Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Семья всегда остается важным очагом общества, поэтому все изменения в государстве, в общественной и политической деятельности общества отражаются на семейных взаимоотношениях. В последние десятилетия семья ощутила кризисное состояние: это постоянное повышение цен на продукты, коммунальные услуги, различные платежи, появление огромного количества безработных. Материальные возможности семьи привели к низкому уровню жизни, к расслоению людей на богатых и бедных. Современные проблемы отражаются на воспитательном процессе в семье и требуют модернизации методов и подходов в образовательном пространстве. Ослабление воспитательных функций родителей ведет к появлению неблагополучных детей уже в раннем детстве.

Модернизация российского образования в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач обучающего характера. Единство усилий семьи и педагогов является основным достижением успеха в процессе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

Проблема исследования: в образовательном процессе родители и педагоги – это воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности в процессе обучения будет успешен только в том случае, если они станут союзниками. Для решения этой проблемы необходимы новые формы взаимодействия семьи и школы, однако многие родители не идут на контакт с педагогами в связи с их занятостью или негативным отношением к самому образовательному учреждению (процессу).

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: роль и функции семьи в обучении детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: показать значимость семьи в успешном обучении младших школьников.

Гипотеза исследования: успешное обучение младших школьников возможно только в том случае, если в семье родители создают условия для развития интереса к обучению, используя разные формы сотрудничества со своими детьми.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть воздействие семьи на процесс обучения младших школьников.

2. Изучить взаимодействие семьи и школы в развитии интереса младших школьников к обучению.

3. Выявить степень заинтересованности родителей в успешности обучения младших школьников.

4. Разработать рекомендации для родителей по созданию психолого-педагогических условий для успешного обучения младших школьников.


Методы исследования:

- документально-информационный метод;

- анкетирование.

База исследования: опытно-экспериментальный этап исследования проводился в г.Иркутске в ГБОУ №77. В эксперименте принимали участие 32 родителя учащихся четвертого класса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Психологические особенности развития младших школьников

Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения детей в начальной школе, это главный период в развитии всех сфер личности. Все психофизические процессы связаны с изменением социальной роли ребенка: из дошкольника он превращается в общественного субъекта, имеющего социально значимые права и обязанности. Данный возраст, по мнению М. М. Безруких, «как бы специально предназначен для повышенной игровой двигательной активности». Образовательный процесс с нравственной направленностью имеет определенные черты, требующие самостоятельного целевого действия детей:

- условия, в которые ставятся дети, диктуют необходимость действия;

- игровое задание для младших школьников должно содержать трудность, невозможность выполнить его сразу с легкостью, иначе нет ситуации;

- задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, включать, актуализировать нравственные поступки;

- практические навыки, полученные детьми самостоятельно, служат им средством разрешения ситуации и преодоления затруднения [10, с. 29].

Учитель начальных классов создает обучающую среду, направленную на приобретение учащимися определенных умений и навыков, которые при обучении становятся подвижными и доступными для изменения. Эта внешняя организующая сила стимулирует личностно-эмоциональное развитие каждого школьника и имеет свои цели и задачи:

- способствует интеллектуальному развитию личности каждого школьника через систему урочных и внеурочных дел;


- создает условия для саморазвития и самоактуализации каждого ученика через преодоление трудностей и препятствий;

- стимулирует развитие творческих способностей учащихся;

- развивает социальные, коммуникативные навыки;

- способствует обмену мнениями и информацией;

- позволяет разнообразить методы и приемы учебной деятельности;

- развивает умение самостоятельно получать необходимую информацию;

- формирует активную жизненную позицию через коммуникативные образовательные ситуации [12, с. 36].

У детей младшего школьного возраста происходит бурный процесс формирования внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно. Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем к умственному (от I к IV классу). Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Нужно отметить, что младшие школьники начинают осознавать собственные нравственные качества и пытаются проявлять их, управлять своим поведением в учебных ситуациях, хотя не всегда успешно [6, с. 96].

