Файл: Разработка и реализация конфигурации «Спорткомплекс» на платформе 1С:Предприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 714

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленное сравнение позволяет определить, что высокая стоимость решений и сложность доработки под нужды учреждения приводят к тому, что для автоматизации деятельности спорткомплекса необходимо выполнить разработку собственными силами без привлечения сторонних разработчиков и использования специализированного программного обеспечения.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Обоснование требований к разрабатываемому прикладному решению

Конфигурация должна будет выполнять следующие функции:

  • упорядочивать и ускорять процесс документооборота при посещении клиентами спортивного комплекса;
  • формирование шаблонной информации при заключении договора с клиентом на поставку услуг, с добавлением необходимых данных о клиенте и его дополнительных пожеланиях;
  • автоматизировать процесс подготовки документов, сопровождающих обращение клиента – договор на оказание услуг, отображение календарной занятости тренеров и загруженности групп;
  • автоматизировать процесс формирования квитанций для оплаты услуг групп или тренажерного зала;
  • формирование информации о загруженности тренеров в течение месяца для определения уровня выплат;
  • более обосновано управлять персоналом, ориентируясь на их успешность и эффективность
  • обеспечение поиска информации по запросу с любого рабочего места;
  • получение различных аналитических отчетов [6,7].

Разработка конфигурации «спорткомплекс» должно обеспечить:

  • автоматизацию регистрации, учета и контроля входящих, исходящих, внутренних документов при работе с клиентами, которые пользуются услугами спортивного комплекса;
  • хранение документов, группировку и разбиение их по категориям или дате создания;
  • учет предоставляемых клиентам услуг и расчет их стоимости;
  • поиск документов по реквизитам, дате создания, периоду работы, назначению или содержанию;
  • формирование отчетности по движению документов, вывод реестров договоров, квитанций, оплат за предоставленные услуги и т.п.;
  • управление правами доступа к ресурсам системы и документам.

Главное преимущество, которое дает переход к автоматизированному ведению базы данных – это быстрый поиск необходимых сведений, предоставление их в удобной форме и формирование статической информации для анализа функционирования центра.

Создание программного решения преследует следующие цели:

  • освобождение от рутинной работы менеджера спорткомплекса;
  • автоматизация большинства хозяйственных операций спортивного комплекса «Олимпиец»;
  • предоставление инструментов контроля руководству;
  • для управления комплексом необходимо разработать группу отчетов, которые будут предоставлять информацию по следующим направлениям деятельности предприятия:
    1. загруженность тренеров и групп;
    2. количество предоставленных услуг клиенту;
    3. доходы от деятельности тренера;
    4. доходы от деятельности групп;
    5. данные по клиентам;
    6. поступления денежных средств за период.
  • уменьшения затрат, связанных с репутационными издержками, возникающими из-за несогласованности времени провождения или ошибочного заполнения групп, неверного начисления суммы за предоставленные услуги.

Переход к автоматизации позволит повысить производительность труда и сократить срок выпуска отчетных форм.

Предполагается, что средой разработки будет система 1С Предприятие. Разработка будет вестись в этой среде, для этого необходимо выполнить следующие операции:

  • установить платформу;
  • создать каталог информационной базы;
  • войти в режиме Конфигуратор и выполнить разработку объектов, которые обеспечат функционирование автоматизированной системы учета посещений клиентов.

Программная реализация сводится к разработке конфигурации в среде 1С, к данной конфигурации предъявляются следующие требования.

1. Иметь средства обработки обращений клиентов – договор.

2. Осуществлять сбор информации о клиентах – хранение информации о клиентах: общие сведения, обращения, которые были ранее, контактная информация.

3. Осуществлять подготовку, и оформление договора с указанием предпочтений клиента – какая группа для занятия, тренер, вид занятия, предполагаемые услуги.

4. Иметь механизмы, обеспечивающие формирование стоимости абонемента, на основании предварительно составленного прейскуранта цен на услуги предприятия.

