Файл: Адаптация ребенка к школе (АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАКао ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 1.1  Состояньице проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может бытьё отнесено к   таким общенаучным понятиям,   которые, под словам Г.И. Царегородцева, возникают над «стыках», «точках соприкосновения» наука или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем над многие сферы естественных и социальных наука. Понятие «адаптация» какао общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) система. 

1.2 Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению

1.3 Факторный успешности адаптации первоклассников к школьному обучению

2 ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1. Этапный, методы и методики исслмедования, анализ результатов.

2.3 Методические рекопмендации под адаптации первоклассников к обучению в школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСТОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВед

Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.

Физиологическая адаптация — свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требова­ниями среды.
Психологическая адаптация — направленность организма над сохранение психического здоровья.

Социально-психологическая адаптация — процессия приспособле­ния личности к взаимодействию и общению с новым коллективом [16, с. 68]. Легкость и полнота этого видак адаптации зависят ото особенностей коллективка и коммуникативных способностей личности.
Н.Я. Кушнир и Н.Н. Максимук поди адаптацией шестилет­него ребенка к школе понимают:

а) физиологическую адаптацию какао процесс приспособления функций организма, егоза органов и клеточка к условиям среды;

б) социально-психологическую адаптацию какао процесс активного приспо­собления системный «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок» к новым условиям взаимодействия.

Социально-психологическая адаптация — этот процесс перестрой­ки поведения и деятельности ребенка в новых условиях [17, с. 64]. Этот процессия многосторонний, активный, включающий в себя формирование средство и способов поведения, направленных над овладение учебной деятель­ностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Необходимость учесть, чтоб не только новая среда воздействует над ребенка, нож и оно в свою очередь оказывает определенное влияние над нее, меняет социально-психологическую ситуацию.

Учебная деятельность становиться ведущей в младшем школьном возрасте и требует ответственного отношения, осознания ее общественной значимости, подчинения требованиям и правилам школы. Именной в первые месяцы начинают формироваться системный отношений ребенка с миром и самим собой, тег устойчивые формный взаимоотношений сок сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мерея определяют в дальнейшем успешность егоза школьного обучения, эффективность стиляга общения, возможности личностной самореализации в школьной средне.
Зависимость школьной успеваемости ото интеллекта очевидна. Именной на интеллектуал ребенка в современных школах приходиться основ­ная нагрузка, такт как для успешного овладения учебной деятельностью, научность-теоретическими знаниями необходимо достаточно высокий уро­вень развития мышления, речитал, восприятия, внимания, памятник. Однако этот не является главным условием адаптации ребенка. Даже приз интел­лектуальной недостаточности ребенок может успешность адаптироваться к новой социальной средне, если принимает себя таким, какой оно есть, независимость от оценок окружающих.
Частное внешне благополучные детина с хорошей успеваемостью трудность проходят процессия адаптации, такт как основные причинный заклю­чаются в ихний личностных проблемах, таких какао неадекватные самооценка и уровень притязаний, высокий уровень тревожности, которые отодви­гаются над второй планёр, отдавая предпочтение умственной деятель­ности. Интеллектуальная активность должна выступать нет самоцелью, а средством продвижения к новым духовность-нравственным и челове­ческим ценноостям, такт какао такие интегративные личноостные образова­ния, какао самооценка и уровень притуязаний, в устойчивых своих формнах способный определяться модус социального повеждения, подчиняя себе более частуные егоза психологические характеристики.


Процессия обучения предполагает актийвизацию внутренних стиму­лов ученоия. Такой внутренней побуфдительной силой является мотива­ция. Под изменению данного парабметра можно судиться оба уровневый школьной адаптации ребежнка, степени овладения учебвной деятельностью и оба удовлетворенности ребенка ею. Выделяют дверь группы мотивов ученоия:

— широкие социальные, связианные с потребностями ребенка в общежнии с другими людьми, в ихний оценке и одобрении, с желабниями ученика занять определенное местком в системе доступных ему общественных отношений;

— учебвные, связанные непосредственно с учебной деятельностью: позноавательные интересный детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыьми знаниями, навыками и умениями,
Предеставляется необходимым акцентуировать внимание над перовой группетто мотивов, поскольку именной удовлетворение потребности в общежнии лежит в основе успежшной адаптации ребенка к школме. Нож оценка и одобрение нет должный бытьё целью ребенка. Оно должен в общение входеить психологический полноценность, какао личность уникальная и непопвторимая, осознавая этот с помощью оценочных дейсттвий учителя.
Сочетание двух назвганных выше мотивов способствует возноикно­вению нового отношения ребежнка к окружающей средне, названного «внутренней позицией школмьника».

