Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента, их сущность
1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
2.2 Осуществление функции планирования в АО «Новгородхлеб»
2.3 Принцип ы организации деятельности АО «Новгородхлеб»
2.4 Оценка мотивационного менеджмента в АО «Новгородхлеб»
2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»
По итогам 2018 года среднемесячная выработка хлеба составила 470,6 тонны, булочных изделий – 369,0 тонн, макаронных изделий – 1,4 тонны, кондитерских – 13,0 тонн.
Хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, вырабатываемые на предприятии, реализуются в торговой сети Великого Новгорода и районах Новгородской области, кондитерские изделия еще поставляются в Санкт – Петербург.
Около 33% хлебобулочных и кондитерских изделий продаются через спецприцепы «Купава», которые сдаются в аренду ООО «Селл Плюс». Остальные 67% реализуются в торговых сетях города и области, социальных учреждениях и воинских частях.
За 2018 год продукция завода стала продаваться в 11-ти районах области (Старорусский район, Валдайский, Парфинский и другие районы области ), объем продаж в этих районах составил 13,34% от общего объема продаж , что на 0,84 % больше по сравнению с 2017 годом (в 2017 году в районах области было реализовано продукции 12,5% от общего объема продаж ).
В 2018 году АО «Новгородхлеб» продолжало активно реализовывать выпускаемую продукцию в федеральных сетях ЗАО «ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ», ООО «Агроторг», ЗАО «Тандер», ООО «Лента», ООО «ТД «Интерторг», ООО «Ритм-2000», ООО «Любавушка».
Объем реализации в этих сетях составляет 10% и имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
На предприятии среднесписочная численность работающих составляет 417 человек.
В 2018 году произведено продукции на 269011,3 тыс.руб. и в натуральном выражении согласно таблице 4.
Таблица 4
Динамика производства продукции
Вид продукции |
Выпуск в тоннах в 2018 году |
+/- к факту 2017 года |
В % к факту 2017 года |
Хлебобулочные изделия всего |
9998,3 |
-286,2 |
97 |
В том числе хлеб |
5646,9 |
-256,5 |
96 |
Мелкоштучные 0,5 и менее |
4228,9 |
-52,8 |
99 |
В том числе 0,3 и менее |
304,0 |
-28,2 |
92 |
Диетические изделия |
91,2 |
-7,7 |
92 |
В том числе диабетические |
13,4 |
-5,2 |
72 |
Сдобные изделия |
159,5 |
-44,4 |
78 |
Бараночные изделия |
122,1 |
+23,3 |
124 |
Макаронные изделия |
16,5 |
+2,2 |
115 |
Кондитерские изделия |
155,5 |
+76,0 |
196 |
В том числе пряник |
53,7 |
-16,3 |
77 |
Кексы, бабы, рулеты |
10,8 |
+1,3 |
114 |
Торты, пирожные |
26,9 |
+26,9 |
|
Печенье |
63,3 |
+63,3 |
|
Зефир |
0,8 |
+0,8 |
|
Сухари панировочные |
75,6 |
+8,2 |
112 |
Наблюдается рост производства бараночных изделий до 24 %, макаронных изделий до 15%, что связано с покупательским спросом и проводимой организацией ассортиментной политикой. На предприятии по решению руководства в конце октября возобновил работу кондитерский цех, в связи с прекращением его аренды и деятельности по производству кондитерской продукции частным предпринимателем, в результате чего объем выпущенной продукции кондитерским цехом на предприятии составил 155,5 тонн. В ассортименте кондитерской продукции разнообразные виды печенья, торты, пирожные, зефир, которые пользуются большим спросом у населения. По сдобным изделиям произошло снижение объемов производства на 22 % по сравнению с прошлым годом.
Продолжается выпуск хлебобулочных изделий для лечебного и профилактического питания, эти изделия пользуются спросом у населения.
На рост себестоимости оказали влияние следующие факторы. В течение 2018 года наблюдался рост цен на муку. Наблюдался также рост цен на прочее сырье: соль, маргарин, изюм, дрожжи, песок сахарный, яйцо, ванилин в 1,1 – 3,1 раза.
Возросли цены на энергоресурсы: на электроэнергию – 20 % ,на газ – 25 %,на воду –10 %, на горючее – 10 %. В связи с ростом цен на сырье, энергоресурсы, горючее вспомогательные материалы, услуги, наблюдался рост цен на готовую продукцию.
Анализ объема реализации продукции в денежном выражении за 2018 год показывает, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение реализации продукции на 38,7%.
2.2 Осуществление функции планирования в АО «Новгородхлеб»
В первую очередь необходимо обозначить, каким образом на предприятии происходит планирование процесса управления качеством.
Планирование качества является крайне важным моментом в деятельности АО «Новгородхлеб», так как качество составляет основу конкурентоспособности предприятия. Под планированием процесса управления качеством продукции АО «Новгородхлеб» понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества АО «Новгородхлеб» опирается на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах потребления продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
Действенность планирования повышения качества продукции АО «Новгородхлеб» обеспечивается тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла продукции, включая проектирование, производство и эксплуатацию.
При проектировании и планировании системы качества, а также во время проведения анализа сырья и качества производимой продукции службы технического производства АО «Новгородхлеб» ориентируются на санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Проверка поставщиков сырья на наличие гигиенического сертификата на продукцию, выданного в местном санитарно-эпидемиологическом надзоре на основании результатов гигиенической проверки и экспертизы нормативной документации, определяющей требования к продукции, ее производству и применению является основным требованием оценки качества.
Для обеспечения предусмотренного в планах улучшения качества собственной продукции АО «Новгородхлеб» требует от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, полуфабрикатов и других компонентов конечной продукции. Предъявление повышенных требований к качеству поставок сопровождается оказанием разнообразной помощи предприятиям-поставщикам по улучшению качества их продукции. Формы подобной помощи, а также расходы на ее оказание являются предметом планирования повышения качества на предприятии.
Далее рассмотрим стратегическое и оперативное планирование в АО «Новгородхлеб».
На первом этапе управленческого цикла ставятся цели компании, планируется их достижение, потом планы выполняются через исполнительную систему.
Далее исполнение планов контролируется через различные учетные системы, а данные учета, в свою очередь, подвергаются анализу на предмет точности выполнения искомых планов по достижению целей.
На стадии анализа выявляются возможные отклонения и их величина, определяются причины возникновения данных отклонений, и в соответствии с ними формируется управленческое воздействие, направленное на восстановление движения к поставленным целям. Далее следует корректировка планов, а в каких-то случаях и самих целей.
Для начала компания определила свою миссию, предназначение и бизнес-идеологию, далее выявила главную цель своего развития — завоевать лидерство на рынке Новгорода и Новгородской области. После анализа внешней и внутренней среды перешла на этап стратегического планирования своей деятельности — была построена карта стратегических целей, далее разработаны показатели измерения данных целей и определены стратегии по их достижению.
Далее следовал этап бизнес-планирования, то есть планирования и разработки мероприятий и инициатив по достижению стратегически важных показателей. Для успешного выхода на рынок было принято решение о запуске новых видов продукции, обновлении материально-технической базы, всех средств производства, автоматизации основных процессов компании: работы с заказчиками, управление персоналом и финансами.
Для реализации мероприятий была разработана система оперативного планирования деятельности и бюджетирования — как механизма, финансового управления компанией. То есть была построена полноценная система бюджетов предприятия, отражающая все особенности финансового характера реализации стратегических инициатив:
1. На основании исследования рынка и внутренних возможностей компании был составлен плановый бюджет продаж.
2. На основании бюджета продаж были рассчитаны бюджет расходов на маркетинг, бюджет расходов на освоение новых технологий выпуска, обновление оборудования и запуска новых линий, бюджет расходов на персонал.
3. Далее плановые данные из составленных функциональных бюджетов консолидировались в итоговые бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и баланс, все вместе позволяющие спрогнозировать будущую рентабельность, платежеспособность и стоимость АО «Новгородхлеб»
На схеме наглядно представлен вышеописанный процесс.
Рисунок 4 – Система планирования АО «Новгородхлеб»
Аналогичный бюджет составляется производственными службами, составляется полная смета необходимых затрат на производство.
В качестве примера приведем механизм определения потребности в материальных ресурсах, входящий в логистическую систему АО «Новгородхлеб».
Технологические изменения производства
Конструктивные изменения продукции
Спрос на продукцию
Данные о состоянии запасов
Определение потребности в материалах
Определение времени поставок
Определение расходов на пополнение запасов
Составление плана поставок материалов
Рисунок 5 – Схема планирования потребности в материалах
Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат в АО «Новгородхлеб» состоит из двух частей: расчета объемов потребного для производства сырья (план приобретения сырья) и графика оплаты этих покупок. Данный бюджет на условном примере представлен в табл. 5.
Таблица 5
Бюджет затрат на основные материалы с графиком выплат
Показатель |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
За год |
Объем производства продукции (шт.) |
14,000 |
32,000 |
36,000 |
19,000 |
101,000 |
Требуемый объем сырья на ед. Прод. (кг) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Требуемый объем сырья за период (кг) |
70,000 |
160,000 |
180,000 |
95,000 |
505,000 |
Запасы сырья на конец периода (кг) |
16,000 |
18,000 |
9,500 |
7,500 |
7,500 |
Общая потребность в материалах (кг) |
86,000 |
178,000 |
189,500 |
102,500 |
512,500 |
Запасы сырья на начало периода (кг) |
7,000 |
16,000 |
18,000 |
9,500 |
7,000 |
Закупки материалов (кг) |
79,000 |
162,000 |
171,500 |
93,000 |
505,500 |
Стоимость закупок материалов (руб.) |
47,400 |
97,200 |
102,900 |
55,800 |
303,300 |
График денежных выплат |
|||||
Счета кредиторов на начало года (руб.) |
25,800 |
25,800 |
|||
Оплата за материалы 1 квартала (руб.) |
23,700 |
23,700 |
47,400 |
||
Оплата за материалы 2 квартала (руб.) |
48,600 |
48,600 |
97,200 |
||
Оплата за материалы 3 квартала (руб.) |
51,450 |
51,450 |
102,900 |
||
Оплата за материалы 4 квартала (руб.) |
27,900 |
27,900 |
|||
Платежи всего (руб.) |
49,500 |
72,300 |
100,050 |
79,350 |
301,200 |
Для обеспечения бесперебойной поставки материалов финансовый менеджер планирует запас материалов на конец периода в размере 10% от потребности в материалах следующего периода.
Планирование продаж происходит по следующей схеме.
Таблица 6
План продаж хлебопекарной продукции
Показатель |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
За год |
Ожидаемый объем продаж (шт.) |
10,000 |
30,000 |
40,000 |
20,000 |
100,000 |
Запасы на конец квартала (шт.) |
6,000 |
8,000 |
4,000 |
3,000 |
3,000 |
Требуемый объем продукции (шт.) |
16,000 |
38,000 |
44,000 |
23,000 |
103,000 |
Минус запасы на начало периода (шт.) |
2,000 |
6,000 |
8,000 |
4,000 |
2,000 |
Объем производства продукции (шт.) |
14,000 |
32,000 |
36,000 |
19,000 |
101,000 |