Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
Введение
В условиях рыночной экономики успех деятельности фирмы и даже отдельного бизнесмена в значительной степени определяется тем, насколько профессионально подходит руководство к выбору стратегии и тактики ее ведения, то есть насколько грамотно оно реализует процесс внутрифирменного планирования.
Планирование – это сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес-планов – это определяет актуальность исследуемой темы.
Термин бизнес-план стал достаточно широко использоваться в России сравнительно недавно – лишь в начале 2000-х годов, однако к настоящему времени практически любой более или менее крупный проект сопровождается разработкой детального бизнес-плана. В зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании, и как лишь отдельный элемент более широкого плана действий. Подобные планы нужны, прежде всего, для обоснования некоторого нового направления развития, т.е. нередко они носят разовый, а не регулярный характер. Используя деловое планирование, можно легче реализовывать свои проекты. Планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих действий и возможных последствий.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия. Поэтому знание и практическое использование современных принципов, механизмов и методов эффективного управления бизнес-планированием позволяет обеспечить переход предприятия к новому качеству экономического развития в рыночных условиях. В этом и состоит актуальность и практическая значимость темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – разработать бизнес-план для предприятия питания.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- выделить основы разработки бизнес-плана;
- рассмотреть цели и задачи составления бизнес-плана;
- оценить конкурентные преимущества проекта организации кафе;
- составить бизнес-план кафе;
- выполнить маркетинговое планирование.
Объектом исследования является предполагаемое кафе «Венера».
Предметом исследования является разработка бизнес-плана для кафе «Венера».
Глава 1. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ ПИТАНИЯ
1.1 Основы разработки бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует, а также системы управления, в которой он нуждается для достижения поставленных целей. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить, как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Современные представления о функциях управления связаны с выделением трех групп функций: первичные или базовые, связующие и интегрирующие (оперативные) функции. Выполнение базовых функций составляет основу процесса управления для любого руководителя, независимо от занимаемой должности и специфики деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование – определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Планирование должно быть непрерывным, для того, чтобы обеспечить поступательное развитие организации и постоянную корректировку намеченных планов в силу их вероятностных характеристик. В зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планов:
‒ текущее или оперативное планирование;
‒ среднесрочное планирование;
‒ перспективное планирование.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности. Потенциальные инвесторы практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом.
Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала с точки зрения оценки умения планировать. Также инвесторы оценят общую компетенцию руководителя данного предприятия. Определение цели бизнес-плана – второй важный шаг после определения сферы деятельности будущего предприятия или проекта.
Цель – это положение вещей, реальное или воображаемое, к которому будет стремиться разработчик бизнес-плана, предприятие или проект. Важно следующее: цель должна быть однозначной, может быть разбита на подцели, и она должна соответствовать намерениям предпринимателя. Кроме того, необходимо отличать личные цели и цели бизнеса (так, например, личные цели "обогащение" или "власть" могут стать мощным стимулом деятельности, однако вряд ли будут восприняты партнерами или работниками).
К сожалению, многие предприниматели ограничиваются написанием плана на год, считая, что дальнейшая перспектива не может быть определена. Такой подход ограничивает перспективу видения предпринимателя, тем более, что практически во всех областях существуют прогнозы долгосрочного развития даже в условиях нестабильной экономики. Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен приводить не к размытости высказываний, а к формированию различных вариантов развития и оценке их осуществимости и выживаемости в различных условиях.
Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур. В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции - планирования. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Планирование - это определение цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств ее достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдаленную перспективу. Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством. Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем. Процесс планирования позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуются предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана - непрерывный процесс, который может быть наглядно представлен схемой, изображённой на рисунке 1, стр.12.
Рисунок 1
Процесс планирования и реализации
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана - реакция на предвиденные и запланированные явления. Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана - бизнес-план. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
1 Понимания общего состояния дел на данный момент
2 Представления того уровня, который необходимо достичь
3 Планирования процесса перехода из одного состояния в другое
Бизнес - план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события. Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов, в том, что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средств лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.
Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб.
1.2 Цели и задачи составления бизнес-плана
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
‒ определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
‒ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
‒ выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
‒ оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
‒ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
‒ оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
‒ предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Письменное оформление бизнес-плана имеет существенное значение для организации работ по его выполнению.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана помогает определить ряд преимуществ:
‒ заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы;
‒ позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
‒ устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
‒ заставляет руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
‒ делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышает скорость адаптации);
‒ наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких остро актуальных задач, как: