Файл: Основы разработки бизнес-плана.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

‒ подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;

‒ обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

‒ открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

‒ перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

‒ составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;

‒ выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть весьма различной.

В одном случае бизнес-план может требовать менее объемной проработки, часть разделов может отсутствовать; надо выяснить только главные детали.

В другом случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, проведя для этого достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого предпринимателя, личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что нельзя пользоваться услугами консультантов, совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность своего замысла. Таким образом, бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

‒ организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;

‒ выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;

‒ формирования инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются:


‒ общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;

‒ выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;

‒ оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

1.3 Допустимая шкала затрат

Руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики и многого другого. В поисках таких, экономически обоснованных решений рассчитывают и анализируют альтернативные варианты поведения предприятия.

Недостаточно, чтобы отдельные решения были экономически эффективными сами по себе. Необходимо добиваться того, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе стала рентабельна и обеспечивала денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в экономических результатах производства лица (владельцев, кредиторов, руководителей, работников). Основной задачей планирования затрат и является определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.

Планирование — один из элементов управления, включающий в себя выбор цели предприятия и средств для ее достижения.

Планирование проводит связь между существующим положением и тем, которого мы хотим достичь в будущем. Основная задача планирования — сведение к минимуму риска предпринимательства.

Планирование может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочные планы составляются на месяц, квартал, год, долгосрочные (перспективные) определяют направления развития предприятия в течение 3 — 5 лет (для крупных фирм — и на более длительный период).

Задача долгосрочного планирования — на основании анализа шансов и рисков, порождаемых внешней, макроэкономической средой, сильных и слабых сторон предприятия выбрать адекватный вариант его деятельности. Для этого необходимо составить прогноз ожидаемой конъюнктуры и изменения внешней экономической среды (просчитать вероятность спада производства, усиления конкуренции, повышения уровня инфляции и т.п.). Каждое предприятие стремится к развитию: необходимо разрабатывать новую продукцию, или совершенствовать выпускаемую, или сочетать оба направления. Развитие требует вложения средств в разработку новых изделий, формирования рынков сбыта, создания соответствующего технического и кадрового потенциала, поиска поставщиков материальных ресурсов и т.п.


Избирая тот или иной курс действий, особенно предусматривающий вовлечение ресурсов в производство на длительный период, руководство предприятия должно составить четкое представление о том, каких затрат потребует этот курс, какого технического и кадрового потенциала, какие последствия повлекут за собой возможные изменения внешней среды.

Каждому рассматриваемому варианту действий соответствуют определенные затраты, уровень которых необходимо рассчитать на стадии планирования.

Планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценке.

Планирование затрат осуществляется для определения общей стоимости потребляемых в процессе производства ресурсов (материальных, трудовых, денежных) и расчета предполагаемой прибыли. Оно служит базой для контроля за рациональным использованием ресурсов.

При планировании решаются следующие задачи:

‒ расчет стоимости ресурсов, необходимых для производства продукции;

‒ определение общего объема затрат на производство;

‒ исчисление себестоимости производства каждого вида продукции.

Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

Вышеназванные задачи решаются путем технико-экономических расчетов. При этом используются материальные технические нормы, нормативы труда и иные параметры производственного процесса, фиксируемые технической документацией, а также принимают во внимание экономические условия производственной деятельности: систему оплаты труда, цены ресурсов, нормативы платежей) и другие, устанавливаемые законами и нормативными актами.

Определение состава и объема затрат не столько экономических, сколько технико-экономических расчетов. Уровень затрат на предприятии зависит от профессионализма и творческого потенциала инженерных кадром и организаторов производства, а корректность отнесения затрат на виды деятельности предприятия, единицы продукции, производственные подразделения и другие объекты от квалификации экономистов.

В процессе долгосрочного планирования для выбора правильного решения очень важна информация о составе и струк­туре продукции, о предполагаемых затратах на производство того или иного продукта, он уровне затрат в целом в отдель­ные периоды, о потребности в капитальных вложениях. На основании этой информации решаются вопросы о том, ка­кие товары продавать на тех или иных рынках, по каким ценам, как осуществлять финансирование (из каких источ­ников и в какие сроки), где лучше размещать производство.


