Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отразим это графически:

Рисунок 4. Род занятий родителей

Наибольшее количество родителей работают в обслуживающей сфере: это рабочие, официантки, повара, социальные работники, шоферы, трактористы, строители – 38%. Педагогической деятельностью занимаются 22% человек, медицинской – 9%. Необходимо отметить, что 22% родителей нигде не работают, что негативно отражается на материальной базе семьи, на межличностных отношениях членов семьи, а, следовательно, на успешности обучения и воспитания.

Следующие пять вопросов были проранжированы по мере значимости:

На первом месте по значимости в каждой семье стоят жилищные условия и материальное положение – 100%, свое материальное положение считают удовлетворительным 52% испытуемых, 17% человек оценили материальное положение как хорошее, 31% - неудовлетворительное. Данный социальный фактор, по мнению родителей, влияет на успешность обучения собственных детей: чем выше материальное положение, тем больше родители приобретают развивающих игр и книг для младших школьников.

На втором месте по значимости находится традиционный семейный уклад: ответы родителей распределились таким образом:

- обычаи, передающиеся из поколения в поколение - 9 семей;

- традиционные семейные праздники – 2 семьи;

- сердечные взаимоотношения между всеми членами семьи – 3 семьи;

- нормы и правила семьи – 6 семей.

Большинство семей (55%) следуют традициям и обычаям, которые заведены в роду: по их мнению, традиционный семейный уклад развивает личность младшего школьника, служит фундаментом социальной состоятельности и адаптации детей. 30% родителей выбрали нормы и правила семьи – эти нормы и правила устанавливаются родителями. Сердечные чувства и настроения в семье развиты слабо – 15%.

На третьем месте по значимости находится характер семейных отношений – 61%:

- спокойный, доброжелательный – 18%;

- спокойный, холодный – 25%;

- эпизодические конфликты – 31%;

- частые конфликты – 26%.

У 50% родителей степень удовлетворенности уровнем образованности своего ребенка оценена «удовлетворительно», у 50% - «неудовлетворительно».

Большинство родителей для развития личности младшего школьника выбрали потребность в мотивации личных достижений в образовательном процессе, активное участие ребенка в жизни семьи и желание всегда быть в курсе происходящих событий в школе и дома. Необходимо отметить, что никто из родителей не выбрал такие внутрисемейные правила:

- оказание помощи ребенку в развитии его творческих способностей;


- уважение права ребенка на собственное мнение;

- отношение к ребенку как равноправному члену семьи;

- знание психологических и психических особенностей развития младшего школьного возраста.

Данное анкетирование определило, что в среде родителей недостаточно сформирована родительская педагогическая компетентность, направленная на успешное обучение своих детей – учащихся младших классов.

Для более глубокого исследования роли семьи в процессе обучения и воспитания был использован опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина (Приложение 2).

Цель: выявить доминирующий тип родительского отношения у испытуемых как систему разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям.

Опросник включает 61 вопрос и имеет два варианта ответов «Да» - согласие или «Нет» - несогласие. Испытуемым предлагали ответить на вопросы в соответствии с их правилами и принципами, которыми они придерживаются в воспитании детей, выборе форм и методов взаимодействия с ними. Методика имеет следующие шкалы: «Принятие или отвержение ребенка», «Кооперация», «Симбиоз», «Контроль», «Отношение к неудачам ребенка». Обработку и анализ результатов вели в соответствии с тестовыми нормами (приложение 4).

На основании полученных данных по опроснику родительских отношений (приложение 3) были определены психолого-педагогические установки родителей к своим детям. Данные были сформированы в таблицу 6.

Таблица 6

Результаты психолого-педагогических установок родителей учащихся 4 класса в % (методика А.Я. Варга и В.В. Столина)

Шкалы, характеризующие родительское отношение к детям

Позитивное отношение (высокие баллы)

Негативное отношение (низкие баллы)

1. Принятие – отвержение

72

28

2. Кооперация

81

19

3. Симбиоз

81

19

4. Контроль

81

19

5. Отношение к неудачам ребенка

22

78

Отразим это графически:

Рисунок 5. Психолого-педагогические установки родителей учащихся 4 класса (методика А.Я. Варга и В.В. Столина)

Позитивное отношение родителей к своим детям: по шкале «Принятие – отвержение ребенка» 23 (72%) родителя из 32 диагностируемых набрали высокие баллы. Это свидетельствует о том, что родители этих четвероклассников воспринимают своих детей такими, какие они есть, уважают и признают их индивидуальность. Данный фактор позитивно отражается на образовательном процессе школьников. Однако у 9 (28%) родителей младших школьников наблюдается негативное отношение к собственным детям. Для этой группы родителей характерно преобладание отрицательных эмоций: раздражительность, негодование, злость, несправедливость по отношению к ребенку.


