Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• «Невмешательство». Эта семейная тактика имеет две концепции: существование мира взрослых в семье со своими принципами и нормами быта и существование мира детей в семье со своими критериями и навыками. В основе детско-родительских отношений лежит пассивность родителей в воспитательном процессе. Эти отношения можно встретить в любой семье: бедной, богатой, конфликтной, неустроенной (алкогольной). Тип таких взаимоотношений имеет несколько путей: люди с большим достатком приучают детей к самостоятельности, отправляя их в специализированные учреждения, тем самым, лишая родительского воспитания. В неблагополучных семьях часто школьник предоставлен сам себе: никому нет до него дела.

Разнообразие родительского отношения к своим детям связано с тем, что родители подсознательно воспроизводят свой жизненный путь, свои детские проблемы, и либо поступают так, как когда-то поступили их родители, или собственные конфликты пытаются реализовать через детей. Несколько десятилетий назад И.С. Шеффером была разработана модель родительского отношения к детям, в основе которой лежит корреляционная связь между факторами – интроверсия, экстраверсия, сила «Я» и факторами – любовь-ненависть, автономия-контроль. Эти пары, по мнению исследователя, составляют варианты социального поведения человека. Позднее эти идеи были развиты Л. Ловинджером, Г. Орвашелом: их идеи были направлены на внутреннюю жизнь родителей – подавление личной внутренней жизни, личных интересов ведет к подавлению внутренних интересов детей к обучению. Все исследования в области детско-родительских отношений привели ученых-исследователей к конкретным выводам о том, что взаимоотношения между родителями и младшими школьниками влияют на успешность детей в образовательном процессе. [11, с.8].

Рассмотрим более глубоко детско-родительские отношения, их влияние на воспитание жизненных основ и социальной адаптации в детском коллективе.

1). Детский опыт самих родителей: родители, встав взрослыми людьми, довольно часто «копируют» воспитательный процесс семьи своих родителей. В семье могут появиться те проблемы, которые идут из детских лет. В таком случае дети могут идеализироваться или недооцениваться по своим возможностям, - в любом случае, это тормозит учебный процесс и самостоятельность детей младшего школьного возраста.

2). Нереализованные потребности родителей: воспитательный процесс в семье для многих родителей, особенно для женщин, становится основным смыслом жизни. Реализация своих личных планов происходит в ребенке: все силы родителей направлены на потребность «сделать» младшего школьника исполнителем своих детских мечтаний. Однако в практической деятельности довольно часто многие черты характера и способности школьника могут не соответствовать желаемой цели – стать отличником, хорошим учеником, спортсменом и тому подобное. В этом возрасте дети уже осознают зависимость от родителей, поэтому понимают, что если они не будут соответствовать тем достижениям, которые «придумали» родители, возникнут серьезные конфликтные ситуации в семейных отношениях, соответственно, в отношениях педагогов и родителей.


3). Перспективность деятельности младших школьников: этот тип отношений характерен для современных семей с большим достатком. Достигнув высокого положения в обществе, родители будут требовать этого от детей. Целью воспитания и образования становятся навыки организованности и целеустремленности, но в связи с возрастными особенностями развития в младшем школьном возрасте достичь этого невозможно. Завышенные требования к сыну или дочери приводят к недовольству родителей, позднее к неблагополучным детско-родительским отношениям [18, с. 95].

4). Личностные особенности родителей: действие этого фактора на успешность обучения младших школьников оценить очень сложно: у всех родителей разные нравственные критерии и индивидуальные качества, которые могут проявляться открыто, а могут никогда не проявиться. Все свои личные качества, а иногда их недостаток, родители стремятся воспитать в своих детях. Причиной проблемных отношений становится тот факт, что практически всегда родители отрицательных качеств в самом себе не замечают или не признают. Однако, если эти качества есть у ребенка, папа или мама начинают активно с этими недостатками бороться, что порой приводит не только к эмоциональному сбою в семейных отношениях, но и к потере мотивации обучения, как ведущего фактора учебной деятельности.

Следовательно, воспитательный эффект семейного воздействия на процесс обучения значительно возрастает, если младший школьник активно участвует в жизнедеятельности семьи, в принятии семейных решений, прилагает все усилия для самовоспитания и самосовершенствования. Духовная и интеллектуальная жизнь родителей, наполненная производственными проблемами, способствует формированию личности с особыми индивидуальными качествами. Высокий престиж родителей в семье или на работе также отражается на всем воспитательном процессе в семье: на содержании бесед, характере проведения свободного времени, выборе книг для чтения и обсуждения, умения ответить на самые разнообразные запросы своего ребенка.

Выводы по главе 1

Таким образом, теоретическое исследование проблем влияния семьи на успешное обучение младших школьников позволило сделать следующие выводы:

1. Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений младшего школьника, как в семье, так и в школе. Родители к его деятельности проявляют большой интерес, ребенок чувствует к себе уважительное отношение, однако к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо – это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для детей - чужой человек, и школьники невольно испытывают страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни.


