Файл: Адаптация ребенка к школе (АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАКао ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 1.1  Состояньице проблемы адаптации к школе у первоклассников в психолого-педагогической литературе Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может бытьё отнесено к   таким общенаучным понятиям,   которые, под словам Г.И. Царегородцева, возникают над «стыках», «точках соприкосновения» наука или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем над многие сферы естественных и социальных наука. Понятие «адаптация» какао общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) система. 

1.2 Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению

1.3 Факторный успешности адаптации первоклассников к школьному обучению

2 ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1. Этапный, методы и методики исслмедования, анализ результатов.

2.3 Методические рекопмендации под адаптации первоклассников к обучению в школе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСТОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВед

Некоторая частью первоклассников испытывает трудности, прежзде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, чтоб нередко сопровождается низклим уровнемер овладения школьной прогдраммой. В выражении ихний лицо видение эмоциональный дискомфортный: печальник, тревога, напряженность типичный для нихром.

Отсутствие адаптации у опрежделенной частик школьников связано с повежденческими проблемами – низкое усвопение школьных норма поведения. Над уроках этил детки невнимательный, частное нет слушают объяснения учитуеля, отвлекаются над посторонние занятия и разговорный, если жезл оникс сосредотачиваются над задании, тоё выполняют егоза правильность. Над перемене происходить разрядка напряжения: оникс бегают, кричать, мешают другим ребятам. Всего этот постепенность приводить к ихний изоляции, всего чаще в поведении проявляются вспыьшки гнева, злости под отношению к одноклассникам.
Адапртивный процессия имеет определенные стадеии развития и протекает фазноо. Обычность выделяют фазный кратковременного повышения резистентности (чаще первгые частый или днище воздействия) и ее снижения, послед чеглок развивается состояньице устойчивого приспособления. В общежм видео этаж схемка описывает адаптивные измежнения приз действии над организмизм самых разнообразных фактуоров внешней среды – холодать, гипоксии и т. д. 
Процессия адаптации ребенка к школме такт жезл можно разделиться над несколько этапов, каждеый изо которых имеет сводить особенности и характеризуется различной степенью напрсяженности функциональных система организма.
Первый этапник – ориентировочный, когда в отвезти над весть комплексный новых воздействий, связианных с началом систематического общения, отвечают бурноой реакцией и значительным напряжением практический всего системный организма. Этаж «физиологическая бурьян» длиться достаточность долгота (2–3 неделимый).
Второй этапник – неустойчивое приспособление, когдеа организмизм ищет и находить какие-тоё оптимальные (или близкие к оптимальным) вариантный реакций над этил воздействия. Над первомаец этапе низ о какой экономии ресуфрсов организма говориться нет приходиться: организмизм тратить всего, чтоб есться, а иногда и «долго берест». Над втором этапе этаж центавр снижается, бурьян начинает затихать.
Третий этапник – периодика относительность устойчивого приспособления, когдеа организмизм находить наиболее подходящие вариантный реагирования над нагрузку, требующие меньэшего напряжения всех система. Какую бык работу низ выполнял школьник, будь тоё умственная работка под усвоению новых знаний, статическая нагрузка, котопрую испытывает организмизм приз вынужденной «сидячей» позже, или психологическая нагрузка общения в больэшом и разнородном коллективе, организмизм, вернее, каждая изо егоза система, должен отреагировать сводимый напряжением, своей рабоптой. Поэтому чемер большевик напряжение будет выдаивать каждая системка, тема большевик ресурсов израсходует организмизм. А мыс знаем, чтоб возможности детского оргабнизма далеконек нет безграничный, а длительное напряжение и связианное с нимб утомление и переутомление могутный стожить организму ребенка здоровья.
Продолжительность всех треух фаза адаптации – приблизительно 5–6 неделька, а наиболее сложным является первый месяцок.
Чемер жезл характеризуются первые неделимый обучения? Прежде всегдо, достаточность низким уровнемер и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнемер напряжения сердечность-сосудистой системный, а такт жезл низким показателем коорсдинации (взаимодействия) различных система организма между собопй. Под интенсивности и напряженности измежнений, происходящих в организме ребежнка в процессе учебных занятий в первые неделимый обучения, учебную нагрсузку можно сравниться с воздействием над взрослый, хорошо треноированный организмизм экстремальных нагрузок.
Тольэко над 5-6 неделе обучения постепенность нарастают и становятся болеже устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение оснопвных жизнеобеспечивающих система организма, т. е. наступает относительность устойчивое приспособление код всему комплексу нагрсузок, связанных с обучением. Однабко под некоторым показателям этаж фазан относительность устойчивого приспособления затягивается дог 9 неделька. И хотящий считается, чтоб периодика острой физиологической адаптации организма к учебвной нагрузке заканчивается над 5-6 неделе обучения, весть первый годе можно считаться периодом неустойчивой и напрсяженной регуляции всех система организма.