Высокие баллы по шкале «Кооперация» показали 26 родителей, что составляет 81% от числа испытуемых: родители проявляют искренний интерес к деятельности своих детей, поощряют их способности и самостоятельность действий, особенно в учебном процессе. 6 родителей (19%) из числа диагностируемых набрали низкие баллы по данной шкале, что свидетельствует об отсутствии у них психолого-педагогических знаний о воспитании детей, об отсутствии интереса к учебной деятельности.

Необходимо отметить, что большинство родителей младших школьников предпочитают авторитарный стиль воспитания – это характерно для 26 человек. Родители уверены в том, что строгий дисциплинарный подход приводит к успешности в образовательном процессе. Однако и слишком низкие баллы по данной шкале («Контроль») также негативно влияет на процесс обучения и воспитания.

Исследование по шкале «Отношение к неудачам ребенка» позволяет увидеть, что высокие баллы были выявлены у 7 родителей, что составляет лишь 22% от общего числа родителей. Для этой группы родителей характерно не восприятие своих детей как личность: их интересы, увлечения, занятия они считают несерьезными и незначимыми. У 78% родителей показатели по данной шкале низкие: они не считают своего ребенка неудачником.

2.2 Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников

На основе выявленных результатов исследования был разработан комплекс мероприятий по влиянию семьи на успешность обучения младшего школьника. План работы родительского лектория представлен в таблице 7.

Таблица 7

План работы родительского лектория, направленный на формирование интереса к образовательному процессу

Тематика родительских собраний

Сроки

Ответственный

Организация учебного труда в процессе подготовки домашнего задания.

сентябрь

Учитель

Деловая игра «Гармония взаимоотношений родителей и детей»

октябрь

Психолог

Круглый стол «Я и мой ребенок – поиск взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми».

ноябрь

Совет родителей

Методы семейного воспитания и их роль во всестороннем развитии детей младшего школьного возраста

декабрь

Учитель

Психолог

Психологический практикум

январь

психолог

Экология души человека: нравственное и физическое здоровье детей

февраль

Психолог

Свобода и ответственность – выбор 21 века

март

Родительский комитет и учитель

Коммуникативно-игровой тренинг «Я и мой ребенок»

апрель

психолог


Следовательно, смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни младшего школьника, для развития его индивидуальности. В современных условиях обучение будет тем эффективнее, чем полнее родители будут поддерживать школьное влияние на детей.

На основании всего исследования нами были разработаны рекомендации для родителей, способствующие формированию и развитию родительской компетентности в обучении и воспитании своих детей.

Рекомендации для родителей:

1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении младших школьников. Учитель – это ваш первый советчик. Поддерживайте авторитет образования.

2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Учитывая, что младший школьный возраст самый продуктивный в формировании личности, оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу.

3. Систематически интересуйтесь школьными делами своих детей, радуйтесь успехам, поддерживайте их и не огорчайтесь во время временных неудач. Поддержка родных способствует поддержанию адекватной самооценки и успешности в обучении.

4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать младших школьников.

5. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями - естественная потребность. В противном случае, это приведет к замкнутости школьников и снижению уровня успеваемости по многим предметам.

6. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.

7. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.

8. необходимо в семье создать комфортные условия и поддерживать все положительные начинания и поступки младших школьников. Попытаться превратить свои требования в его желания

9. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Помимо обиды и снижения самооценки, ни к чему хорошему это не приведет.

10. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.


Выводы по главе 2

Таким образом, практическое исследование проблемы позволило выявить:

1. Знание родителями положительных и отрицательных качеств своих детей, их социальный статус в классе: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, - занимает ведущее место в успешности младших школьников в образовательном пространстве. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы, что приводит к формированию позитивного отношения к школе, к учебным и внеурочным занятиям. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их и помочь советом. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности для общения.

2. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм обучения и воспитания в семье. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», - писал В.А. Сухомлинский.

3. Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». Эти негативные процессы в семье отражаются на процессе обучения, и роль семьи, в этом случае, заметно снижена.

4. Необходимо учитывать принципы семейного воспитания: целенаправленность, культуросообразность, гуманизм, связь воспитания с жизнью детей и их потребностями, единство и согласованность общественного и семейного воспитания, учет возможностей и особенностей развития личности ребенка, единство требований и воспитательных позиций, включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность.