Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента, их сущность
1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
2.2 Осуществление функции планирования в АО «Новгородхлеб»
2.3 Принцип ы организации деятельности АО «Новгородхлеб»
2.4 Оценка мотивационного менеджмента в АО «Новгородхлеб»
2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»
План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
По форме планирование может быть: перспективным (стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет; среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет; текущим (оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.
Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 1).
Рисунок 1 – Общая схема планирования
Таблица 2
Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования
Признаки сравнения |
Стратегическое планирование |
Оперативное планирование |
Уровень менеджмента |
Преимущественно высший |
Все уровни с акцентом на средний |
Основная ориентация |
Проблемная ориентация |
Временная ориентация |
Вид проблем |
Слабо структурированные, качественные |
Хорошо структурированные, количественные |
Целевой критерий |
Создание потенциала успеха |
Реализация потенциала успеха |
Неопределенность |
Высокая степень |
Низкая степень |
Сущность планирования |
|
|
Время планирования |
Акцент на долгосрочное, частично краткосрочное и среднесрочное планирование |
Акцент на краткосрочное и среднесрочное планирование |
Единица планирования |
Стратегические хозяйственные единицы |
Все функциональные области и все сотрудники |
Степень детализации |
Укрупненная проработка |
Детальная проработка |
Исходная информация |
Политика организации, внешняя среда |
Основная и функциональная стратегии организации, внутренняя среда |
Форма организации планирования |
Централизованная (руководство) |
Децентрализованная (централизованное регулирование) |
Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования. Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия (рис. 2).
Рисунок 2 - Принципы функции организации
Организация как функция менеджмента реализуется через:
- административно-оперативное управление: определение структуры предприятия; распределение функций между подразделениями; установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;
- оперативное управление: периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми; корректировка результатов.
Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование: концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах; специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения; комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов; кооперирование – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.[6]
Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
Особое значение функция организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.
Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.
В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы: содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения; процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения; параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.[7]
Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.
Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.
Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.
Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.[8] Задачи контроля: сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет); оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка); анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ); прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Значение контроля: завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента; производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.[9]
Процесс контроля включает: установку стандартов, выработку критериев оценки; изменение фактических результатов; принятие необходимых корректирующих действий.
По форме осуществления контроль может быть: внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно; внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.
Рисунок 3 - Принципы функции контроля
Таким образом, эффективная система контроля характеризуется: стратегической направленностью; ориентацией на результаты; соответствием контролируемому виду деятельности; своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью; экономичностью и простотой.
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
Акционерное общество «Новгородхлеб» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду» от 14 октября 1992 года N 1230 и разделом 5.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
Местонахождение Общества: Россия, 173016, Великий Новгород, Григоровское шоссе, д.10 .
Целью Общества является расширение рынка товаров и услуг, насыщение потребительского рынка хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также извлечение прибыли.
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности АО «Новгородхлеб» по данным официальной бухгалтерской отчетности предприятия.
Таблица 3
Основные экономические показатели деятельности АО «Новгородхлеб» за 2016-2018 гг.
Показатель |
Ед. измерения |
2016 |
2017 |
2018 |
2018/2016, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Среднегодовая ст-ть ОПФ |
тыс.руб. |
36127 |
58381 |
78637 |
217,67 |
Среднегодовая ст-ть обор. ср-в |
тыс.руб. |
30570 |
28766 |
36632 |
119,83 |
Среднесписочная числ-ть раб-в |
чел. |
407 |
410 |
417 |
102,46 |
Выручка от реализации |
тыс.руб. |
166652 |
193750 |
266431 |
159,87 |
Себестоимость |
тыс.руб. |
131292 |
158424 |
215228 |
163,93 |
Прибыль от продаж |
тыс.руб. |
13336 |
10591 |
18502 |
138,74 |
Чистая прибыль |
тыс.руб. |
6694 |
3351 |
6738 |
100,66 |
Фондоотдача |
тыс.руб./тыс.руб. |
4,6 |
3,3 |
3,4 |
73,91 |
Производительность труда (выр-ка) |
тыс.руб. |
409,46 |
472,56 |
638,92 |
156,04 |
Рентабельность активов |
% |
10 |
3,8 |
5,8 |
58,00 |
рентабельность продаж |
% |
4 |
1,7 |
2,5 |
62,50 |
Итак, из таблицы видно, что все показатели имеют положительную динамику за исключением показателя фондоотдачи, данный показатель за 2016-2018 гг. снизился на 26,09%. Предприятие вводит новое оборудование (рост составил 217,67), однако отдача от него снижается. Следовательно, необходимо рассмотреть обоснованность приобретения новых фондов.
Также следует отметить, что у предприятия низкие показатели рентабельности продаж и рентабельности активов. Рекомендовано рассмотреть меры повышения оборачиваемости оборотных активов, наиболее полного использования производственных мощностей. Что касается рентабельности продаж, то необходимо пересмотреть ценовую политику и политику управления запасами.
При анализе таблицы следует обратить внимание, что у всех выше перечисленных показателей с отрицательной динамикой в период с 2016-2018 гг., наблюдаются положительные сдвиги в 2018 году по отношению к 2017 году. Предприятием были предприняты определенные меры по повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности. Рассмотрим основные показатели производственной деятельности по внутренним экономическим данным.