Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ конкурентов на рынке и определения собственной конкурентоспособности
1.1. Анализ конкурентов на рынке
1.2. Определение собственной конкурентоспособности
2.1. Конкурентный анализ компании на рынке производства резиновых и пластмассовых изделий
2.2. Конкурентные преимущества и конкурентные недостатки ООО "КАДЕС-Пласт"
2.3. Анализ конкурентных действий, осуществляемых компанией в конкурентной среде бизнеса
Глава 3. Разработка новых приемов и моделей конкурентного поведения компании ООО "КАДЕС-Пласт"
3.1.Проект мероприятий по оптимизации конкурентных действий компании в отношении прямых конкурентов
Введение
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности.
Насыщение рынка товарами и услугами усиливает соперничество между производителями за рынки сбыта, а значит, решающим фактором коммерческого успеха в рыночной экономике становится конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающее такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д.
Целью написания курсовой работы служит разработка проекта мероприятий по оптимизации конкурентных действий производственной компании ООО "КАДЕС-Пласт" на рынке производства резиновых и пластмассовых изделий.
Для этого был определен сопутствующий достижению цели ряд задач:
- Провести теоретический анализ конкурентов на рынке
- Определение собственной конкурентоспособности
- Охарактеризовать конкурентные преимущества и конкурентные недостатки ООО "КАДЕС-Пласт"
- Проанализировать конкурентные действия, осуществляемые компанией в конкурентной среде бизнеса
- Разработать проект мероприятий по оптимизации конкурентных действий компании в отношении прямых конкурентов
- Осуществить расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Объектом курсовой работы является производственная компания ООО "КАДЕС-Пласт".
Предметом служит механизм разработки приемов и моделей конкурентных действий.
В процессе написания курсовой работы применялись общенаучные методы познания: анализ, синтез абстрагирование, обобщение, логический метод.
Структура и объем курсовой работы. Содержит 47 страниц основного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающий 21 источник. Отдельным разделом выделены приложения на страницах 48-49. Результаты анализа представлены в 20 таблицах и 10 рисунках.
Глава 1. Теоретический анализ конкурентов на рынке и определения собственной конкурентоспособности
1.1. Анализ конкурентов на рынке
Для каждого рынка товара идентифицируются наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы (рисунок 1):
Группы организаций по роли в конкурентной борьбе
организация, нашедшая рыночную нишу
последователь
претендент
рыночный лидер
Рисунок 1. Группы организаций по роли в конкурентной борьбе[1]
В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает задача сужения круга исследуемых конкурентов или, говоря другими словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного, приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов другие претенденты и некоторые лидеры. Очевидно, что лидеры и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы сильным образом на рынке не пересекаются[2].
Другая концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. Далее для уточнения списка приоритетных конкурентов могут проводиться специальные маркетинговые исследования. Так для выделения продуктов-конкурентов проводятся опросы потребителей, которых спрашивают, когда они в последний раз купили «Пепси» и какие другие альтернативные напитки они могут указать. Подобную информацию могут дать также розничные торговцы. В данном направлении проводят и более глубокие исследования, используя потребительские панели. На основе дневников членов панели, помимо изучения общих вопросов потребления тех или иных напитков, определяют ситуации их потребления (утром, днем, вечером, каждодневное потребление, на приемах или вечеринках и т.п.). Затем все напитки группируются по ситуациям их применения. Данная информация также используется при определении приоритетных конкурентов[3].
Дальнейшая конкретизация группы приоритетных конкурентов продолжается по критерию сходства используемых им рыночных стратегий, скажем, по качеству и цене.
Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией[4]:
1. Каковы основные цели конкурента?
2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббисткая, маркетинговая[5].
С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения (Приложение 1).[6]
В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности.
1.2. Определение собственной конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды[7]. На сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это (таблица 1):
Таблица 1
Базовые подходы к оценке конкурентоспособности[8]
№ п\п |
Подход |
Характеристика |
1 |
дифференциальный |
в результате оценки которого устанавливается: достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых |
2 |
маркетинговый (комплексный) |
основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра |
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить что, существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются в основном продукции и в меньшей степени затрагивают деятельность предприятия.
При формировании конкурентных преимуществ главное ― понять, что есть у предприятия такого, чему клиенты порадуются, а конкуренты позавидуют. Конкурентные преимущества можно выстроить на основании определенных потребительских ценностей[9].
Определив конкурентные преимущества, можно создать эффективную рекламу, привлекательные презентации и работающий сайт. Все инструменты будут наполнены смыслом и потребительской ценностью[10].
Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия формируется под влиянием факторов внешней и внутренней среды, одни из них являются объективно обусловленными, другие – результатом управленческих решений менеджмента организации. Однако и в первом случае искусство управления позволяет обеспечить максимальную адаптированность и обратить открывающиеся возможности в повышение конкурентоспособности предприятия[11].
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование[12]. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонентов (таблица 2):
Таблица 2
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация[13]
№ п\п |
Подход |
Характеристика |
1 |
Экономические факторы |
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как |
Продолжение Таблица 2[14]
№ п\п |
Подход |
Характеристика |
возможность. |
||
2 |
Политические факторы |
Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение: какие программы водворяют в жизнь различные партии, какое отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и т.д. |
3 |
Рыночные факторы |
Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного рыночного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие науспехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам. |
4 |
Технологические факторы |
Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. |
5 |
Международные факторы |
Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах могут подразумевать усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение |