Файл: Проблемы управления и диагностики организационной культурой.pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
Изучением теоретических и практических аспектов проявления организационной культуры на предприятии занимались многие зарубежные и отечественные ученые, из них: Э. Шейн, Т. Дилл, Л. Болмэн, Р. Киллман, У. Скотт, К. Камерон, Р. Куинн, Г. Хофстеде, Р. Харисон, Х. Стокс, Л. Грейнер, Р. Метцгер, Дж. Ньюстром, К. Дэвис, Р. Блейк, Д. Моутон, Х. Виссема, М. Хаммер, Д. Чампи, А. К. Гастев, В. В. Новожилов, Д. М. Гвишиани, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, Г. В. Атаманчук, Т. Ю. Базаров, Т. П. Галкина, Б. Л. Еремин, В. Д. Козлов, Н. О. Коломиец, Е. А. Кузнецова, Е. И. Кушелевич, А. П. Паршев, Т. Н. Персикова, В. А. Спивак, С. Р. Филонович и др.[30]
С целью совершенствования системы ценностей у сотрудников предприятия необходимо постоянно изучать сложившуюся организационную культуру, определять степень соответствия сложившейся культуры выбранной стратегии развития. [31]
Также необходимо разработать и внедрить организационные мероприятия, направленные на формирование, развитие и закрепление желательных ценностей. [32]
Реализация мероприятий по повышению у сотрудников высоких профессиональных и нравственных качеств позволит повысить уровень конкурентоспособности сотрудников предприятия, их компетентность, а также эффективность деятельности предприятия в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специалисты по формированию организационной культуры выделяют два основных принципа управления ею.
Первый принцип предполагает воздействие «сверху – вниз», то есть руководство формирует собственное видение организационной культуры, прорабатывает фундаментальные ценности организации, последовательно воплощает их в трудовом коллективе. Предполагается, что сотрудники предприятия с энтузиазмом и воодушевлением «впитывают» предложенный вариант организационной культуры и неуклонно следуют ему в своих словах и поступках. Данный принцип применим лишь на вновь созданных предприятиях с преобладанием молодых сотрудников, пока не имеющих сложившихся традиций.
Поскольку приход на новое предприятие опытных работников привнесет элемент той организационной культуры, в которой они работали. Применение второго принципа управления организационной культурой осуществляется с ее нижних уровней. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной жизни. Менеджеры должны отслеживать, что происходит на предприятии, стараясь при этом шаг за шагом управлять культурой.
Подобная организационная деятельность нивелирует процедуру управления организационной культурой, поскольку полное погружение в «детали» не позволит менеджерам «увидеть ситуацию со стороны», спрогнозировать стратегические преобразования организационной культуры, эффективно управлять ею.
Очевидно, необходимо выработать дополнительный принцип управления организационной культурой – средний вариант между существующими: когда на предприятии налажена обратная связь между менеджерами и подчиненными.
Руководители собирают и анализируют лишь ту информацию по раз- витию организационной культуры, которая имеет «ценность» в стратегическом плане, влияет либо может оказать негативное влияние на сформировавшиеся устои оргкультуры, воздействует на эффективность деятельности организации. При этом руководство должно иметь четкое видение культуры и план по ее совершенствованию на перспективу.
Только в этом случае возможно эффективно управлять организационной культурой. Область управления организационной культурой представляет собой жизненный цикл носителей организационной культуры. В качестве носителей организационной культуры выступает общество в целом, коллектив, сообщество, сотрудники одного предприятия, которые ставят перед собой определенную цель, работают в одной команде, используют определенные знания и технические приемы.
Основной целью организационной культуры является содействие активизации и более продуктивному труду сотрудников предприятия, получение от трудовой деятельности морального удовлетворения, повышение производительности труда. Из цели вытекают функции управления организационной культурой.
Непременным условием устойчивости и адаптивности организационной культуры является четкое формулирование цели и согласованности ее со стратегией развития предприятия.