Новые требования образовательного процесса требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, понять логику рассуждения каждого ученика, найти выход из постоянно меняющейся жизненной ситуации, анализировать ответы учащихся и постепенно вести их к решению проблемы. Под влиянием обучения у младших школьников постепенно начинают развиваться и такие особенности мышления, как самостоятельность и критичность. Речь является одним из важнейших психических процессов учащихся, и овладение речью идет на уроках русского языка. Важная роль в развитии речи принадлежит коммуникативной деятельности учащихся, где происходит реализация «Я – личности», «Я в обществе», «Я – нравственно-эстетические ценности». Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей. Произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемое внимания с одного объекта на другой. В среднем дети младшего школьного возраста способны удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому изучение нового материала не должно быть длительным – дети теряют к ним интерес [7, с. 76].


Восприятие у детей младшего школьного возраста (особенно во втором классе) отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности, ориентацией в происходящих событиях. Память школьников характеризуется непроизвольностью: ребенок легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Легче всего ему запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Если для учебной деятельности важно осознание мнемической задачи, то для воспитательного процесса характерно другое направление: формирование приемов распределения своей деятельности во времени, приемов самоконтроля [17, с. 82]

Ведущие потребности этого возраста — потребности в общении с родителями и ровесниками, во взаимопонимании и сопереживании, которые порождают целую группу личностных мотивов. Они выступают как сообщения ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанные на сопереживание родителей; обращения за одобрением; сообщения о чувствах симпатии, расположения и антипатии; попытки расспросить родителей о нем самом. Общение младших школьников на современном этапе строится на педагогике сотрудничества. В ходе межличностных отношений осуществляется самоутверждение личности в семье, группе, в классе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов коллектива с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в окружающем пространстве [1, с. 93].

П. П. Блонский в своей работе «Психология младшего школьника» подчеркивает, что уже во втором классе дети рассматривают себя и свое поведение не только с точки зрения личных успехов, но и как членов коллектива. У них возникают первые формы товарищеской взаимопомощи, уважение к мнению одноклассников. Вместе с коллективизмом и чувством товарищества развиваются и формируются другие нравственные качества личности: происходит дальнейшее усвоение моральных норм; обогащается эмоциональная сфера личности. [5, с. 125].

Л. С. Выготский подчеркивал, что формирование высших психических функций в детском возрасте происходит в результате социальных взаимодействий, так как данные функции имеют социальную природу. Автор рассматривает три фундаментальных понятия как единство целого: высшую психическую функцию, культурное развитие поведения и овладение процессом управления собственного поведения. Л.С. Выготский трактует социальную сферу младших школьников в качестве источника развития личности. В развитии каждого ребенка, подчеркивает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Остальные средства – язык, письмо, счет – являются вспомогательными в области поведения и мышления.


В научных исследованиях Л.С. Выготский утверждает, что «символическая деятельность младшего школьника не изобретается им и не заучивается. Знак возникает в процессе сложного развития: происходит смешанная форма, которая соединяет натуральное и культурное в поведении ребенка» [8, с. 67].

Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития» - оно обозначало расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством родителей, учителя и в сотрудничестве с ровесниками. Л. С. Выготский подчеркивает, что любое обучение ведёт за собой развитие. На основании этой модели вытекает вывод: то, что школьники делают в сотрудничестве со взрослыми, в будущем могут сделать самостоятельно, модернизируя многие детали. Однако ученый во многих исследования подчеркивал, что «обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития». Каждый школьный предмет служит той сферой, в которой совершается и осуществляется влияние обучения на развитие. Обучение само по себе не является источником развития, источником возникновения нового. Обучение будет успешным и плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, который определяется зоной ближайшего развития (в младшем школьном возрасте) » [9, с. 31].

Следовательно, младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в образовательном процессе оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Именно семья способствует самореализации детей своих возможностей и способностей, становление которых определяется и поддерживается в семье. Л. С. Выготский выдвинул идею о том, что обучение, которое происходит в образовательном учреждении, ведет к личностному развитию каждого школьника.

1.2 Семьи в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста

В образовательном процессе значительное место отводится семье. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что определяющая роль в успешности обучения детей отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и семье, которая становится координатором и регулятором в развитии личности.