Файл: Объекты налогообложения: учет, регистрация, контроль».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Общие принципы определения объекта налогообложения
1.2. Объекты налогообложения юридических лиц
1.3 Объекты налогообложения физических лиц
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ, РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «АНТИМ»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Характеристика объектов налогообложения и налоговых выплат на предприятии
2.3. Оценка налоговой нагрузки и факторов, влияющих на нее
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ВЫПЛАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АНТИМ»
Таким образом, ООО «АНТИМ» сможет сэкономить 2 475 тыс.руб. в год на налогах при делении бизнеса на два юридических лица. Данная сумма моментально окупит затраты на организацию юридического лица.
Экономию возможно увеличить при рациональном расширении количества юридических лиц на УСН. Например, открытие второго предприятия ООО «Венера-2» позволит увеличить экономию в два раза.
Налоговая нагрузка от применения данного способа оптимизации уменьшится на 0,08%.
Учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим выплатам в пользу сотрудников занимает в ООО «АНТИМ» одно из главенствующих мест в системе бухгалтерского учета. Многочисленный кадровый состав, функциональное деление на отделы, исполняющие различные обязанности, вызывают необходимость оптимизации данного участка с целью получения объемной и достоверной информации.
Многие специалисты в области учета и налогообложения убеждены, что оптимизация учета оплаты труда является вынужденной мерой не только в трудные времена, но и необходима в условиях высококонкурентной среды.
Одним из самых простых способов уменьшения расходов является сокращение численности сотрудников. Однако практика показывает, что данная мера является крайней, и в долгосрочной перспективе, как правило, оказывает обратный, экономически невыгодный эффект.
Рассмотрим пути решения проблемы оптимизации затрат путем изменения методики бухгалтерского учета расходов на оплату труда. При этом рассмотрим те варианты оптимизации расходов, которые возможно произвести путем изменения учетной политики, методов ведения бухгалтерского учета и кадровой стратегии в целом.
2. Передача объемов работы на аутсорсинг. Аутсорсинг – это поиск ресурсов во внешней среде организации. Организационное решение о передаче на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими и (или) управленческими знаниями и средствами в какой-либо области.
ООО «АНТИМ» имеет в штате несколько сотрудников, исполняющих функции по IT- сопровождению деятельности. Сумма оклада IT-специалиста составляет 65 000 руб. Надбавки и премии не предусмотрены. Экономический эффект от перевода сотрудников на работы по аутсорсинговому договору представлен в таблице 3.3. Стоимость услуг представлена без учета НДС.
Таблица 3.3
Расчет экономического эффекта от привлечения сотрудников по аутсорсингу
Привлечение по трудовому договору |
Привлечение по договору аутсорсинга |
||||
Оклад |
Налоги/ взносы |
Уменьшение прибыли |
Сумма услуг |
Налоги / взносы |
Уменьшение прибыли |
65 000 |
19 500 |
84 500 |
65 000 |
0 |
65 000 |
Влияние на налог на прибыль (20%) |
|||||
-13 000 |
-3900 |
х |
-13 000 |
х |
х |
Предприятие при заключении договора аутсорсинга на 1 месяц увеличивает бухгалтерскую прибыль на 19500 руб. (84500 руб. — 65000руб.). В год – на 234 000 руб. С учетом того факта, что сумма начисленных взносов уменьшает налогооблагаемую прибыль, предприятие заплатит больше налога на прибыль в сумме 3900 руб. в месяц, а за год – 46800 руб.
3. Доплата сотрудникам за совмещение функций. Данный способ целесообразен при отсутствии основного сотрудника, например, во время болезни или уходе в декретный отпуск.
Предлагается доплата собственным сотрудникам за совмещение функций. Например, менеджеру по продажам с юридическим образованием, который кроме основной работы оформляет текущие договоры, дополнительная работа позволяет не терять квалификацию юриста.
Представим, что менеджеру по продажам за выполнение функций помощника юриста (составление договоров) производится доплата в размере 50% от оклада помощника юриста.
Передав функции юриста, предприятие экономит на заработной плате юриста, оплачивая выполнение его функции в уменьшенном размере и взносах на обязательное социальное страхование.
Расчет экономической выгоды от совмещения обязанностей представлен в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Расчет экономической эффективности от совмещения обязанностей одни сотрудником
Категории расходов |
Сумма затрат, руб. |
|
До реформ |
После реформ |
|
Заработная плата менеджера по продажам |
28 000 |
45 500 |
Заработная плата помощника юриста |
35 000 |
х |
Взносы на обязательное социальное страхование |
18 900 |
13 650 |
Итого расходы |
81 900 |
59 150 |
Положительный экономический эффект |
+22 750 |
|
Влияние расходов на сумму налога на прибыль |
-16 380 |
-11 830 |
Отрицательный экономический эффект |
-4550 |
|
Общий экономический эффект |
18 200 |
За счет снижения сумм расходов налогооблагаемая прибыль возрастает на 4550 руб. в месяц, но нивелируется положительным эффектом от экономии на заработной плате и взносах. Таким образом предприятие экономит 218 400 руб. в год.
Расчет общего экономического эффекта от способов оптимизации оплаты труда и взносов рассчитан в таблице 3.5.
