Файл: Роль мотивации в поведении в организации (Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности
1.3 Классификация мотивационных типов сотрудников
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «УРАЛКАЛИЙ»
2.1 Организационно-экономическая и кадровая характеристика предприятия ПАО «Уралкалий»
2.2 Система мотивации в ПАО «Уралкалий»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К РАБОТЕ В ПАО «УРАЛКАЛИЙ»
ВВЕДЕНИЕ
Лидеры всегда признавали, что мотивационные аспекты есть и становятся все более важными в современном менеджменте. Мотивация персонала - главное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющихся человеческих ресурсов. Успешная деятельность и развитие промышленных предприятий, организаций, компаний и т.д., работающих в современных экономических условиях, определяется не только технической оснащенностью и прогрессом используемых технологий, но и высокой эффективностью организации производительности труда, работы и процессом уменьшения текучести кадров.
В современном менеджменте мотивационные аспекты становятся все более важными. Мотивация персонала - важнейшее средство обеспечения оптимального использования ресурсов и мобилизации имеющихся человеческих ресурсов, она побуждает, стимулирует, двигает человека выполнить какую либо работу. Самое главное, что правильная мотивация позволяет добиться не просто выполненной работы, а качественно выполненной работы в установленные сроки.
Предмет исследования - процесс мотивации в организации.
Объект исследования - ПАО «Уралкалий».
Цель работы - изучить процесс мотивации как важнейшую функцию управления деятельностью организации.
В рамках поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучение теоретических основ мотивационных аспектов и раскрытие сущности процесса мотивации в организации;
-рассмотреть современные теории мотивации и классификацию мотивационных типов сотрудников;
-провести анализ организационно-экономической и кадровой характеристики предприятия ПАО «Уралкалий»;
- проанализировать уровень мотивации сотрудников ПАО «Уралкалий»;
- разработать устранение недостатков в повышении мотивации к работе в ПАО «Уралкалий».
Методы исследования - анализ, синтез, наблюдение. Организация мотивационного процесса рассчитана на достаточное количество отечественных и даже иностранных деятелей. Информационная база - литературные источники и электронные ресурсы. Практической базой исследования послужила компания ПАО « Уралкалий».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Значение, содержание и задачи мотивации трудовой деятельности
Мотивация сотрудников - один из способов повышения производительности труда. Мотивация сотрудников является ключевым направлением кадровой политики любой компании, включает в себя ряд стимулов, которые определяют поведение конкретного сотрудника в компании, направленных на повышение работоспособности сотрудников компании, а также на привлечение и удержание квалифицированных специалистов.
С другой стороны, мотивация рассматривается как внутренние мотивы, исходящие от самого человека, такие как желание, желание работать с большой эффективностью, заинтересованность в результатах своей работы. И в целом именно это состояние человека является настоящей мотивацией.
Принято выделять 4 основных типа мотивации [13, с. 18]:
1) принуждение (наказание от замечания до увольнения с работы);
2) ключевые стимулы (в денежной и не денежной форме);
3) моральное (нематериальное) поощрение;
4) Самостоятельное подтверждение (услуги, которые важны для сотрудника).
Главная задача мотивации сотрудников – это объединение интересов компании и сотрудников, компании нужна качественная работа, а сотрудникам - достойная зарплата.
Так же, мотивируя сотрудников, руководство организации стремится:
- поддерживать постоянный состав сотрудников;
- минимизировать количество уходящих людей (исключить текучесть кадров);
- ставить цели и направлять сотрудников для достижения результатов в течение определенного периода времени;
- выявить и заслуженно наградить лучших сотрудников;
- заинтересовать и привлечь ценный персонал;
- следить за выплатой заработной платы.
В функции системы мотивации персонала входят следующие мероприятия:
- поощрять развитие персонала;
- проводить «естественный отбор» наиболее трудолюбивых и способных сотрудников компании;
- побуждать сотрудников компании действовать, в первую очередь, в интересах компании;
- поощрять сотрудников компании работать более эффективно и результативно;
- создать и поддерживать систему обратной связи между всеми подразделениями компании.
К формам мотивации персонала относятся:
- Заработная плата.
- Система льгот внутри предприятия: премии, доплаты за трудовой стаж, дорожные расходы на работу и обратно, медицинское страхование и т. д.
- Моральное поощрение подчиненных.
- Повышение квалификации рабочих и продвижение по карьерной лестнице.
- Развитие доверительных отношений между коллегами, устранение психологических и административных барьеров.
Стимулирование - это метод управления работой, основанный на эффективной структуре ценностных ориентаций и интересов работников с целью более полной реализации их профессионального потенциала. Система мотивации должна соответствовать потребностям, интересам и способностям сотрудника, т.е. механизм стимулирования должен быть адаптирован к механизму мотивации сотрудника.
Внутренние факторы мотивации
- Интерес к работе.
- Важность проделанной работы.
- Свобода действий.
- Возможность самореализации.
- Личный рост.
- Мечта.
- Идеи, творчество.
- Развитие навыков, умений.
- Общение.
Можно сказать, что внутренняя мотивация очень эффективна, это своего рода самоцель: человек «вкладывается» в любой процесс, и эта деятельность доставляет ему удовольствие.
Благодаря внутренней мотивации человек легко преодолевает трудности и проблемы, возникающие на пути к цели, и стремится добиться успешного результата. Внутренняя мотивация побуждает к действию.