5. Содержать элементы, которые позволяют упростить учет продаваемых (оказываемых) услуг клиентам, с учетом имеющихся запасов;

6. Обеспечивать формирование различных отчетов для анализа деятельности менеджера, тренеров, всего спортивного комплекса.


2.2. Анализ среды разработки

Платформа 1С имеет два режима – Конфигуратор и 1С Предприятие, это означает независимую оболочку, в которой можно создавать полнофункциональные программные приложения.

При конфигурировании пользователю доступны следующие механизмы и инструменты:

  • мастера создания объектов – при создании объектов конфигурации вызывается соответствующий мастер, который позволяет выполнить построение объекта, при этом определяются данные объекта, диалоговые формы, печатные формы и макеты, обработчики;
  • мастер разработки диалоговой формы объекта – позволяет размещать ранее определенные реквизиты и задавать обработку событий на форме с использованием встроенного языка программирования;
  • встроенный язык программирования является русскоязычным, имеет развитую систему помощи и подсказок, по своей сути язык является предметно-зависимым - обработка выполняется только после какого-то действия (открытие формы, нажатие кнопки, изменение значения поля и пр.);
  • встроенный отладчик, который выполняет запуск построенного приложения, отслеживает ошибки;
  • мастер компоновки запросов – позволяет формировать запросы к информационной базе, которая располагается на платформе, данный инструмент используется для отчетов и обработок;
  • регистры хранения данных – выступают в качестве хранителей данных, аккумулируя их [9];
  • средства администрирования – инструменты, позволяющие выполнять эффективно функции администратора, за счет тестирования информационной БД, загрузки/выгрузки данных, определения активных подключений;
  • средства распределения ролей и ресурсов БД;
  • и многое другое.

2.3. Архитектура разрабатываемого прикладного решения

При построении информационной системы на базе системы «1С: Предприятие» используются различные компоненты. Этими компонентами являются [19]:

  • клиентское приложение ‑ это специальная программа, которая напрямую или опосредованно взаимодействует с базой данных с целью получения необходимых данных. Существует несколько видов клиентских приложений и технологий доступа;
  • сервер «1С: Предприятия» (в качестве полностью аналогичного термина может использоваться «кластер серверов») ‑ программа, образующая промежуточный слой между клиентским приложением «1С: Предприятия» и собственно базой данных;
  • система управления базой данных (СУБД) ‑ это программный комплекс, который обеспечивает управление физическими таблицами с данными, гарантирует их целостность и согласованность, а также предоставляющая доступ к этим данным с помощью специального языка работы с данными;
  • веб-сервер ‑ программный продукт, принимающий HTTP-запросы от клиентов и передающий эти запросы для исполнения соответствующим обработчикам. Если запросы поступают от клиентского приложения «1С: Предприятия», то в процессе обработки запросов происходит взаимодействие с информационной базой «1С:Предприятия».

В рамках любой информационной системы, построенной на базе «1С: Предприятия», будут участвовать один или несколько (в том числе и все) вышеперечисленные компоненты. При этом сама информационная система будет различаться вариантами работы, видами взаимодействия, используемыми клиентскими приложениями и технологиями доступа.

«1С: Предприятие» поддерживает два варианта работы:

  • файловый вариант;
  • клиент-серверный вариант.

Файловый вариант работы с информационной базой рассчитан на персональную работу одного пользователя или работу небольшого количества пользователей в локальной сети. В этом варианте все данные информационной базы (конфигурация, база данных, административная информация) располагаются в одном файле [21].

Такой вариант работы обеспечивает легкость установки и эксплуатации автоматизированной системы. При этом для работы с информационной базой не требуются дополнительные программные средства, достаточно иметь операционную систему и «1С: Предприятие».