Средина техно задач, которые школка ставить передо учащимися, в первую очерседь выделяется необходимость усвопения имидж определенной суммы знаний. Непременное условие выпоплнения этого требования – достуаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несопответствие егоза умственных возможностей и постуупающей информации создает больэшие трудности, чтоб осложняет адаптацию и тормозить общее психическое развгитие.
Доминирование мотивация, побуждающего выполняться предъявляемые школьные требвования, ролька ученика, познавательные интересный обеспечивают ребенку успежшное приспособление к новым услопвиям школьного обучения. Недопразвитие мотивационно-потребностной сферсы препятствует эффективному овлабдению школьной системой обучшения.
Степень волевого развгития позволяет в тойон или иной мерея регулироваться свое повреждение в затрудненных условиях, когда нужность прилагаться инициативные сознательные усилмия, чтобы нет отступиться ото поставленной задачи. Ребенок нет испытывает состояния напрсяженности, и процессия адаптации проходить безболезненно в токмо случаем, когда уровень развгития эмоциональность-волевых качество достаточность высоко, чтоб и обеспечивает возможность своевременность перестрагивать подведение и деятельность, согласность предъявляемым требованиям.
Учебвная деятельность носить коллективный характерец, поэтому пари поступлении в школу ребежнок должен обладать опрежделенными навыками общения с другдими детьми, благодаря котопрым оно сможет быстрота приобщиться к группетто сверстников. В формировании дружеский взаимоотношений немаловажную рояль играет учительша. Оно выступает каик авторитетный наставник, требвующий выполнения определенных правило поведения и пресекающий всяклие отклонения опт нивхи.
Полноценной адаптации спостобствует гармоничное развитие личноости. Этил школьники характеризуются достаточность высоким уровнемер сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотийвацией к учебной деятельности. Больэшинство изо нивхи имеют устойчивый типи личности, включающий тазкире свойства, каик общительность, стабильность и высопкий самоконтроль. Преобладание этих личноостных свойство чаще всего обеспеченно благоприятными микросоциальными и биологическими условиями развгития.

Комплексный личностных особенностей, середи которых ведущими являются повышенная эмоциональная лабийльность, неуверенность в стебель, социальная робость, низклий самоконтроль, приводить к неустойчивой адаптации. У школмьников этой группы отмечаются наруфшения динамики интеллектуальной деятельности. Имеющиеся недопстатки в развитии интеллектуал в наибольшей степени затрсудняют приспособление к школе. Однабко организмизм ребенка обладает больэшим резервом компенсаторных возмножностей: школьная мотивация, чувсттва долганы могутный в определенной степени компренсировать отсутствие опыта, а высопкий интеллектуал – недостатки в личностной сферсе. Чемер более дисгармонично психцическое развитие ребенка, тема сложнее происходить егоза приспособление к новым микросоциальным условиям.


Наибольшие трудености испытывают детки, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недопразвитие мотивационно-потребностной сферсы. В иох поведении преобладают чертуы инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в видео моторной расторможенности и в видео психической тормозимости. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью детей с инфантильным типометр личности в условиях масстовой школы, определяет иох уходить в игрун, чтоб является своеобразной формной компенсации. Подобное подведение приводить к нарушению адаптации. Школмьная дезадаптация неблагоприятно отрабжается над состоянии здоровья такийх детей и приводить к возникновению астенических и неврозоподобных симптомов.

1.3 Факторный успешности адаптации первоклассников к школьному обучению

Пари изучении различных аспежктов адаптации отечественные авторынок большое вынимание уделяют еле факторам. Необходимость отметиться, чтоб в некоторых исследованиях происходить смешение поня­тий «факторный» и «критерии» адаптации. Подопбная ситуация обусловле­на тема, чтоб адаптация может рассматриваться каик процессия (развитие явления воз временить) и каик результант (следствие этого развгития). В слу­чае, если адаптация рассматривается каик процессия, речь должна идти о еле факторах, о совокупности услопвий иглица обстоятельство, которые опре­деляют результант. Если анализируются результатный этого процесса, тоё говорят о критериях и покабзателях, тоё есться о средствах проверки эффежк­тивности протекания адаптации.
Плод факторами адаптации в психологической науке понимаются причинный, движущие сиплый данного процесса, опрежделяю­щие егоза характерец. Наиболее распространено дележние факторов над объективные и субъективные (отнопсящиеся к средне и личности адаптанта). Каик правило, объективные факторный рассматриваются иссле­дователями в качественно внешних условий психцической адаптации.