Таблица 3.5
Расчет общего экономического эффекта от предлагаемых мероприятий
Статьи расходов |
До реформ |
После реформ |
||
За месяц, руб. |
За год, руб. |
За месяц, руб. |
За год, руб. |
|
1. Аутсорсинг |
||||
Заработная плата |
65 000 |
780 000 |
65 000 |
780 000 |
Взносы |
19 500 |
234 000 |
0 |
0 |
Итого |
84 500 |
1 014 000 |
65 000 |
780 000 |
Экономия |
19 500 |
234 000 |
||
2. Совмещение |
||||
Заработная плата |
63 000 |
756 000 |
45 500 |
546 000 |
Взносы |
18 900 |
226 800 |
13 650 |
163 800 |
Итого |
81 900 |
982 800 |
59 150 |
709 800 |
Экономия |
22 750 |
273 000 |
||
3. Общий экономический эффект |
||||
Заработная плата |
128 000 |
1 536 000 |
110 500 |
1 326 000 |
Взносы |
38 400 |
460 800 |
13 650 |
163 800 |
Итого |
166 400 |
1 996 800 |
124 150 |
1 489 800 |
Экономия |
42 250 |
507 000 |
Таким образом, при комплексном внедрении вышеуказанных методов предприятие ООО «АНТИМ» экономит 42 250 руб. в месяц и 507 000 руб. в год. При этом следует помнить, что снижение суммы взносов уменьшает себестоимость и увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль. Снижение суммы оплаты труда также уменьшает себестоимость и увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, расчет произведем с учетом повышения прибыли за счет экономии (табл. 3.6).
Таким образом, оптимизация трудовых расходов и взносов на 2 сотрудников вышеуказанными методами снижает налоговую нагрузку на 0,01% и экономит 196 тыс.руб. в год. На первый взгляд, данное изменение не является существенным. Но с другой стороны, объемы оптимизации трудовых расходов можно расширить, заменив аутсорсингом больший функционал, чем работу одного сотрудника, таким образом сэкономив еще большую сумму.
Таблица 3.6
Расчет экономической эффективности внедрения методов оптимизации на взносах во внебюджетные фонды в ООО «АНТИМ» в 2018 году
Показатель |
До реформ |
После реформ |
Изменение |
Темп роста, % |
Доходы |
6 523 111 |
6 523 111 |
0 |
0 |
Расходы |
6 502 745 |
6 502 238 |
-507 |
99,99 |
Прибыль |
20 366 |
20 873 |
+507 |
102,49 |
Налог на прибыль |
4074 |
4175 |
+101 |
102,48 |
Взносы |
2967 |
2670 |
-297 |
89,99 |
НДС |
232 475 |
232 475 |
0 |
0 |
Налог на имущество |
40 |
40 |
0 |
0 |
ИТОГО общая сумма налогов |
239 556 |
239 360 |
-196 |
99,92 |
Налоговая нагрузка, % |
7,88 |
7,87 |
-0,01 |
99,87 |
Кроме того, 196 тыс. руб. являются весомой суммой, на которую можно приобрести активы, финансовые вложения, спровоцировав поступление дополнительных доходов, или премировать лучших сотрудников.
Общее изменение налоговой нагрузки после внедрения трех вышеуказанных методик рассчитано в табл. 3.7.
Таблица 3.7
Расчет экономической эффективности внедрения методов оптимизации в ООО «АНТИМ» в 2018 году
Показатель |
До реформ |
После реформ |
Изменение |
Темп роста, % |
Налог на прибыль |
4074 |
4159 |
+85 |
102,09 |
Взносы |
2967 |
2670 |
-297 |
89,99 |
НДС |
232 475 |
230 011 |
-2464 |
98,94 |
Налог на имущество |
40 |
40 |
0 |
0 |
УСН |
0 |
32 |
+32 |
Х |
ИТОГО общая сумма налогов |
239 556 |
236 912 |
-2644 |
98,90 |
Налоговая нагрузка, % |
7,88 |
7,79 |
-0,09 |
98,86 |
Таким образом, три предлагаемых способа оптимизации налогообложения снижают налоговую нагрузку предприятия на 0,09%, что в сумме составляет уменьшение налогов на 2 644 тыс.руб. На наш взгляд, внедренные способы оптимизации являются экономически эффективными для ООО «АНТИМ».
Оптимизация налогообложения в положительном ключе влияет не только на налоговую нагрузку, но и финансово-экономические показатели предприятия в целом. Произведем оценку разницы основных экономических показателей ООО «АНТИМ» до и после реформирования системы налогообложения (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Основные показатели деятельности ООО «АНТИМ» до и после реформирования
Показатели |
2018 |
После реформ |
Изменение |
Темп роста, % |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
3 038 783 |
3 038 783 |
0 |
0 |
Себестоимость работ, тыс.руб. |
2 995 395 |
2 994 888 |
-507 |
99,98 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
43 388 |
43 895 |
+507 |
101,17 |
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
19 899 |
20 406 |
+507 |
102,55 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
15 489 |
15 996 |
+507 |
103,27 |
Рентабельность деятельности, % (ЧП:Выр) |
0,51 |
0,53 |
+0,02 |
103,92 |
Рентабельность основной деятельности, % ВП:Выр) |
1,43 |
1,44 |
+0,01 |
100,70 |
Предлагаемые к внедрению способов оптимизации налоговой нагрузки могут оказать положительное влияние на рентабельность предприятия. Показатели рентабельности деятельности увеличатся на 0,02%, рентабельности основной деятельности – на 0,01%.
Таким образом, нами рассмотрены три способа оптимизации налогообложения, основные на законном применении существующих налоговых норм.
Разделение бизнеса на 2 юридических лица позволит ООО «АНТИМ» сэкономить более 2 млн. руб. на уплате НДС, от которого будет освобождаться новая фирма.
Использование сил аутсорсинговых компаний, стоимость услуг которых не облагается взносами на обязательное социальное страхование, а также кадровые перестановки в компании позволят сэкономить предприятию 196 тыс.руб. в год, меняя функционал только двух сотрудников.