Файл: Организационная культура как инструмент преодоления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по результатам исследования 1 главы можно сделать выводы.

Организационная культура — совокупность моделей поведения, кото-рые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами организационной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.

Существующая в организациях организационная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения. Организационную культуру можно рассматривать как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними.

Глава 2. Организационная культура ПАО «АВТОВАЗ»

2.1. Краткая характеристика ПАО «АВТОВАЗ»

Публичное акционерное общество «АВТОВАЗ», именуемое в дальнейшем «общество», создано по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом № 1-Р от 05 января 1993 г. в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. № 721 (в ред., утв. 27.05.2006 г.).

Общество создано без ограничения срока его действия.

Полное фирменное наименование общества – публичное акционерное общество «АВТОВАЗ», сокращенное - ПАО «АВТОВАЗ».

Местом нахождения общества является место его государственной регистрации: Российская Федерация, Самарская область, город Тольятти, Южное шоссе, 36.

Органами управления Общества являются:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров;
  • коллегиальный исполнительный орган - правление ПАО «АВТОВАЗ»;
  • единоличный исполнительный орган - президент ПАО «АВТОВАЗ».

Основными видами деятельности общества является:

  • производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего;
  • проектная, научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;
  • производство продукции производственно-технического назначения и другие виды деятельности.

ПАО «АВТОВАЗ» - крупнейшее в России предприятие по выпуску автомобилей и запасных частей.

В 2016 г. в состав производственного комплекса ПАО «АВТОВАЗ» входили производства, представленные на рисунке 1.

Производственный комплекс ПАО «АВТОВАЗ»

Металлургическое производство

Прессовое производство

Энергетическое производство

Опытно-промышленное производство

Механосборочное производство

Производство пластмассовых изделий

Рисунок 1 - Производственный комплекс ПАО «АВТОВАЗ»

Миссия ПАО «АВТОВАЗ» звучит следующим образом: «Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших работников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества».

Ценности компании: персонал компании; лояльность потребителей; сильная торговая марка; высокий научно-технический потенциал; прочная деловая репутация; социальная ответственность.

Миссия и стратегические цели ПАО «АВТОВАЗ» – являются индикатором поведения предприятия.

В таблице 1 представлены стратегические цели ПАО «АВТОВАЗ», а в таблице 2 – корпоративная философия.

Таблица 1

Стратегические цели

Лидерство

Сохранение лидерства на российском автомобильном рынке.

Активная интеграция в мировое автомобилестроение.

Достижение передового уровня квалификации персонала.

Эффективность

Эффективное управление ресурсами и затратами.

Постоянное улучшение качества.

Развитие Корпоративной культуры, ориентированной на достижение результата

Гибкость

Внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей.

Оперативное реагирование компании на требования рынка.

Обеспечение потребителей автомобилями, соответствующими международным нормам безопасности и экологии.

Таблица 2

Корпоративная философия

Наши основатели

акционеры и инвесторы. Они доверяют нам свой капитал и оценивают эффективность нашей деятельности

Наш главный ресурс

персонал. Акционерное общество представляет собой коллектив рабочих, служащих и менеджеров, в котором все работают над решением общей задачи - эффективность и прибыльность бизнеса по производству современного, качественного и максимально безопасного автомобиля.

Наши автомобили

это материальное воплощение производственной культуры акционерного общества и профессионализма его персонала.

Наши поставщики

это часть нашего коллектива. Мы развиваем долгосрочные

производственные связи с поставщиками на принципах сотрудничества, уважения, справедливости и взаимной выгоды.

Наши покупатели

«платят» нам заработную плату - наши успехи зависят от них. Их мнение - главный приоритет в деятельности акционерного общества.

Наши конкуренты

это сектор нашего особого внимания. Мы готовы к открытой и честной конкуренции - как одному из главных факторов наиболее полного удовлетворения потребностей наших покупателей.

Наше будущее

непрерывное развитие. Мы будем использовать все возможные инновации в технологиях и бизнесе. Мы готовы сотрудничать с автомобильными компаниями, работающими на благо россиян, во славу России.


ПАО «АВТОВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России, серийно выпускающий автомобили семейства LADA Priora; семейства LADA Kalina; семейства LADA Samara; семейства LADA GRANTA; семейства LADA Largus. Продолжая дальнейшее развитие модельного ряда, ПАО «АВТОВАЗ» готовит к выпуску ряд перспективных моделей. LADA Vesta — первое серийное воплощение нового фирменного стиля ПАО «АВТОВАЗ». Автомобиль создан на абсолютно новой платформе LADA В, разработанной инженерами ПАО «АВТОВАЗ» в сотрудничестве со специалистами Альянса Renault-Nissan. LADA XRAY — компактный высокий хэтчбек в стиле SUV с оригинальным дизайном, разработанным стилистами ПАО «АВТОВАЗ». Автомобиль создан в рамках сотрудничества Renault и АВТОВАЗ на платформе ВО.

Финансовые показатели предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3

Финансовые показатели деятельности ПАО «АВТОВАЗ» в 2015-2017 гг.

Показатель

2015

2016

2017

Темп роста, 2016/2015, %

Темп роста, 2017/2016, %

Выручка, млн. руб.

175 152

189 370

168 674

108,12

89,07

Валовая прибыль, млн. руб.

10 092

9 406

-5 308

93,20

-

Рентабельность по валовой прибыли, %

5,76

4,97

-3,15

-

-

Прибыль от продаж, млн. руб.

-6 640

-5 604

- 19 848

84,40

354,18

Рентабельность по прибыли от продаж, %

-3,79

-2,96

-11,77

-

-

Чистая прибыль, млн. руб.