Меры принудительного характера по отношению к изменению мировозрения сотрудников за короткое время могут дать положительный результат, однако эффект будет кратковременным. Ослабление контроля над сотрудниками сразу приведет к резкому возврату к привычной модели поведения. На формирование организационной культуры могут уйти годы, однако и результат будет более стойким.
Таким образом, в настоящее время выделено большое количество видов и методов управления организационной культурой, которые всесторонне охватывают процессы организационной культуры. Они позволяют создать, проанализировать, преобразовывать, расформировывать и ликвидировать ту или иную организационную культуру в зависимости от стратегических целей пред- приятия и потребностей топ-менеджмента.
ЛИТЕРАТУРА
- Алехина О., Павлуцкий А. Служба персонала: мифы и реалии // Управление персоналом. – 2010. – № 9. – С. 56.
- Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. – 2010. – № 1(66). – С. 50–52.
- Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14.
- Басаков К.Л. Лекарства от демотивации // Бизнес-образование: Новости, проблемы, решения. – 2011. – № 12. – С. 24–25.
- Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с.
- Ветчанова О.В. Корпоративная культура организации / О.В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2012. - № 11. – С. 49-62.
- Грошев И.,Краснослободцев А. Организационная культура. – М.: Юнити, 2013. – 528 с.
- Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке. М., 2008.
- Долженко Р.А. Системный подход к управлению трудовой мотивацией персонала // Российское предпринимательство. – 2010. – № 8. – Вып. 2(165). – С. 70–75.
- Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 10. С. 28–37.
- Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с.
- Коновалова В.И. Управление организационной культурой. – М.: Проспект, 2014. – 302 с.
- Ленсиони П. Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы. – М.: Манн, Иванов и Фебер, 2013. – 476 с.
- Магура М.И. Организационная культура как средство успешной организации изменений // Управление персоналом. – 2010. – № 1(66). – С. 24–29.
- Мильнер М.И. Теория организации. – М.: ИН- ФРА-М, 2004. – 648 с.
- Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М., 2010.
- Рябов Ф. В. Разработка системы предупреждения девиантного поведения работников организаций (Социально-экономический аспект) : дис. ... канд. экон. наук / Рябов Феликс Владимирович. – СПб., 2000. - 193 c.
- Скрипниченко Л.С. Влияние корпоративной культуры на управление человеческими ресурсами // Теоретические и прикладные исследования в области естественных и гуманитарных наук: Всерос. науч.- практ. конф.: сб. науч. тр. - Прокопьевск, 2014.- С. 185-188.
- Согачева О. В., Агаркова Е. В. Диагностика организационной культуры предприятия: методы ее формирования и поддержания // Актуальные вопросы развития современного общества: мат. Междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. / редкол.: Горохов А. А., Юго-Зап. гос. ун-т. Т. 2. Курск, 2011. С. 162—167.
- Шейн Е.Г. Организационная культура и лидерство. – СПб., 2012. – 352 с.
- Ясин Е.Г. Сценарии развития России на долгосрочную перспективу. М., 2011
-
Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. – 2010. – № 1(66). – С. 50–52. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Грошев И.,Краснослободцев А. Организационная культура. – М.: Юнити, 2013. – 528 с. ↑
-
Долженко Р.А. Системный подход к управлению трудовой мотивацией персонала // Российское предпринимательство. – 2010. – № 8. – Вып. 2(165). – С. 70–75. ↑
-
Ахметова Л. Мотивационный менеджмент // Массовая коммуникация. – 2010. – № 3. – С. 14. ↑
-
Козлов В., Одегов Ю., Сидорова В. Организационная культура. – М.: КноРус, 2013. – 272 с. ↑
-
Шейн Е.Г. Организационная культура и лидерство. – СПб., 2012. – 352 с. ↑
-
Бусыгин О. В. Организационная и корпоративная культура промышленного предприятия: проблема диагностики в процессе управления: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с. ↑