбор и установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Цели организации - результаты, которых стремится достичь организация, и на достижение которых направлена ее деятельность. Целевая функция начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации [9, с.45].


Миссия - основная главная цель организации, ради которой она и создана. При определении миссии организации необходимо учитывать:

- формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг, а также основных рынков и ключевых технологий, используемых в организации;

- положение фирмы по отношению к внешней среде;

- культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации, какой тип работников привлекает данный климат, каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками;

- кто является клиентами (потребители), какие потребности клиентов (потребителей) фирма может успешно удовлетворить [9, с.46].

Миссия выражает устремленность организации в будущее, указывает, на что, прежде всего, будут направлены усилия организации и какие ценности будут приоритетными в ее деятельности. Миссия формулируется руководителями высшего звена, которые несут полную ответственность за ее реализацию путем постановки общей цели организации, ее конкретизации (декомпозиции) на функциональные подцели и обеспечение их реализации в деятельности организации[9, с.46].

Цели различаются по следующим критериям[9, с.46]:

1. По масштабу деятельности: глобальные или общие; локальные или частные.

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные.

3. По рангу: главные и второстепенные.

4. По временному фактору: стратегические и тактические.

5. По функциям управления: цели организации, планирования, контроля и координирования.

6. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

7. По субъектам: личные и групповые.

8. По осознанности: действительные и мнимые.

9. По достижимости: реальные и фантастические.

10. По иерархии: высшие, промежуточные, низшие.

11. По взаимоотношениям: взаимодействующие, индифферентные (нейтральные) и конкурирующие.

12. По объекту взаимодействия: внешние и внутренние. Например. горизонт планирования определяет временную направленность, продолжительность реализации целей планирования. Это долго-, средне-, краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени: от 5 лет и более. Среднесрочное планирование охватывает период от трех до пяти лет. Краткосрочный план охватывает короткий промежуток времени, до одного года. Это конкретные планы (документы), которые доводятся до всех подразделений организации (таблица 2.1.).


Таблица 2.1 - Примеры целей организации

Долгосрочные цели

Средне- и краткосрочные цели

- Рост доли рынка.

- Более сильное и более надежное положение в своей бизнес - отрасли.

- Повышение качества продукта.

- Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.

- Расширение и улучшение номенклатуры продукта.

- Повышение репутации организации среди клиентов.

- Улучшение обслуживания клиентов.

- Признание организации лидером в области технологий и/или инноваций.

- Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке.

- Полное удовлетворение запросов клиентов

- Ускоренный рост доходов.

- Ускоренный рост денежных поступлений

- Более высокие дивиденды.

- Более широкие пределы получения прибыли

- Рост прибыли на вложенный капитал

- Повышение надежности облигаций и ставок по кредитам.

-Увеличение притока денежных средств

- Повышение цены акций.

- Достижение прочного финансового положения фирмы.

- Диверсификация базы получения прибыли.

- Стабильный доход в периоды экономических спадов

Источник: [9, с.46]

Технология SMART задает критерии качества цели, которых необходимо придерживаться при целеполагании.

1. S (specific) — каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;

2. М (measurable) — цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;

3. A (assignable) — цель должна быть неслучайной, обоснованной, доказанной, жизненно необходимой для организации;

4. R (realistic) — цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;

5. Т (time related) — цель должна быть четко определена во времени;

6. должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения[9, с.47].

2.1.4 Принятие решений

Принятие решения как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности[9, с.47].

Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям. Альтернативные варианты решения не могут быть выработаны без анализа существующей ситуации, а сам процесс сравнения альтернатив и окончательного выбора лучшей из них предполагает использование определенных критериев, которые вырабатываются с учетом специфики решаемых проблем[9, с.47].