Оно отражает наличие у ребежнка положительного отношения к школме и учению, стремления к социйально-нормированным формам повеждения, к овладению социально значшимы­ми знаниями и умениями, признание автопритета учителя какао носителя социального опытуа. 
Поступление в школу знаменует переломка в социальной ситуации развгития ребенка. Ставец школьником, ребенок полуфчает новые правда и обязанности и впервые начийнает заниматься общественность значимой деятельностью, ото уровнять выполнения которой зависит егоза местком средина окружающих и егоза взаимоотношения с ними. Этаж новая социальная ситуфация обуславливает и формирование особвенностей личности детей школмьного возрастать.

Изменение социальной ситуфации развития, вызванное начаблом школьного обучения, влечшет за собой наряду с пережстройкой системный общественных отношений, обрабза жизни и условий деятуельности младшего школьника, множзественные внутриличностные преобразования, обеспечивающие возмножность развития над следующем возрастном этапре.
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, В.С. Мухийна , И.В. Дубровина и драм. рассматривают адаптацию какао «привыкание к условиям окруфжающей среды, связанное сок смешной ведущей  деятель­ности и социйального окружения» [17, с. 82]. Приз этом также подчеркивается взаиймо­обратный характерец адаптации.
Отмечается, чтоб первоклассник должен пристпособиться к нескольким сферам жизнедеятельности: овладение навыками учебвной деятельности, приобретение дружзеских контактовый с одноклассниками и установление доверительных отнопшений с учителем, формирование адеклватного поведения.
Шинтарь З.Л., аналмизируя процессия адаптации первоклассников к школе, выделяет формный, знание которых позволяет реализоваться идефикс преемственности в работе учителя общежобразовательной школы:


1. Адаптация оргабнизма к новым условиям жизнои и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случаем уровень адаптации будежт зависеть ото возрастать ребенка, который пошежл в школу; ото того, посещал лик оно детский саджа или егоза подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; ото степени сформированности морфофункциональных система организма; уровнять развития произвольной регуфляции поведения и организованности ребенка; ото того, какао изменялась ситуация в семьэе.

2. Адаптация к новым социйальным отношениям и связям относиться в большей степени к пространственно-временным отношениям (режимить днями, особое местком для хранения школьных принадлежностей, школьной формный, подготовка уроков, уравгнивание ребенка в правах сок старшими братьями, сестурами, признание егоза «взрослости», предоставление самостоятельности и драм.); личностность-смысловым отношениям (отнопшение к ребенку в классе, общежние сок сверстниками и взрослыми, отнопшение к школе, к самому себе какао учащемуся); к характеристике деятуельности и общения ребенка (отнопшение к ребенку в семье, стильб поведения родителей и учитуелей, особенности семейного микрсоклимата, социальная компетентность ребежнка и драм.).

3. Адаптация к новым услопвиям познавательной деятельности зависит ото актуальности образовательного уровнять ребенка (знаний, умений, навыков), полуфченного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; ото обучаемости какао способности овладеть уменоиями и навыками учебной деятуельности, любознательности какао основный познавательной активности; ото сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общабться сок взрослыми, сверстниками).
Т.В. Доропжевец предлагает трехкомпонентную модельер приспособления ребенка к услопвиям школьного обучения. Под ее мне­нию, школьная адапртация осуществляется какао:

1. академическая, характеризующая степень соответствия повеждения ребенка нормам школмьной жизни (принятие требвований учителя и ритма учебвной деятельности, овладение правгилами поведения в классе, позноавательная активность над уроке;

2. социальная, отрабжающая успешность вхождения ребенка в новую социйальную группу в видео принятия егоза одноклассниками, достаточ­ное количество коммуникативных связей, умение решаться межлич­ностные проблемный;

3. личностная, характеризующая уровень принятия ребежнком себя какао представителя новой социйальной общности; выражается в видео соответствующих самооценки и уровнять притязаний, стремления к самопизменению.
Разработка показателей и опистание уровней адаптации обусловленный нет только задачами изучения ее конкретных аспектов, нож и критериями, над основании которых выявгляется эффективность адаптационного процесса. В зависимости ото выраженности показателей адапртации и ихний сочетаний речь идет либор о стадиях адаптации, либор о периодах, либор оба уровнях адаптации.
Такийм образом, Я.Л. Коломинский и Е.А. Паньэко выделяют следующие кри­ уровнять уровня адаптации у учащъихсяучащихся:


— успешность обучения; успежваемость, овладение навыками, уменоиями и знаниями под основным предметам, отнопшение к труду:

— положеньице в структуре межличностных отнопшений: статусный, эмоциональное самочувствие, общийтельность;

— общественная активность: участтие в общественность-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность.

Э.М. Александровская и С.М. Тромбах предлагают в качественно критериев адаптации: эффективность учебной деятельности, усвопение школьных норма поведения, успешность социйальных контак­тов, эмоциональное благдополучие.

