Файл: Понятие конкурентоспособности в коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основой эффективной товарной политики является конкурентоспособность предприятия и товаров на рынке. Под конкурентоспособностью товара следует понимать повышение продаж товара за счет его свойств, имиджа, качества и пр.

В настоящее время, одним из самых эффективных и оптимальных средств для приведения в соответствие определенных условий рынка и различных внутренних возможностей развития конкурентоспособности является распространение и формирование маркетинговых инноваций. Как доказывает опыт, почти все субъекты хозяйствования, которые с успехом развиваются на рынке, всем обязаны рациональной и правильной политике рекламы и маркетинга.

Товарная политика эффективна, если произведенный товар, находит спрос у клиентов. Удовлетворяя запросам покупателей, будучи конкурентоспособным, товар приносит прибыль предприятию. Вот почему данная тема работы является в настоящий момент весьма актуальной.

Объект исследования – ООО «ЯРКО».

Предмет исследования – конкурентоспособность ООО «ЯРКО».

Цель работы заключается в анализе конкурентоспособности ООО «ЯРКО» и разработке практических рекомендаций по ее повышению.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- охарактеризовать понятие конкурентоспособности в коммерческой деятельности;

- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;

- дать организационно-экономическую характеристику ООО «ЯРКО»;

- проанализировать конкурентоспособность ООО «ЯРКО»;

- предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «ЯРКО» и оценить их эффективность.

Методологическая база сформировалась в результате изучения научных трудов авторов, которые исследуют предпринимательство и товарную политику - Волков О.И., Куртов Д.О., Ореховский П.В.; конкурентоспособность продукции и предприятия – Жигалко З.М., Семенов И.А.; маркетинговые исследования – Аакер Д., Березин И.О., Залтман Дж.,Шишкин А.В.; пути повышения конкурентоспособности – Бурцева Т.И., Блюм М.А., Горелова А.С. и др.

В работе были использованы такие методы, как сравнение, анализ и синтез, табличный, индукция, дедукция, прогнозирование, опрос, графический методы и другие.

Теоретическую базу данной работы составили труды различных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся исследованием данной темы. Практическую – данные, полученные в результате анализа деятельности ООО «ЯРКО», а также информация органов власти, СМИ и официальные статистические данные.


Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на повышения конкурентоспособности ООО «ЯРКО» и самого предприятия на рынке сбыта своей продукции.

Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.

1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

1.2. Понятие конкурентоспособности в коммерческой деятельности

В современных условиях глобализации в бизнес-среде выявляются тенденции к постоянным изменениям, обусловленные влиянием нарастающей конкуренции на рынках, в связи с чем очень важным моментом для практически любой компании становится повышение уровня конкурентоспособности. Для компаний, планирующих развитие и эффективное ведение бизнеса, необходимо принимать тем более серьезные меры по удержанию доли рынка, чем более перспективен и финансово привлекателен вид их экономической деятельности. Существенное влияние на развитие компании и на формирование конкурентного рынка оказывает внешняя среда [17, с. 7]. В условиях глобализации, управления инновациями и политикой продвижения, с учетом политической и экономической нестабильности, вопросы оценки влияния внешнего окружения на компанию приобретают особую актуальность.

Для предприятий в наибольшей степени актуально разработка стратегии повышения конкурентоспособности с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды, поскольку рассматриваемый бизнес очень зависим от изменений экономической ситуации.

Рассмотрим подробнее определения понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Понятие конкуренции Адам Смит в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» определяет как «соперничество» [10, с. 183]. В экономической литературе можно встретить различные определения понятия «конкурентоспособность». К примеру, конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью предоставляемых им товаров или производимого товара. В частности, Г.А. Васильев пишет о «конкурентоспособности предприятия как о его способности выпускать и продавать конкурентоспособные товары» [13, с. 112].


Конкурентоспособ­ность организации в маркетинговом словаре также фактически приводит к конкурентоспособности товаров, которые им выпускаются и предоставляются, данная категория имеет свое определение, а именно «способность компании, предприятия быть конкурентоспособными на рынках с продавцами и производителями подобных товаров с помощью обеспечения наивысшего качества, доступных цен, а также создания комфорта для клиентов, покупателей» [11, с. 64].

Оценка и масштаб интенсивности конкурентоспособности услуги или товара определяются скоростью утраты преимущества в прибыли, другими словами, как быстро методы производства в сфере инноваций применяют конкуренты. Прежде всего данный показатель зависит от скорости и оперативности конкурирующих предприятий и их реакции на динамику технологий, спроса и качества компании, которая идет в авангарде.

Как гласит основной принцип конкуренции, что найблагоприятнейшие условия для развития положительного соперничества появляются тогда, когда конкуренция представляет собой «широкую» олигополию. Что касается «узкой» олигополии совместно с сильной индивидуальной позицией услуг или товара, то она сильно снижает интенсивность конкуренции [6, с. 47].

Существует в каждой системе рыночной экономики определенная опасность уклонения некоторых участников конкуренции от обязательных норм и рисков, которые тесно связаны с условием реализации свободной конкуренции, и в данном случае нет возможности провести точную оценку конкурентоспособности предприятия.

Чтобы избежать подобных нечестных методов конкурентной борьбы (например, имитация товарных знаков, сговор о ценах и прочее), страна издает соответствующие нормативные­ документы, которые регламентируют правила конкуренции. Данные правила и нормы гарантируют [22, с. 19]:

- качество всей продукции;

- фактическое существования конкуренции;

- положение качества и цены услуг или товаров в центре внимания конкуренции;

- соразмерность стоимости услуги прочим условиям договора;

- наличие товарных знаков, подтверждающие качество продукции и защищенные правовыми нормами;

- ограничение защиты патентом по времени, что составляет 20 лет.