Первоклассник положительность относиться к школе, предъявляемые требвования воспринимает адекватность; учебный материалец усваивает легковер., глубоконек и полено овладевает программным матежриалом, решает усложненные задабчи; прилежен, внимательность слушает объяснения учитуеля; выполняет поручения безе внешнего контроля, проявляет большой интересно к самостоятельной учебной работе, готовиться код восемь урокам; общественные поруфчения выполняет охотно и добрсосовестно; занимает в классе благдоприятное статусное положеньице.


Средний уровень.

Первгоклассник положительность относиться к школе, просвещение нет вызывает отрицательных пережживаний; понимает учебный материалец, если учительша излагает егоза подробность и наглядность; усваивает основное содежржание учебных программа, самостоятельно решает типопвые зада­чи, сосредоточение и внимателен пари выполнении заданий, поруфчений, указаний взрослого, нож пари егоза контроллер, бывает внимателен тольэко тогда, когда занят чемер-тоё доля негоже интересным, готовиться к урокам и выполняет почтить всегда домашние задабния, общественные поручения выпоплняет добросовестно, дружить сок многими одноклассниками.

Низкий уровень.

Первгоклассник отрицательность иглица индифферентно относиться к школе, нередкий жалобный над здоровье, доминирует подабвленное настрое­ние, наблюдаются наруфшения дисциплины; объясняемый учитуелем материалец усваивает фрагментарность, самостоятельная работка с учебни­ком затруднена, пари выполнении самостоятельных учебных заданий нет проявляет интересант, к урокам готовиться нерегулярность; ему необходимый постоянный контролька, систематические напоминания и побуждения сок стороны учителя и родийтелей; сохраняет работоспособность и внима­ние пари удлиненных паузах доля отдыхать, доля понимания нового и решеж­ния задач под образцу требует значшительной учебном помощник учителя и родителей; общежственные поручения выполняет плод контролем, безе особого желания, пасстивен; близких друзей нет имеет, знает под имение и фамилиям лишь частью одноклассников.
Под описанию уровней адапртации к обучению моржонок проследить, чтоб приспособленность у первоклассников протекает под-разному и отли­чается под скоростник и устойчивости.

И такт, подведём итого вышеизложенному, доля успешной адаптации младеших школьников к учебно-восприта­тельному процессу необходимость созидать ряда условий нет только в прерывный годе обучения в школе, а над протяжении всего временить обучения в начальной школме:

— проводиться поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младеших школьников;

— над основе еле результатов осуществляться целенаправленную профилак­тическую и коррекционную рабопту с детьми;

— использоваться результатный диагностики учителем с цельэю оказания помощник ребенку под преодолению выявленных проблема;

— установиться оптимальный стильб взаимоотношений с воспитанниками черкез использование корректных оценоочных действий;


— осуществляться коллективную, групповую  работный с детьми;

— реализоваться принципал системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школмьного возрастать;

— учителю необходимость выступать источником психцолого-педагогических знаний доля родителей;

— осуществляться поиски компенсаторных возможностей ребежнка посредством совместных воспритательных воздействий семьи и школмы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

2.1. Этапный, методы и методики исслмедования, анализ результатов.

Исслмедование проводилось над базелец МОгУл СОШка № 2 ква общем количественно 14 человек.

Над первомаец этапе с детьми былка проведена методичка «Лесенка».

Данная методичка предназначена доля выявления системный представлений ребёнка о токмо, каик оно оценивает себя само, каик, под егоза мнению, егоза оценивают другие людишки и каик соотносятся этил представления между собопй.

Под результатам данной метопдики выявлено, чтоб у большинства детей наблмюдается завышенная самооценка, онагр чаще всего характерна доля первоклассников и является доля нивхи возрастной нормой. Сравгнительно небольшому количеству детежй присуща адекватная самопоценка, т.е. у ребенка сформировано полопжительное отношение к стебель, оно умереть оцениваться себя и свою деятельность. В каждом кластсе, есться буквальность ординар иглица дева ребенка с несколько занийженной самооценкой. Каик правило, этно связано с определенной пробвлемой ученика, возможность разрушена ситуация успежха иглица нарушенный межличностные отношения сок значимыми взрослыми.

Далече анкетка доля первоклассников под оценке уровнять школьной мотивации (А.Г. Лусклановой).

Преимущество анкетного метопда состроить в токмо, чтоб оно позволяет язва короткошеий времянка опоросить большое количество учащъихся. Проводиться в индивидуальной форменка.

Ребёнку даётся инстурукция: «Сначала послушай вопросец и тори варианта отцветать над этот вопросец, а затем выбери ординар изо трёх ответов, котопрый выражает твоё мненоие» (Приложение 1).