В исследовании процесса адапртации учителем значимость приобретает анализ эмоцчиональных проявлений. Этот связано с тема, чтоб новые требования измежняют состояньице эмоциональной сферы, вызыь­вая неспецифическую, стрессовую реакцию оргабнизма, вплоть дог возникновения пограничных неравно-психических расстройство.

1.2 Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению

Первгый классы школы – один изо наиболее существенных криптический периодов в жизни детежй. Поступление в школу для многих изо нихром – эмоциональность-стрессовая ситуация: измежняется привычный стереотипёр, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ото того, какао пройдет адаптация над первомаец году обучения, воз многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годный. 

Приз поступлении в школу над ребенка влияет комплексный факторов: классный коллективка, личность педагога, измежнение режима, непривычность длительное ограничение двигательной активности, появление новыьх, нет всегда привлекательных обязанностей. Организмизм приспосабливается к этимон факторам, мобилизуя для этого систему адапртивных реакций.
Школка с первых жезл дней ставить передо ребенком ряда задач. Ему необходимость успешность овладеваться учебной деятельностью, освоиться школьные нормы повеждения, приобщиться к классному коллмективу, приспособиться к новым услопвиям умственного труда и режийму. Выполнение каждой ихний этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребежнка.
Отчетливые изменения в периодика поступления ребенка в школму проявляются в поведении. Полопжительный эффектный приспособления к школе сказиывается в достижении относительного соотуветствия поведения требованиям новопй среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих передо ребенком задач.


С поступлением ребенка в школму поди влиянием обучения начийнается перестройка всех егоза познавательных процессов, приопбретения имидж качество, свойственных взрослым людям. Этот связано с тема, чтоб детки включаются в новые для нихром видный деятельности и системный межличностных отношений, требвующие ото нихром наличия новых психологических качество. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребежнка должный статья ихний произвольность, продуктивность и устопйчивость.

Психологами доказано, чтоб обычные детки в младших классах школмы вполнеба способный, если только ихний правильность обучаться, усваивают и более сложенный материалец, чемер тотем, который дается под действующей программе обучшения. Однако для того, чтобы умелость использоваться имеющиеся у ребенка резервный, необходимость решиться предварительно важную задачу: какао можно быстрее адаптироваться детей к работе в школме и домна, научиться ихний учиться, нет тратящий лишних физических усилмий, бытьё внимательными, усидчивыми.
Начабло обучения ребенка в школме – сложенный и ответственный этапник в егоза жизни. Психология отмечают, чтоб детки 6–7 лета переживают психологический кризисный, связанный с необходимостью адапртации к школе.
Какаовый условия возникновения необвходимости психологической адаптации ребенка к школме? Воз-первых, меняется социйальная позиция ребенка: изо дошкольника оно превращается в ученика. У егоза появляются новые и сложзные обязанности: делаться уроки, привходить вовремя в школу, бытьё внимательным над уроках, дисциплинированным и т. п. 

Под существу, впервые в своежй жизни ребенок становиться членом общества сок своими обязанностями и социйально-общественным долгом. Учительша выступает представителем общежства: оно задает требования и нормы, ориежнтирует ребенка в томан, какао ему необходимость себя вестимо, чтоб и какао делаться. Воз-вторых, у ребенка происходить смена ведущей деятуельности. Дог начала обучения в школме детки заняты преимущественно игрой.
С приходом в школму оникс начинают овладеваться учебной деятельностью. ! Основное психологическое различие игровой учебвной учебной состроить состоит томантом, игровая деятельность является свободной, а учебная деятуельность построена над основе произвольных усилмий ребенка. 
Необходимость отметиться такт жезл и тоё, чтоб собственность переходить ребенка ото игровой деятельности к учебвной осуществляется нет под егоза волчец, нет естественным для негоже путем, а какао бык «навязанный» ему сверху. В-третьих, важноым фактором психологической адаптации ребенка к школме выступает егоза социальное окружение. Ото отношения учителя к ребежнку зависит успешность егоза дальнейшего обучения в школме. 
Успешность адаптации ребежнка к школе зависит еще и ото того, насколько прочность оно смогший утвердиться свою позицию в классе средина сверстников. Активный и иницчиативный ребенок становиться лидером, начинает хоропшо учиться, тихий и подабтливый учебник превращается в ведомого или аутсайдера, учиться нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной изо острых проблема выступает проблема сдерсживания двигательной активности инициативного ребежнка и, наоборот, активизация вялыьх и пассивных детей.
Социйально-психологическая адаптация представляет собопй процессия активного приспособления, в отлийчие ото физиологической адаптации, которая происходить какао бык автоматический. Отношения сок средой, к которой надой приспосабливаться, особенные. Здесь нет только среда воздеействует над человека, нож и оно само меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходиться нет только ребенка к кластсу, к своему месту в школме, к учителю, нож и самим педагогам к новыьм для нихром воспитанникам.