Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров; содержит указания, кому, какую задачу и в какое время решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

По форме планирование может быть: перспективным (стратегическим): определение главных целей деятельности на период более 5 лет; среднесрочным: выбор средств для выполнения целей на период от 1 до 5 лет; текущим (оперативным): программа использования ресурсов на период до 1 года с детализацией по месяцам.

Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему (рис. 1).

Рисунок 1 – Общая схема планирования

Таблица 2

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

Признаки сравнения

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Уровень менеджмента

Преимущественно высший

Все уровни с акцентом на средний

Основная ориентация

Проблемная ориентация

Временная ориентация

Вид проблем

Слабо структурированные, качественные

Хорошо структурированные, количественные

Целевой критерий

Создание потенциала успеха

Реализация потенциала успеха

Неопределенность

Высокая степень

Низкая степень

Сущность планирования

  • ориентация на инновации;
  • стратегическая адаптация к внешней среде;
  • соблюдение правила: «делать эффективные вещи».
  • ориентация на интеграцию;
  • координация внутренней среды;
  • соблюдение правила: «вещи делать правильно».

Время планирования

Акцент на долгосрочное, частично краткосрочное и среднесрочное планирование

Акцент на краткосрочное и среднесрочное планирование

Единица планирования

Стратегические хозяйственные единицы

Все функциональные области и все сотрудники

Степень детализации

Укрупненная проработка

Детальная проработка

Исходная информация

Политика организации, внешняя среда

Основная и функциональная стратегии организации, внутренняя среда

Форма организации планирования

Централизованная (руководство)

Децентрализованная (централизованное регулирование)


Организация – управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования. Содержание организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия (рис. 2).

Рисунок 2 - Принципы функции организации

Организация как функция менеджмента реализуется через:

  1. административно-оперативное управление: определение структуры предприятия; распределение функций между подразделениями; установление ответственности (предоставление прав) между работниками аппарата управления;
  2. оперативное управление: периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми; корректировка результатов.

Формы организации производственных процессов – это концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование: концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах; специализация – выделение особого (специализированного) вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения; комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов; кооперирование – установление производственных связей между производителями на основе их специализации.[6]

Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.

Особое значение функция организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей; воздействие на факторы результативности работы менеджеров, специалистов и на основе ее оценки использование соответствующих побудительных мотивов.

Сущность мотивации как функции менеджмента состоит в том, чтобы персонал предприятия выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями.


В зависимости от целей теории мотивации можно разделить на три большие группы: содержательные, цель которых – установить потребности работников и определить оптимальное для них соотношение внутреннего и внешнего вознаграждения; процессуальные, цель которых – установить вероятность наступления ожидаемого от работника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения; параллельные, цель которых – определить, какие виды деятельности удовлетворяют параллельно низшие и высшие потребности человека, и какие отдельно каждую группу потребностей, и создать на этой базе оптимальную систему стимулирования труда с материальными и нематериальными составляющими.[7]

Для успешной мотивации сотрудников руководителю необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника. Этот процесс будет сопровождаться повышением преданности интересам организации и производительности труда. При этом каждый человек должен рассматриваться не в качестве орудия для достижения целей, а как личность, требующая к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Итак, работа в значительной мере должна соответствовать интересам и способностям работника.

Контроль, учет, анализ – система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

Контроль – комплексная функция, включающая функции учета, оценки, анализа.[8] Задачи контроля: сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет); оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка); анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ); прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.


Значение контроля: завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями менеджмента; производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения, т.е. осуществляется обратная связь в управленческом цикле.[9]

Процесс контроля включает: установку стандартов, выработку критериев оценки; изменение фактических результатов; принятие необходимых корректирующих действий.

По форме осуществления контроль может быть: внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно; внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.

Рисунок 3 - Принципы функции контроля

Таким образом, эффективная система контроля характеризуется: стратегической направленностью; ориентацией на результаты; соответствием контролируемому виду деятельности; своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью; экономичностью и простотой.

Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»

2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»

Акционерное общество «Новгородхлеб» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду» от 14 октября 1992 года N 1230 и разделом 5.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.

Местонахождение Общества: Россия, 173016, Великий Новгород, Григоровское шоссе, д.10 .

Целью Общества является расширение рынка товаров и услуг, насыщение потребительского рынка хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также извлечение прибыли.

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности АО «Новгородхлеб» по данным официальной бухгалтерской отчетности предприятия.


Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности АО «Новгородхлеб» за 2016-2018 гг.

Показатель

Ед. измерения

2016

2017

2018

2018/2016, %

1

2

3

4

5

6

Среднегодовая ст-ть ОПФ

тыс.руб.

36127

58381

78637

217,67

Среднегодовая ст-ть обор. ср-в

тыс.руб.

30570

28766

36632

119,83

Среднесписочная числ-ть раб-в

чел.

407

410

417

102,46

Выручка от реализации

тыс.руб.

166652

193750

266431

159,87

Себестоимость

тыс.руб.

131292

158424

215228

163,93

Прибыль от продаж

тыс.руб.

13336

10591

18502

138,74

Чистая прибыль

тыс.руб.

6694

3351

6738

100,66

Фондоотдача

тыс.руб./тыс.руб.

4,6

3,3

3,4

73,91

Производительность труда (выр-ка)

тыс.руб.

409,46

472,56

638,92

156,04

Рентабельность активов

%

10

3,8

5,8

58,00

рентабельность продаж

%

4

1,7

2,5

62,50

Итак, из таблицы видно, что все показатели имеют положительную динамику за исключением показателя фондоотдачи, данный показатель за 2016-2018 гг. снизился на 26,09%. Предприятие вводит новое оборудование (рост составил 217,67), однако отдача от него снижается. Следовательно, необходимо рассмотреть обоснованность приобретения новых фондов.

Также следует отметить, что у предприятия низкие показатели рентабельности продаж и рентабельности активов. Рекомендовано рассмотреть меры повышения оборачиваемости оборотных активов, наиболее полного использования производственных мощностей. Что касается рентабельности продаж, то необходимо пересмотреть ценовую политику и политику управления запасами.

При анализе таблицы следует обратить внимание, что у всех выше перечисленных показателей с отрицательной динамикой в период с 2016-2018 гг., наблюдаются положительные сдвиги в 2018 году по отношению к 2017 году. Предприятием были предприняты определенные меры по повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности. Рассмотрим основные показатели производственной деятельности по внутренним экономическим данным.