-6 899

-25 357

- 43 233

367,55

180,50

Рентабельность по чистой прибыли, %

-3,94

-13,39

-25,63

-

-

По данным таблицы 3 видно, что выручка предприятия по итогам 2016 г. составила 189 370 млн. руб., что на 8,12 % выше показателя 2015 г. Однако, темпы роста себестоимости производства и продажи автомобилей были выше, что повлекло снижение валовой прибыли на 6,80 %. Рентабельность продаж по валовой прибыли сократилась в 2016 г. на 0,79 п.п. Величина коммерческих и управленческих расходов в 2016 г., также, как и в 2015 г. превысила валовую прибыль, что повлекло убыточность основной деятельности. В 2016 г. убыток от продаж составил 5 604 млн. руб. Однако, отметим, что это на 15,60 % меньше, чем в 2015 г. Большая величина отрицательного финансового результатам от прочих операций привела к тому, что общий убыток предприятия по итогам 2016 г. составил 25 357 млн. руб., что в 3,72 раза превышает показатель 2015 г.


В 2017 г. негативные тенденции развития предприятия усилились. Выручка от продаж сократилась на 10,93 % по сравнению с предыдущим годом. Если в 2015-2016 гг. выручка превышала себестоимость продаж, то в 2017 г. получен валовый убыток в размере 5 308 млн. руб. А с учетом управленческих и коммерческих расходов убыток от основной деятельности составил 19 848 млн. руб. В результате отрицательного финансового результата по прочим операциям, чистый убыток по итогам 2017 г. составил 43 233 млн. руб.

Таким образом, на протяжении трех анализируемых лет деятельность предприятия – убыточная. Причем убыток 2017 г. в 6,27 раза выше, чем в 2015 г. и в 1,70 раза превышает показатель предыдущего года. Непостоянство денежного потока из-за большой дебиторской задолженности оказывает влияние на уровень финансовой устойчивости корпорации, а показатели платежеспособности и ликвидности не соответствуют нормативным значениям. Рост дебиторской задолженности, низкая ликвидность баланса, недостаток финансовых средств, ограниченная платежеспособность и неустойчивое финансовое положение представляют большую угрозу для деятельности ПАО «АВТОВАЗ».

2.2. Анализ организационной культуры ПАО «АВТОВАЗ»

Немаловажную роль в формировании организационной культуры ПАО «АВТОВАЗ» играет корпоративный кодекс поведения ПАО «АВТОВАЗ». Кодекс корпоративного поведения ОАО «АВТОВАЗ» в новой редакции утвержден советом директоров 4 февраля 2011 г. Одним из основных направлений деятельности Общества в 2012 г. оставалось соответствие принципам корпоративного управления, принятым в деловой среде и закрепленных в Кодексе корпоративного поведения ОАО «АВТОВАЗ».

Важное место в системе формирования организационной культуры занимают внутрифирменные средства массовой информации. Газета «Волжский Автостроитель» является официальным печатным изданием ПАО «АВТОВАЗ». «Волжский автостроитель» - издание, распространяемое как на территории завода, так и на территории города. Периодичность данной газеты - 5 раз в неделю. Формат газеты А3, объем 8 полос. Издание выпускается заводом с 1969 г. под эгидой Компании телерадиовещания и печати ПАО «АВТОВАЗ» и на данный момент является старейшим корпоративным изданием города. Ежедневный тираж газеты составляет около 9 000 экземпляров. Газета выпускается черно-белой с добавлением синего цвета (корпоративный цвет завода) на газетной бумаге. «Волжский Автостроитель» распространяется бесплатно на территории завода, также по подписке и в розничной продаже. Газета имеет самостоятельную редакцию и печатается в организационной типографии ПАО «АВТОВАЗ».


Отметим, что газета «Волжский Автостроитель» изначально создавалась для сотрудников Волжского автомобильного завода, эта же аудитория и остается приоритетной до настоящего времени, но так как жители одного из районов города являются преимущественно сотрудниками завода, данное издание расширило территорию своего распространения и организовало подписку.

Среди постоянных рубрик издания можно выделить: «Пульс АВТОВАЗА» и «День за днем», а также различные подрубрики (итоги года, автоспорт, организационная дата). Присутствие телепрограммы на неделю как постоянной рубрики также указывает на информационную направленность данной газеты.

2.3. Проблема снижения лояльности работников ПАО «АВТОВАЗ»

Организационная культура – важнейший фактор формирования лояльности персонала. Для оценки лояльности персонала ПАО «АВТОВАЗ» использована методика, предложенная Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой. В опросе приняли 100 работников предприятия, кроме директора. Обработанные результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Распределение работников по группам лояльности

Группа лояльности

Диапазон баллов

Число работников

Удельный вес в общем числе группы работников

Высокая

54 – 90

-

Средняя

18 – 54

2

40,00

Низкая

От 18 до – 18

3

60,00

Отсутствие лояльности

От – 18 до – 90

-

По данным таблицы 4 видно, что более половины работников относятся к группе с низкой лояльностью. К группе со средней лояльностью относятся 40 % работников.

В целях комплексной оценки удовлетворенности работников им была предложена анкета, содержащая два вопроса:

1. С какой долей вероятности от 0 до 10, Вы могли бы рекомендовать свою компанию в качестве места работы друзьям, знакомым?

«0» - никогда бы не стал рекомендовать; «10» - с полной уверенностью.

2. Что является основной причиной такой оценки?

В анкетировании приняло участие 100 работников. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Ответы работников ПАО «АВТОВАЗ» (опрошено 100 работников)