Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время специалисты в области риск-менеджмента опираются на различного рода документы (порядок, положения, инструкции и т.п.), в той или иной мере описывающие процессы, в которых с определенной степенью детализации излагается порядок реализации данных процессов. Но из указанных документов достаточно сложно извлечь нужную информацию, а также довести ее до различных групп пользователей. При этом для персонала, который сопровождает текущие операции, важна четкая и однозначная моделирование всех бизнес-процессов. Сотрудник должен до автоматизма довести последовательность действий, избегая собственных интерпретаций.

Внедрение моделирования бизнес-процессов позволяет повысить организационную эффективность, что может быть выражено в структурировании работы, исключении дублирования функций, ликвидации лишних производственных звеньев, автоматизации обработки информации.

Предметом исследования курсовой работы является процесс моделирования бизнес-процессов, направленных на повышение конкурентоспособности и клиентоориентированности продаж торговой компании.

Объектом исследования является бизнес-процессы ООО «Абсолют».

Целью данной работы является комплексный анализ бизнес-процессов торговой компании на примере ООО «Абсолют», а также определение стратегии и разработка моделирования бизнес-процессов.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Изучить теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов торговой организации.

2) Провести комплексный анализ деятельности ООО «Абсолют».

3) Проанализировать бизнес-процессы ООО «Абсолют» с клиентами.

4) Определить необходимость моделирования в ООО «Абсолют» на основе проведенного анализа.

5) Определить стратегию моделирования бизнес-процессов в ООО «Абсолют» и разработать моделирование бизнес-процессов в рамках управления клиентоориентированными продажами в ООО «Абсолют».

Теоретической базой исследования послужили труды, затрагивающие исследуемую проблему таких авторов как А.П. Антюхина, Н.В. Бекетов, О.В Богданова, А. В. Варзунов, Е.В Виноградова, Н.Б. Елишен, Ю.А. Зеленков, М.В. Зозуля, С.М. Ковалев, А.С. Козлов, В.А. Лопатин, А.В. Лукьянов, К.Н. Мезенцев, В.В. Репин и др.

Практическая значимость работы заключается в исследовании моделирования бизнес-процессов, а именно внедрение порядка проведения маркетинговых исследований для улучшения эффективности деятельности торговой компании. Разработанный алгоритм позволяет проанализировать результаты исследования и на их основе обосновать прогнозы развития компании на территории г. Бузулука Оренбургской области.


Полученные результаты могут способствовать дальнейшим исследованиям в области моделирования бизнес-процессов торговых компаний.

Структура работы обусловлена целями и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и сущность моделирования в организации

Бизнес-процессы есть во всех организациях. Нередко они выполняются интуитивно. При этом разные исполнители выполняют одни и те же процессы по-разному. Это приводит к непрозрачности организации, конфликтам, невоспроизводимости результатов, возможности злоупотреблений. Все эти явления снижают производительность и управляемость организации.

В настоящее время все больше организаций вкладывают свои ресурсы в разработки по повышению организационной эффективности. Объектом инвестирования являются процессы, которые происходят в организации.

В современных концепциях менеджмента все чаще употребляются понятия «реинжиниринг», «реструктуризация», «реорганизация».

Нам бы хотелось предложить несколько иную концепцию повышения организационной эффективности – моделирование управления, которая тесно связана и с реструктуризацией, и с реинжинирингом, и с реорганизацией.

Каждое из названных понятий является самостоятельной концепцией организационных изменений и затрагивает ту или иную область моделирования управления.

Реструктуризация – это совершенствование организационной структуры путем изменения структурных единиц и связей между ними, устранения малопроизводительных структурных звеньев, отказа от сложившихся бюрократических подходов в управлении, преобразование иерархических уровней. Цель реструктуризации, как и многих программ по оптимизации деятельности, – повышение эффективности за счет изменения контроля над использованием ресурсов [25, с. 52].


Под реинжинирингом понимается фундаментальный пересмотр и радикальное реконструирование бизнес-процессов с целью значительных улучшений показателей бизнеса. Реинжиниринг – это новая концепция проектирования работы по горизонтальным, идущим от начала до конца, процессам создания продукта для потребителя. Основное внимание уделяется управлению процессами, которые пересекаются со всеми или большинством функциональных задач организации (например, выполнением заказа, бюджетированием, закрытием периода и т. д.) [32, с. 17].

Изменение в процессах может потребовать радикальных изменений в структуре организации.

Реорганизация – понятие более широкое, чем реструктуризация и реинжиниринг [22, с. 64]. Кроме изменения организационной структуры и оптимизации процессов результатом реорганизации могут стать смена высшего руководства или профиля деятельности (переход в другую отрасль, смена рынка и т. д.), изменение организационной культуры либо вида организации как юридического лица.

Таким образом, профилирующее воздействие реструктуризации – это организационные структуры и частично нормативные документы, реинжиниринга – бизнес-процессы и частично нормативные документы, реорганизации – практически все области деятельности организации, включая вышеназванные.

Понятие моделирования как комплексного явления можно рассматривать с точки зрения следующих составляющих:

– суть явления моделирования;

– результат моделирования [4, с. 13].

Как явление моделирование представляет собой процесс описания объекта с помощью специальных инструментов для отражения картины происходящего, а также создания способов взаимодействия и выполнения работы.

Результатом моделирования будут созданный набор зафиксированных на бумажном или электронном носителе состояний составляющих областей организации (организационная структура, бизнес-процессы, организационные нормативы, коммуникация), а также внедренные средства моделирования.

Под объектом моделирования понимаются составляющие области организации, а под инструментами – шаблоны организационных структур, описания бизнес-процессов и нормативных документов.

Под средствами моделирования подразумеваются общепринятые системы взаимодействия в организации и системы автоматизации [27, с. 45].

В настоящее время в связи с усложнением бизнеса, бизнес-процессов и бизнес-деятельности к системам поддержки бизнес-процессов (или бизнес-деятельности) предъявляют высокие требования.


В частности требуется, чтобы система была многоцелевой, многокритериальной и многофункциональной или многооперационной.

Построение систем, соответствующих требованиям многофункциональности, многооперационности возможно на основе множества: сценариев выполнения процессов бизнес-деятельности в различных режимах, моделей и методов выполнения рабочих операций процессов бизнес-деятельности, на основе которых происходить выполнение сценариев поддержки процессов бизнес-деятельности [12, с. 148].

Программную реализацию такой полимодельной системы возможно осуществить на основе следующих технологий программирования:

– модульного программного обеспечения системы (ПО);

– пакетного ПО;

– компонентного ПО;

– сервисного ПО [5, с. 27].

Согласно концепции этих технологий каждая модель и метод выполнения задачи или заданий бизнес-процесса или бизнес-деятельности программно реализуются или программируются отдельными программными единицами – модулями. Далее, в зависимости от среды вычисления (операционной системы, системного программного обеспечения и вычислительной системы) и от политики и тактики принятой проектировщиками и разработчиками полученные программные модули оформляются в виде пакетов, компонентов, модулей и сервисов. Каждый из этих видов артефактов обеспечивает реализацию определенной формы взаимодействия между собой в ходе решения общей задачи.

Моделирование бизнес-процесса предполагает построение множества моделей рабочих операций процессов бизнес-деятельности и множества моделей их взаимодействий для цели автоматизации бизнес-деятельности [7]. Следует отметить, что процесс поддержки бизнес-деятельности ведется системой, построенной на основе разработанного математического обеспечения, обеспечивающего решение задачи автоматизации процессов бизнес-деятельности компании.

По мнению Р.К. Ускенбаевой, для правильной моделирования бизнес-процесса необходимо начинать с построения диаграммы общей архитектуры замкнутой бизнес-деятельности (БД) компании [33, с. 206]. Общая внешняя архитектура замкнутой БД представлена на рисунке 1.

Деятельность: бизнес-процесс, процесс управления БД, организация БД

Управление: миссия и стратегия ведения БД

Управление: миссия и стратегия ведения БД

ВХОД

ВЫХОД

текущие

результаты

текущие

Рисунок 1 – Архитектура бизнес-деятельности


Таким образом, отметим, что на основе данной методики моделирования бизнес-процессов можно разрабатывать методы эффективного проектирования системы многооперационной поддержки бизнес-деятельности торговой компании

1.2. Описание, оптимизация и автоматизация бизнес-процессов

Моделирование в организации следует рассматривать по частям, относительно той области организации, которая подвергается моделирования:

— проектирование организационных структур;

— описание, оптимизация и автоматизация бизнес-процессов;

— создание организационных нормативов;

— автоматизация коммуникации.

Теперь рассмотрим более детально вопросы моделирования различных областей деятельности организации.

Вся деятельность организации состоит из процессов, которые были наработаны сотрудниками и руководством. Никто не способен детально знать все процессы не только в организации в целом, но и в какой-то функциональной службе, по двум причинам:

– организационные процессы охватывают всю деятельность организации;

– они подвержены изменениям, о которых руководство может не знать.

Более того, далеко не каждый руководитель подразделения имеет представление обо всех процессах, происходящих внутри его службы даже на общем уровне. Стандартная квалификация руководителя в этой области представление принципиальной схемы бизнес-процессов своего подразделения и понимание задач, стоящих перед другими подразделениями. Для организации типична ситуация, когда:

– руководство представляет только принципиальную схему взаимодействия групп в подразделении;

– среднее звено осознает часть общего процесса более подробно, чем руководство, но не видит процесса в целом;

– исполнители хорошо разбираются в процессе (или процессах), в которых непосредственно участвуют, и в общих чертах понимают, чем занимается их группа внутри подразделения [9, с. 37].

Существование такой ситуации не позволяет сотрудникам оценить качество процессов в организации. В результате деловые отношения строятся только на основе customer – supplier relationships, когда участники звеньев взаимодействуют на уровне показателей, которые ожидаются от других сотрудников – без понимания общей картины происходящего и соответственно без возможности группового поиска путей улучшения работы.