Файл: Основные функции в системе менеджмента (Теоретические основы менеджмента)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента, их сущность
1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента
Глава 2. Функциональный менеджмент на примере АО «Новгородхлеб»
2.1 Общая экономическая характеристика АО «Новгородхлеб»
2.2 Осуществление функции планирования в АО «Новгородхлеб»
2.3 Принцип ы организации деятельности АО «Новгородхлеб»
2.4 Оценка мотивационного менеджмента в АО «Новгородхлеб»
2.5 Система контроля за исполнением решений в АО «Новгородхлеб»
Введение
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.
Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности.
На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала, и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен.
Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.
Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.
Объект исследования – АО «Новгородхлеб».
Предмет исследования – функции менеджмента.
Цель работы раскрыть основное содержание функций современного менеджмента.
Задачи, поставленные для достижения цели следующие:
- рассмотреть теоретические основы менеджмента;
- проанализировать функция менеджмента на примере предприятия.
При выполнении курсовой работы использованы такие методы как: метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно исторический метод, метод обработки рядов динамики.
Теоретическую базу курсовой работы составили труды ведущих исследователей и экономистов в области управления: Анри Файоля, И.Н. Герчиковой, В.Ф.Уколова, Н.Я. Уткина, А.А.Васильева и другие.
Информационную базу курсовой работы составили данные АО «Новгородхлеб»
Цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента, их сущность
Основные функции менеджмента были сформулированы Анри Файолем в его работе «Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль». В ней он указал, что управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать.
Термин функция обозначает в переводе с латинского (functio) обязанность, круг деятельности, назначение, роль. В.И. Набоков и А.К. Семенов определяют функции управления как относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые осуществляются в рамках конкретной функции.
Содержание действий и функций, реализуемых в процессе управления, зависит от типа организации, её размеров, отраслевой принадлежности, уровня в управленческой иерархии, роли внутри организации и других факторов.[1]
Переверзев М.П. рассматривает функцию менеджмента как «целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления»[2]. Он указывает, что функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.
В различных учебниках и учебных пособиях авторы используют разнообразные подходы к классификации функций управления. Так, Е.Е. Вершигора подразделяет функции управления на общие и конкретные. Общими функциями являются: прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Характерной особенностью общих функций является их взаимное проникновение друг в друга.
Конкретные функции — это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса. Эти функции могут также устанавливаться по направленности на конкретные факторы производства или по содержанию задач обеспечения управления. Конкретные функции могут подразделяться на подфункции, которые называются специальными функциями, представляющими собой комплекс мер, направленных на достижение одной или нескольких целей организации.[3]
Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.
Организация — это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами. Руководитель подбирает людей, поручает им работу, делегирует отдельным людям полномочия или права использовать ресурсы организации.
В современных условиях мотивация рассматривается с позиции создания внутреннего побуждения к действию. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом, деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем хорошей работы.
Функция координация обеспечивает бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации — обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев предприятия путем установления рациональных коммуникаций между ними. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться всевозможные документальные источники (отчеты, аналитические материалы), а также результаты обсуждения проблем на совещаниях, собраниях и т.д.
Управленческая деятельность представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), каждая из которых направлена на решение специфических, разнообразных и сложных проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого комплекса конкретных мероприятий. Сфера управления охватывает не только производство, но и НИОКР, реализацию, финансы, коммуникации.
Управленческая деятельность призвана решить следующие проблемы: определить конкретные цели развития предприятия; выявить их приоритетность и последовательность реализации. На этой основе разработать хозяйственные задачи и определить пути их решения, выработать систему мер для решения намеченных проблем, определить необходимые ресурсы и источники их обеспечения, установить контроль за выполнением поставленных задач.
Объектом управления со стороны менеджмента в организации являются пять групп функциональных процессов:
- управление производством предполагает, что соответствующие структурные подразделения осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в конечный продукт, который организация предлагает целевым потребителям;
- управление маркетингом предполагает за счет формирования комплекса маркетинга обеспечить удовлетворение потребностей целевого сегмента рынка;
- управление финансами заключается в оптимизации величины и структуры финансовых ресурсов предприятия;
- управление персоналом обеспечивает использование возможностей и способностей работников для достижения целей организации;
- управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о деятельности предприятия для сопоставления фактического состояния с желаемым.[4] Это позволяет предприятию диагностировать проблемы и определить пути их решения.
Итак, управленческие функции выполняются специальным аппаратом, состоящим из взаимосвязанных между собой подразделений. За каждым из них закрепляются свои специфические функции. Их выполнение связано с решением конкретных задач, входящих в сферу ответственности соответствующего органа управления.
1.2. Определение и взаимосвязь основного содержания функций менеджмента
Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. Содержание планирования как функции менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса на рынке.[5]
Задачи планирования: обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений; перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития; координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов; создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»; стимул (мотивация) трудовой активности сотрудников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления; информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
В эффективно функционирующих организациях обычно достигается разумный компромисс между плановой директивой администрации и оперативной импровизацией менеджера. Обеспечивается он, в частности, реализацией перечисленных принципов в плановой деятельности менеджера.
Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов. Характер планирования во многом зависит от типа предприятия (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь характера планирования и типа предприятия
Фактор сравнения |
Тип предприятия |
|
Специализированное |
Диверсифицированное |
|
Назначение |
Формирование стратегии и структуры |
Координация деятельности производственных отделений |
Разработка плана |
Централизованно, в основном силами планового отдела |
Децентрализованно, преимущественно в отделениях |
Ключевые вопросы |
Конкуренция, совершенствование продукта, объем производства |
Разработка новых продуктов, номенклатуры |
Временной период |
5 лет |
3 года |
Контроль |
Прямой, с высшим руководством |
Финансовые показатели |