Внешние факторы мотивации
- Условия оплаты труда.
- Условия организации труда.
- Социальные гарантии.
- Продвижение по службе.
- Оценка других.
- Статус, власть.
- Престижные вещи (дом, машина и т.д.).
- Путешествия.
В случае действия по внешним причинам привлекает не сама деятельность, а только то, что с ней связано (например, престиж, слава, материальное благополучие), чего часто недостаточно, чтобы вызвать активность. Внешняя мотивация напрямую зависит от потребностей человека. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет сотрудникам удовлетворять свои основные потребности при выполнении своих рабочих обязанностей, одновременно взаимодействуя с коллективом.
1.2 Современные теории мотивации и возможности их использования в разработке системы управления персоналом
Важной проблемой теории мотивации является рассмотрение разнообразия ее видов. Теории мотивационного содержания в первую очередь направлены на выявление потребностей, которые побуждают людей действовать, особенно при определении объема и содержания работы.
Существует множество теорий мотивации, которые обычно делятся на две большие группы [13,с. 19]:
- Теории содержания, которые сосредоточены на сути мотивации и стремятся выделить потребности, которые формируют и контролируют человеческое поведение.
- Теории процессов, которые стремятся на основе представлений о том, как люди ведут себя, с учетом их восприятия и познания, объяснить, как человек выбирает тип поведения.
Рассмотрим подробно несколько из главных теорий мотивации :
Теория Маслоу
1. Потребности делятся на основные и второстепенные [13, с. 24]. Представляют собой пятиуровневую иерархическую структуру, в которой расположены в соответствии с приоритетом:
- физиологические потребности: пища, вода, кров
- потребность в безопасности: защита от опасностей, угроз и лишений
- социальные потребности: чувство принадлежности к какой-либо группе, дружба
- потребности в уважении и признании: репутация, статус, уважение и признание со стороны окружающих
- потребность в самовыражении - потребность в реализации собственного потенциала для непрерывного самосовершенствования
2. Поведение человека определяется его самой сильной потребностью в данный момент.
3. Степень влияния потребности на поведение человека (т. Е. Мотивация его работы) определяется степенью ее удовлетворения.
4. По мере удовлетворения потребностей одного уровня они перестают служить мотиваторами, и возникают потребности более высокого уровня;
5. Чтобы мотивировать человека, необходимо дать ему возможность удовлетворить свои самые важные потребности таким образом, чтобы это способствовало достижению целей организации;
6. По мере того как потенциальные возможности расширяются по мере развития человека как личности, возрастает потребность в самоактуализации (которая никогда не может быть полностью удовлетворена), и процесс мотивации потребности становится неограниченным.
Теория Мак-Клелланда
Эта теория, иногда называемая теорией спроса на энергию, фокусируется на потребностях более высоких уровней пирамиды спроса Маслоу. [13, с. 30] Он определяет и учитывает три типа потребностей.
1. Три потребности, которые мотивируют человека, - это потребность во власти, успехе и принадлежности (социальная потребность).
2. Эти потребности более высокого порядка особенно важны сегодня, потому что потребности более низких уровней обычно уже удовлетворены.
Потребность во власти выражается в желании влиять на других людей. Потребность в успехе удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Людей с развитой потребностью в вовлечении будет привлекать работа, которая дает им широкие социальные возможности.
Кроме того, людей, у которых мотивация к власти находится на высоком уровне, можно разделить на две группы:
1. те, кто к власти стремится только править;
2. те, кто хочет иметь возможность принимать решения по важным вопросам и определять определенные задачи для своих подчиненных.
Теория Герцберга
- Потребности делятся на факторы [16, с. 38]:
- гигиены (условия труда, оплата, безопасность труда, политика компании и т.д.)
- мотивации (достижение, признание, ответственность, личностный рост и т.д.).
2. Наличие гигиенических факторов только предотвращает развитие неудовлетворенности работой.
3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней Маслоу и Макклелланда, активно влияют на поведение человека.
4. Чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам понимать суть работы.
Факторы гигиены связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, а мотивация связана с характером и характером работы. По словам Герцберга, при отсутствии или недостаточном наличии гигиенических факторов у человека развивается неудовлетворенность работой. Однако, если их достаточно, они сами не вызывают удовлетворения от работы и не могут мотивировать человека на что-либо. Напротив, отсутствие или недостаточная мотивация не приводит к неудовлетворенности работой. Но их присутствие полностью удовлетворяет и мотивирует сотрудников улучшать свою работу. Противоположное чувство неудовлетворенности - это, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворение от работы.
Процессуальные теории мотивации.
Они анализируют, как человек распределяет свои усилия для достижения разных целей и как он выбирает определенный тип поведения. Процедурные теории не отрицают наличие потребностей, но считают, что человеческое поведение не только ими определяется. [13, с. 36]Согласно процедурным теориям, поведение человека также является функцией его восприятий и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного ими типа поведения. Существует три процедурных теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий
Теория ожиданий основана на предположении, что наличие активной потребности - не единственное необходимое условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению того, чего он хочет. Ожидания можно рассматривать как оценку данным человеком вероятности определенного события. При анализе мотивации на работе теория ожиданий подчеркивает важность трех отношений: затраты на рабочую силу - результаты; результаты - награда и валентность (удовлетворение награды).