Предварительная оценка издержек может предотвратить производство убыточной продукции. Эту оценку следует производить на основе:

‒ четко определенных объемов производства (желательно предусмотреть многовариантные задания и расчеты соответствующих затрат);

‒ технологии производства изделий;

‒ вариантов замены материалов;

‒ цен на материалы и тарифы на услуги других предприятий;

‒ разбивки затрат и качественных показателей на составляющие для сравнения их с затратами и показателями, достигнутыми конкурирующими предприятиями.

Предварительная оценка призвана выявить необходимость дальнейшей модернизации изделия. При разработке перспективных (долгосрочных) планов оценка предполагаемых издержек учитывает затраты на новое оборудование и другие элементы основного капитала.

К расчету предварительных затрат следует приступать на стадии разработки изделия и маркетинговых исследований, так как именно в ходе конструирования, разработки технологии, определения емкости рынка закладывается уровень затрат, начинается планирование доходов и контроль за издержками производства.

После подсчета нормативных и фактических затрат можно оценить разницу между ними и установить, чем она вызвана: различным объемом прямых затрат, накладных расходов; выбором между производством и приобретением полуфабрикатов; затратами на обеспечение качества, изменениями стандартных норм; количеством выпускаемой продукции; влиянием спроса, цены или другими факторами.

При предварительной оценке необходимо постоянно акцентировать внимание на учете прямых затрат, воздействующих на затраты производства, например, почасовых затрат на различные операции, а также на сравнительном анализе расходов при использовании различных материалов и др.

Квалифицированная предварительная оценка позволяет исключить дорогостоящие, нерентабельные элементы из производственного процесса.

При оценке конечных затрат надлежит учесть все возможные расходы на изготовление стандартного изделия. Так как выпуск нового изделия часто требует больших материальных и трудовых затрат и накладных расходов, надо выявить отклонения от затрат на аналогичные виды уже освоенной продукции.

На этапе текущего планирования в условиях рыночной экономики объем допустимых затрат на изделие диктует рыночная цена, основу которой составляют затраты предприятий-конкурентов, производящих аналогичную продукцию.

Допустимые затраты предприятия на производство и реализацию i-го изделия 3допi можно рассчитать по формуле 1


(1)

где — рыночная цена i-го изделия; - коэффициент рентабельности i-го изделия, рассчитываемый как отношение прибыли к себестоимости изделий.

В случае, когда предприятие принимает решение о производстве продукции без получения прибыли от ее реализации (например, для сохранения рабочих кадров),

, (2)

где ‒ коэффициент рентабельности.

Верхним пределом общего объема допустимых затрат для предприятия по изделию в этом случае выступает рыночная цена изделия.

Допустимые материальные затраты по i-му изделию рассчитывают по конструкторско-технологическим документам исходя из норм расхода и рыночных цен материалов, комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов, по формуле 3:

, (3)

где — норма расхода j-гo материала, комплектующего изделия, покупного полуфабриката; — рыночная цена j-го материала, комплектующего изделия, покупного полуфабриката.

Допустимые затраты на основную заработную плату рабочих определяют с учетом установленной текущим планом доли коммерческих расходов, накладных косвенных расходов и дополнительной заработной платы к основной заработной плате рабочих (сметой ставки списания накладных расходов).

1 Если эта доля меньше единицы, расчет ведут по формулам 4 и 5

, (4)

, (5)

где ‒ допустимые затраты; ,, ‒ соответственно ставки списания на изделие коммерческих расходов, дополнительной заработной платы рабочих и накладных расходов;‒ основная заработная плата рабочих.

2 Если эта доля превышает единицу, используют формулы 6 и 7

, (6)

(7)

где ‒ допустимые затраты; ,, ‒ соответственно ставки списания на изделие коммерческих расходов, дополнительной заработной платы рабочих и накладных расходов;‒ основная заработная плата рабочих.

Если объем допустимых затрат таков, что угрожает убытками предприятию, это сигнал, оповещающий, что изделие экономически неконкурентоспособно и надо принимать срочные меры для повышения эффективности производства.

Причины превышения экономически целесообразного уровня затрат следует искать в несовершенной конструкции изделия, устаревшей технологии производства, методах учета и контроля затрат, которые не способны компенсировать повышенные расходы на отдельные виды ресурсов (например, энергоносители и др.). Предварительная оценка допустимых конечных затрат — это основа повышения конкурентоспособности предприятия.