Файловый вариант «1С: Предприятия» обеспечивает высокую целостность информационной базы и простое создание резервных копий. Исключена ситуация, когда пользователь может по ошибке (например, при копировании информационной базы) перепутать различные файлы информационной базы и привести, таким образом, систему в неработоспособное состояние. На рисунке 12 изображены виды подключения клиентских приложений в случае файлового варианта работы.

Рисунок 12 – Связи компонентов в файловом варианте

Клиент-серверный вариант предназначен для использования в рабочих группах или в масштабе предприятия. Он реализован на основе трехуровневой архитектуры «клиент-сервер».

Клиентское приложение взаимодействует с сервером «1С: Предприятия», который взаимодействует с одной из поддерживаемых СУБД. При этом физически кластер серверов «1С: Предприятия» и СУБД могут располагаться как на одном компьютере, так и на разных. Это позволяет администратору при необходимости распределять нагрузку между серверами.

Использование кластера серверов «1С: Предприятия» позволяет сосредоточить на нем выполнение наиболее объемных операций по обработке данных. Например, при выполнении даже весьма сложных запросов программа, работающая у пользователя, будет получать только необходимую ей выборку, а вся промежуточная обработка будет выполняться на сервере. Обычно увеличить мощность кластера серверов гораздо проще, чем обновить весь парк клиентских машин. На рисунке 13 изображены виды подключения клиентских приложений в случае клиент-серверного варианта работы системы «1С:Предприятия».


Рисунок 13 – Связи компонентов в клиент-серверном варианте

Другим важным аспектом использования 3-уровневой архитектуры является удобство администрирования и упорядочивание доступа пользователей к информационной базе. В этом варианте пользователь не должен знать о физическом расположении конфигурации или базы данных. Весь доступ осуществляется через кластер серверов «1С: Предприятия». При обращении к той или иной информационной базе пользователь должен указать только имя кластера и имя информационной базы, а система запрашивает соответственно имя и пароль пользователя [20].

Еще одним важным аспектом 3-уровневой архитектуры является более высокий уровень безопасности данных. Непосредственно с данными оперирует сервер приложений, а клиентское приложение получает доступ только к серверу приложений и тем данным, которые может получить пользователь, от имени которого работает клиентское приложение.

В качестве архитектуры для разрабатываемой системы выбрано клиент-серверное соединение, это повлечет к изменению текущей аппаратной структуры (рис.14).

Рисунок 14 – Измененная ИТ архитектура спорткомплекса

Наиболее оптимальной конфигурацией сервера является:

  • 2U Rackmount сервер хранения данных STSS Flagman SX123.5-012LH;
  • дисковый массив SATA / SAS 6G RAID 0,1,10,5,50,6,60, кэш 512МБ (опционально, батарейное питание, по копированию данных в энергонезависимую память)
  • дисковая подсистема до 12-ти 3.5 "(LFF) SATA / SAS HDD / SSD с горячей заменой + до 2-х 2.5" (SFF) SATA / SAS HDD / SSD с горячей заменой;
  • 4-канальный интегрированный сетевой адаптер 1 Гбит / с;
  • процессор Intel® Xeon® серии E3-1200 v6 или v5 (Kaby Lake или Skylake, 4 ядра, 8MB Smart cache, 8.0GT / s DMI), Intel® Core ™ i3-7000 или i3-6000, Intel® Pentium ™ G4000 , Intel® Celeron® G3900 (Kaby Lake или Skylake, 2 ядра, 2/3 / 4MB L3 cache, 8.0GT / s DMI)
  • до 64Гб оперативной памяти DDR4-2400 ECC Unbuffered;
  • система удаленного управления сервером IPMI 2.0 Server Management with KVM-over-LAN & Virtual media redirect;
  • отказоустойчивая 1 + 1 система электропитания с поддержкой горячей замены блоков питания;
  • корпус 2U Rackmount (глубина 648мм)

2.4. Описание основных объектов (элементов) разрабатываемого прикладного решения