Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные для такого анализа, представленные в таблице 9 показывают, что оплата за отработанное время выросла в большей степени за счет количества фактически отработанных человеко-часов (35,41%), чем за счет доплат и премий стимулирующего характера. В результате часовая оплата труда, хотя и снизилась с 0,8 до 7,8 (т.е. на 0,02%), то темп её роста оказался ниже роста доплат и премий стимулирующего характера.

В результате анализа кадровых документов, было выявлено, что в ООО «Новгородхлеб» доля мужчин является преобладающей. Стаж работы в данной организации свыше 5 лет среди работников имеют 26% , от 3 до 5 лет – 32%, от 1-3 лет – 42%.

Отсюда следует, что в ООО «Новгородхлеб» доля работников, имеющих большой опыт на предприятии значительно ниже работников, имеющих малый стаж. Однако, в ООО «Новгородхлеб», также, впрочем, как и по городу, весьма значительную долю составляют сотрудники со стажем работы до 3-х. Если рассматривать стаж работы как фактор устойчивости компонентов организационной культуры, то следует заключить, что на предприятии потенциал культурных изменений довольно невысок.

В наблюдении находит подтверждение и тот факт, что большинство работников (76,3%) преимущественно руководствуются при выполнении должностных обязанностей указаниями непосредственного руководителя и должностными инструкциями.

Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100.

Существует ряд требований, на которые ориентируется ООО «Новгородхлеб» при создании системы стимулирования:

  • объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
  • предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
  • адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации;
  • своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения);
  • значимость: вознаграждение должно быть для сотрудника значимым;
  • справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику организации и быть справедливыми, в том числе с его точки зрения.

Несмотря на простоту и очевидность перечисленных требований, не стоит ими пренебрегать. Как показывает практика, несоблюдение этих требований приводит к нестабильности в коллективе и оказывает сильный демотивирующий эффект.

Основываясь на сказанном ранее, можно выделить основные мотивы, побуждающие работников к добросовестному труду.

Во-первых, осознание важности и необходимости выполняемой работы, даже если она не слишком материально привлекательна. Во-вторых, увлеченность профессией, своим делом. В-третьих, ориентация на получение максимального материального вознаграждения.

Каждый человек с точки зрения его мотивации представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти чистых мотивационных типов (рис. 7).

Рисунок 7 – Человек как сочетание чистых мотивационных типов

Приведем данные, показывающие реальные распределения по мотивационным типам в ООО «Новгородхлеб» (табл. 10).

Таблица 10

Распределение мотивационных типов работников ООО «Новгородхлеб»

Мотивационный тип

Доля персонала с преобладанием данного мотивационного типа

Среди рабочих

Среди менеджеров

Инструментальный

44%

9%

Профессиональный

14%

31%

Патриотический

14%

38%

Хозяйский

2%

9%

Люмпенизированный

26%

13%

Итак, на человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем. Понятийная модель «Мотивация-стимул» устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования в ООО «Новгородхлеб». Это отношение приведено в табл. 11.

Таблица 11

Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования

Формы стимулирования

Мотивационный тип

Инструментальный

Профессинальный

Патриотический

Хозяйский

Люмпенизированный

Негативные

Нейтральна

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Денежные

Базовая

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Натуральные

Применима

Нейтральна

Применима

Нейтральна

Базовая

Моральные

Запрещена

Применима

Базовая

Нейтральна

Нейтральна

Патернализм

Запрещена

Запрещена

Применима

Запрещена

Базовая

Организационные

Нейтральна

Базовая

Нейтральна

Применима

Запрещена

Участие в управлении

Нейтральна

Применима

Применима

Базовая

Запрещена


Был проведен опрос работников для выявления наиболее значимых мотиваторов их трудовой деятельности в ООО «Новгородхлеб». Для проведения исследования и анализа его результатов использовалась схема оценочного исследования (применяемая в таких науках как социология и психология). Работникам предлагалось ответить на вопрос: Что по Вашему мнению является основной причиной эффективной работы персонала?

Давалась возможность выбрать несколько из приведенных вариантов и оценить их по десятибалльной шкале по степени значимости, а также привести свои варианты (в случае, когда требуемого варианта нет среди предложенных ответов) и также их оценить.

Полученные результаты явно показали пять ведущих факторов, мотивирующих трудовую деятельность коллектива (табл. 12).

Таблица 12

Факторы, мотивирующие трудовую деятельность коллектива

Вариант ответа

Средний балл

1. Система оплаты труда

9,85

2. Атмосфера в коллективе

7,54

3. Высокий уровень свободы действий в принятии решений персоналом

5,15

4. Возможность карьерного и профессионального роста

5,01

5. Возможность самовыражения и самореализации

4,12

Данные таблицы позволяют нам сделать вывод о том, что во все модели мотивации – преимущество отдается именно экономической, т.е. материальной мотивации.

2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»

Области при­менения контроллинга разграничены по структурным подраз­делениям с учетом технологической цепочки про­изводства продукции и продажи продукции (например, продажа продукции, производство, снабжение линии технического обслужи­вания производства и т. д.).

Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществ­ляется генеральным директором.

Схема менеджмента в АО «Новгородхлеб» представляет собой следующую цепочку: составляются целевые планы (стратегиче­ское планирование), планы реализуются на прак­тике (оперативное управление), полученные ре­зультаты сверяются с заданными целями (сравнение фактических показателей с плановы­ми), отклонения анализируются, принимаются соответствующие решения по устранению недос­татков и корректировке планов. Таким образом, предприятие оптимально развивается.


В АО «Новгородхлеб» развитие контроллинга началось с анализа производственных и сбытовых затрат отдельных подразделений предприятия. Он проводился вначале централизованно, исклю­чительно на оперативном уровне.

Краеугольными камнями как оперативного, так и стратегического контроллинга являются системы информационного обеспечения, учета и анализа, планирования, контроля.

В АО «Новгородхлеб» внутренние отчетность и информационное обеспечение выполняют зада­чу передачи плановых и отчетных данных ответ­ственным менеджерам. На рассмотрение должна быть представлена ясная и четкая, полная и своевременная информация, распределенная как по уровням ответственности, так и по степени сложности принятия управленческих решений. Стратегические цели задаются на предпри­ятии по объемам и ассортименту выпуска про­дукции, рыночным долям, значениям показателей годового финансового плана (бюджета) и подго­товке мероприятий для реализации заданных целей. Для задания стратегических целей по видам продукции и рыночным долям заполняется стандартизированный формуляр, в котором ана­лизируется конъюнктура рынка и приводятся сведения о конкурентах, оцениваются возможные риски, а также приводится финансовая оценка готовящихся мероприятий.

Отчетная информация содержит описание фактических данных по всем показателям (финан­сово-хозяйственной деятельности и ликвидности АО «Новгородхлеб», результаты анализа откло­нений фактических величин показателей от пла­новых, а также прогноз дальнейшего развития событий. Здесь же приводится оценка эффектив­ности и уже осуществляемых, и только еще рассматриваемых мероприятий по снижению за­трат и повышению рентабельности.

Отчетность и информация в системе страте­гического контроля охватывает данные перепро­верки стратегии в свете текущих изменений как первый шаг к составле­нию годового финансового плана.

Отчетность и информация в системе опера­тивного контроля на вышеперечисленных пред­приятиях базируется на таком огромном ко­личестве исходной информации, что непременно требует привлечения ЭВМ и специального про­граммного обеспечения для ее обработки. Для составления отчетности используется специаль­ный учетный и аналитический инструментарий: директ-костинг, расчет точек безубыточности, оп­ределение ценовой политики, анализ взаимосвя­зей между объемом производства, себестоимостью и прибылью и т. д.


В АО «Новгородхлеб» ведут статистику объемов выпуска и реализации про­дукции, расчет издержек производства и обраще­ния, исчисление финансовых результатов по раз­ным схемам учета затрат, расчет сумм покрытий (маржинального дохода), показателей рентабель­ности и ликвидности, статистику движения рабо­чей силы и запасов, расчеты движения денежных потоков, инвестиционные расчеты и др.

Процесс стратегического планирования в АО «Новгородхлеб» проходит следующим обра­зом: ежегодно с марта по май происходит нако­пление и подготовка материалов, которые затем непосредственно переходят в составление годово­го финансового плана (бюджета). Этот этап начи­нается в июне с постановки задач, стоящих перед предприятием, продолжается в течение лета и осени детальной проработкой и обсуждением каждой отдельной статьи плана и вытекает в проводимое в ноябре слияние всех частей плана в единое целое. В декабре правление акционерного общества рассматривает и прини­мает финансовый план (бюджет) на следующий финансовый год. В ходе подготовки бюджета обращается внимание на подготовку и исполнение оперативных планов. В настоящее время годо­вое планирование на предприятии расширяет­ся до трехлетнего. Особое внимание при этом уделяется планированию инвестиций, введению инноваций и технологическому перевооружению производства.

По данным контроля в АО «Новгородхлеб» ежемесячно составляется от­чет о выполнении отдельных проектов и дости­жении заданных величин показателей хозяйст­венной деятельности. Оперативный контроль со­стоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Сначала происходит представление фактиче­ских данных, которое в значительной степени но­сит децентрализованный характер и предполагает четкую организацию документооборота, а также четкую рабо­ту производственной и финансовой бухгалтерий. Главное требование на этом этапе - минималь­ный временной разрыв между свершившейся хозяйственной операцией и моментом ее обработ­ки на ПК.

Затем плановые показатели сравниваются с фактическими. Статьи годового финансового пла­на (бюджета), например обороты, суммы покры­тий (маржинальный доход), прибыль (убыток), статьи затрат сравниваются с фактическими, отклонения регистрируются и анализируются. Тот же процесс имеет место при проверках хода реализации отдельных инвестиционных проектов. В продолжение начатого производится опера­тивный прогноз реального развития событий. По данным анализа отклонений обосновывается предположение о возможных величинах показа­телей финансово-хозяйственной деятельности к концу рассматриваемого периода или по оконча­нии проекта. Прогноз готовится ежемесячно.