Чтобы провести оценку конкурентоспособности компании или предприятия, необходимо в процессе данного соревнования использовать только добросовестные методы конкурентной борьбы, а не менее законные - недобросовестные.

Заметим, что обеспечение конкурентной борьбы современных компаний неразрывно связано с развитием предприятия с помощью инноваций и средствами маркетинговых коммуникаций, которые используются для продвижения конкретного товара и собственного бренда.


Рассматривая актуальные вопросы для потребителей, видим, что становится важным появление некой общей площадки, в которой будут собраны разные компании текстильной промышленности. Данной площадке они будут доверять выбор товаров и организаций, просматривать определенную информацию о них, а также наблюдать за различными фотоотчетами основных событий. Следовательно, появление таких интернет-площадок, на данный момент становится актуальным вопросом и для самих потребителей товаров, и для предприятий промышленности. Рассматриваемые площадки существуют, однако организационный подход носит недостаточную системность.

Наблюдается определенная перспектива развития в части создания сообщества (интернет-площадки), которое эффективно работает, а также объединяет различные интересы как самих предприятий бизнеса, так и конечных потребителей товаров. Это способствует к формированию добросовестной конкуренции в целом, а также к формированию разных коммуникации с потребителями, при этом формируя неку покупательскую лояльность.

1.2. Методы оценки конкурентоспособности

Потребительские товары массового назначения предназначены для основной массы покупателей, изучение их мнения по товарам проводится с помощью методов сбора и обработки информации, позволяющих оперировать большими массивами данных.

Для исследования конкурентных позиций массового товара целесообразно использовать такие методы, которые отражают связь между явлениями и предназначены для обработки большого массива данных. К таким методам можно отнести: наблюдение, включая выборочный метод, группировка, сводка, вариационный и корреляционно-регрессионный анализ [31, с. 18]. Все возможные методы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Методы оценки конкурентоспособности

Оценку конкурентоспособности необходимо осуществлять периодически через определенные интервалы времени, а не только при возникновении проблемной ситуации, т.к. при выявлении симптомов ухудшения конкурентоспособности товара принятие превентивных мер более эффективно, чем попытка повысить его низкую конкурентоспособность.

В качестве показателя конкурентоспособности можно использовать уровень его предпочтения покупателями, так как непосредственно сам факт приобретения данного товара уже свидетельствует о его привлекательности на конкретном рынке в определенный промежуток времени [36, с. 22]. Такой подход дает возможность изучить мотивацию покупательского выбора. С учетом того, что все товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, составляющие конкурентоспособности представляют собой технические, экономические и коммерческие характеристики продукта, которыми большинство покупателей конкретного сегмента в основном руководствуются при выборе того или иного товара.


Перечень составляющих конкурентоспособности, наиболее значимых для покупателей, имеет свою специфику в зависимости от типа рассматриваемого товара. Таким образом, в каждом конкретном случае выделяются свои составляющие конкурентоспособности [40, с. 29].

Ключевой момент оценки конкурентоспособности - определение набора ее составляющих. При этом прежде всего нужно выдвигать именно те, которые имеют самую большую значимость для клиента. Определение «веса» конкретного параметра производится благодаря социологическим и экспертным методам. Первостепенно необходимо исследовать параметры, которые обладают самой большой значимостью, также нельзя исключать изучения определенных второстепенных составляющих, которые иногда оказывают значительное влияние на рыночный успех.

Среди российских практиков и ученых в современных рыночных условиях значительный интерес вызывает так называемый метод фокус-группы, другими словами определенным образом проводимое глубинное групповое интервью. Сведения, полученные в результате, отражают отношение потребителей к какому-либо товару, а также к его параметрам в целом - это и обуславливает целесообразность его использования. Однако при этом для выявления достоинств и недостатков товара, который анализируется, а также для разработки конкретных рекомендаций, направленных на улучшение, требуется проведение тщательнейших исследований.

Так как некоторые товары среди ассортиментных позиций пока неизвестны большинству потребителей (по причине того, что он не так давно только появился на рынке сбыта и/или в неполной степени были использованы инструменты для маркетинговых коммуникаций), то для этой цели не подходит массовый опрос [33, с. 23].

При проведении глубинного группового интервью, во время обсуждения кроме рассмотрения уровня цены, качества, упаковки и известности товаров-конкурентов; обсуждения определенных проблем восприятия какого-либо сорта и способов их создания, предоставляется возможность акцентировать внимание «условно мягким» элементам конкурентоспособности. Учитывая, что для проведения глубочайшего исследования нужно значительное время, предъявляются к участникам наиболее строгие требования: опрашиваемый должен быть в обязательном порядке способен выразить свое отношение и свои ощущения, причем не только в количественной форме. Поэтому в качестве самостоятельного исследования наиболее целесообразно проведение фокус-группы [38, с. 152].

Значительная часть исследователей и ученых, занимающихся проблемой конкурентоспособности, считают связь между результативным показателем конкурентоспособности и факторными показателями функциональной [34, с. 119]. При этом гораздо меньшая часть других исследователей полагает, что взаимосвязь между предпочтением и наиболее значимыми для потребителя составляющими конкурентоспособности (уровень цены, качества, сервиса, известности, качества и эстетической привлекательности упаковки) носит стохастический характер [20, с. 40]. Факторы, определяющие результативный показатель, необходимо выявлять в каждом случае; они определяются в зависимости от особенностей конкретного товара, от, как правило, не совпадающих интересов различных маркетинговых групп - производителей, институциональных покупателей и клиентов [21, с.123].