Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для формирования гармонично развитой личности выпускника начальной школы необходимо было рассмотреть понятия «психологическая готовность детей к обучению» и «роль родителей в развитии личности младшего школьника». Специфика учебной деятельности в начальной школе, ее требования к индивидуально-личностным качествам и психическим феноменам обучениям и определяют содержание психологической готовности. Это глубоко отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования . Определение структуры психологической готовности возможно только с учетом структуры личности и структуры учебной деятельности, так как, по мнению исследователя А.Н. Леонтьева, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития.

Для успешного обучения младших школьников необходимо соблюдать три составляющих:

- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

- сформированность новых феноменов, соответствующих возрасту - произвольность, рефлексия, мышление;

- качественный по форме, более «взрослый» тип взаимоотношений с ровесниками и педагогами.

Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что семейные отношения оказывают неоднозначное влияние на успеваемость детей младшего школьного возраста. Отсутствие педагогической компетентности родителей чаще всего приводит к формированию тревожности у младших школьников. Было определено три группы условий, детерминирующих появления высокого и низкого уровней тревожности: 1 группа – личностные особенности ребенка, 2 группа – физиологическая сохранность ребенка, 3 группа – социальные условия, преимущественно семейный фактор.

Для исследования влияния родителей на успешность обучения было выбрано две методики: анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи» и методика А.Я. Варга и В.В. Столина «Стили воспитания в семье». Использование данных методик позволило выявить общие сведения о родителях, их стиле воспитания и стиле общения в семье. Полученный результат позволил не только определить общую характеристику каждой семьи, но и способствовал видению внутрисемейных правил, традиций и обычаев.

Было определено, что смысл психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни младшего школьника, для развития его личностно-эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности. В современных условиях обучение будет тем эффективнее, чем полнее родители будут поддерживать школьное влияние на детей.


На основании всего исследования нами были разработаны рекомендации для родителей, способствующие формированию и развитию родительской компетентности в обучении и воспитании своих детей.

Следовательно, была доказана гипотеза исследования: успешное обучение младших школьников возможно только в том случае, если в семье родители создают условия для развития интереса к обучению, используя разные формы сотрудничества со своими детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. – М., 2010. – 107с..

2. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук., - М., 2010 – 413с.

3. Бабурова И. Предъявление образца отношения как метод воспитания ценностных отношений личности // Воспитательная работа в школе. – 2012. - № 2. – С.21-33.

4. Балясная Л. К. Педагог и воспитательный процесс в школе: Теория воспитания // Классный руководитель. – 2000. - № 6. – С.3-24.

5. Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – М.: НПО «МОДЭК», 2010. – 575с.

6. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005.

7. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2013. – 178с.

8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс 2000. – 345 с.

9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собрание сочинений. Т. 6. – М.: Педагогика, 1998. – 270 с.

10. Губанова Т. М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие / Т. М. Губанова. – М.: Институт учебника Пайдейя, 2008. – 296с.

11. Дневник классного руководителя средней школы // Воспитательная работа в средней школе. – Новосибирск: Издательство «ВАКО», 2010. – С. 123-124.

12. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2010. – 588 с.

13. Жельвис Р. Воспитание и образование в XXI веке: Образовательная политика // Перемена, 2009. - № 1. – С.36-41.

14. Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 256с.

15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль, 2011. –180с.

16. Князева М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника // Начальная школа. – 2012. - № 3.

17. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – М., 2008. – 241с.


18. Новосельцева М.М. Проблемы воспитания на рубеже двух веков / Классный руководитель. – М., 2001. - № 4. – С.95.

19. Подласый П.И. Педагогика / П.И. Подласый. – М., 2001. – 437с.

20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

21. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

22. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 – 440 с.

23. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

24. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Лод ред В.В.Рубцова,М.2010

25. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991, с.86

26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. – 264 с.

27. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан.- СПб, 2010. – 263с.

28. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 224 с.

29. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: в 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Ч. 2. – 256с.

30. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение»,2006.- 130с.

31. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей./ В. Я. Пилиповский. –М., 2009 – 524с.

32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – С. 5-7.

33. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова. – М., 2011. – 329с.

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

Семья и её влияние на успешное обучение младших школьников

Приложение 1

Анкета для родителей.

Инструкция: Внимательно прочтите все пункты анкеты. Подходящий вам - подчеркните. Закончив работу, пункты анкеты с 5 по 10 проранжируйте по степени значимости в порядке убывания. Так, рядом с самым значимым для вас пунктом поставьте цифру 1 и т.д.

Анкету заполняют родители на своего ребенка

1. Фамилия имя отчество

2. Образование: - начальное; - среднее; высшее ____________________


3. Род занятий:

- творческий работник _________________________________

- инженерно - технический работник _____________________

- преподаватель _______________________________________

- медицинский работник _________________________________

- рабочий _____________________________________________

- коммерсант __________________________________________

- ведете домашнее хозяйство _____________________________

4. Семейное положение в настоящее время:

- замужем, женат ______________________________________

- разведен (а) _________________________________________

- вдова (вдовец) _______________________________________

- мать-одиночка _______________________________________

5. Характер семейных отношений:

- спокойные, доброжелательные __________________________

- спокойные, холодные ____________________________________

- эпизодические конфликты ________________________________

- частые конфликты _______________________________________

6. Из чего в вашей семье складывается традиционный семейный уклад?

- обычаи, передающиеся из поколения в поколение;

- традиционные семейные праздники;

- сердечные взаимоотношения между всеми членами семьи;

- нормы и правила семьи.

7. Как Вы оцениваете степень удовлетворенности уровнем образованности своего ребенка: - отлично; - хорошо; - удовлетворительно; - неудовлетворительно.

8. Что важно для развития личности младшего школьника:

- потребность «быть личностью»;

- потребность в развитии социально-духовной сферы;

- потребность в мотивации личных достижений в образовательном процессе;

- потребность в саморазвитии.

9. Считает ли Вы, что жилищные условия и материальное положение семьи влияют на успешность обучения ваших детей: - да; - нет; - не уверен (а).

10. Выберите предложенные внутрисемейные правила, влияющие на учебный успех младших школьников.

- активное участие ребенка в жизни семьи;

- всегда в курсе происходящих событий в школе и дома;

- оказание помощи ребенку в развитии его творческих способностей;

- уважение права ребенка на собственное мнение;

- отношение к ребенку как равноправному члену семьи;

- знание психологических и психических особенностей развития младшего школьного возраста.

Приложение 2

Опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.

Назначение теста: Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.


Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.