2. Особенности младшего школьного возраста во многом обусловлены физиологическими и психофизиологическими процессами, в частности, активным ростом организма и развитием личностных качеств и черт характера. Для школьников характерна эмоциональная подвижность, склонность к аффективному поведению и конфликтам. У школьников начинает проявляться склонность критически относиться к социальным нормам и апробировать новые способы поведения и деятельности. Одновременно с этим, основой формирования личностных качеств и психических феноменов служат убеждения детей в существовании и выполнении норм, правил и требований морали. По отношению к себе дети требуют уважения, проявление доброты, честности, правдивости, справедливости и культуры общения.

3. Успешность обучения - социальное качество школьников, которое отражает степень усвоения системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. У учащихся начальной школы успешность является есть интегративной, общественной и личностной социально-педагогической характеристикой. Ведущими факторами успешности обучения и воспитания младших школьников являются семья, педагогический и ученический коллектив, ровесники, их взаимодействие и взаимовлияние.

4. Успешность в образовательном процессе младших школьников в большей степени зависит от атмосферы семьи: если взрослые волнуются, переживают, то это настроение быстро передается детям. Конфликтные ситуации в семейных отношениях отрицательно сказывается на эмоциональной сфере ребенка – школьника. Появление страха и тревожности негативно влияет на мотивацию обучения как главного фактора учебного успеха. В учебном процессе это наблюдается в общем положительном отношении младших школьников к самому учителю, проявляется в соблюдении правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности, распорядка дня в школе и дома.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Диагностическое исследование влияния семьи на успешность образовательного процесса

Исследование проводилось среди родителей учащихся четвертого класса. В анкетировании принимали участие 32 родителя.

На первом этапе исследования были определены показатели успешности обучения младших школьников: они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели успешности обучения младшего школьника

Уровни

Показатели

Высокий

-школьники активно участвуют на всех уроках;

- позитивно настроены к одноклассникам и активно сотрудничают с ними;

-ученики способны адекватно воспринимать критические замечания;

- всегда открыты для новых знаний;

-уверенно чувствуют себя в классном коллективе;

-позитивно относятся к школе.

Средний

- школьники не всегда контактируют со своими одноклассниками, чувствуют себя неуверенно в их окружении;

-ученики частично открыты для новых знаний;

-редко отвечают на уроках;

- не воспринимают критику в свой адрес.

Низкий

- школьники чувствуют себя неуютно в классе и часто избегают ровесников;

- неадекватно реагируют на критику;

- негативно относится к школьным занятиям;

-ученики испытывают эмоциональный дискомфорт во время уроков, пессимистичны.

Затем были выбраны показатели участия родителей в успешности обучения младших школьников (таблица 2).

Таблица 2

Показатели участия родителей в успешности обучения младшего школьника

Уровни

Показатели

Высокий

-родители активно участвуют в жизни класса;

- проявляют интерес к успешности обучения школьников:

- охотно откликаются на просьбы учителя и поддерживают с ним постоянную связь;

-интересуются успехами и неудачами своих детей, адекватно реагируют на неуспехи;

- принимают активное участие в досуговой и учебной деятельности школьников.

Средний

-родители не всегда откликаются на просьбы учителя;

-между родителями и школьниками преобладает авторитарный стиль общения;

- проявляют частичный интерес к успехам своих детей;

- редко принимают участие в досуговой деятельности младших школьников.

Низкий

-родители не принимают участие в жизни класса;

- не проявляют интерес к досуговой и учебной деятельности школьников;

-в семье преобладает либеральный стиль общения;

- неадекватно и эмоционально реагируют на просьбы учителя или проявляют равнодушие;

- отсутствует интерес к успехам своих детей или проявляется высокий уровень требований к оцениванию знаний.


Для исследования влияния родителей на успешность обучения было выбрано две методики:

1. Анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи».

2. Методика А.Я. Варга и В.В. Столина «Стили воспитания в семье».

Анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи».

Цель: выявить общие сведения о родителях, их стиле воспитания и стиле общения в семье.

Материал анкеты позволил не только определить общую характеристику каждой семьи, но и способствовал использованию метода ранжирования значимости каждого из представленных в анкете факторов (приложение 1).

Вначале нами был исследован социальный статус каждой семьи: данные анкеты о семейном положении отражены в таблице 3 и рисунке 1.

Таблица 3

Семейное положение родителей младших школьников (4 класс)

Социальный семейный статус

Кол-во семей

Полная семья

3

Разведена, повторный брак

9

Вдова

2

Мать-одиночка

6

Рисунок 1. Социальный семейный статус родителей учащихся четвертого класса

Анкетирование показало, что всего три семьи имеет традиционный статус – полная семья, где мать является замужней женщиной (официально зарегистрированный брак). 9 матерей после развода вышли повторно замуж – многие из этих пар живут в гражданском браке. 8 матерей в одиночку воспитывают своих детей.

Нами было предположено, что уровень образованности родителей влияет на успешность обучения детей в начальных классах. Результаты анкетирования способствовали определению уровня образованности в родительской среде (см. таблицу 4 и рисунок 2).

Таблица 4

Уровень образованности родителей учащихся четвертого класса в %

Образование родителей

мать

отец

среднее

55

75

высшее

45

25

Рисунок 2. Уровень образованности родителей

Нами было выявлено, что среди родителей преобладает средний уровень образованности, высшее образование имеют 45% матерей и 25% отцов.

Исследование рода занятий родителей отражено в таблице 5 и рисунке 3.

Таблица 5

Род занятий родителей исследуемой группы

Виды деятельности

Кол-во

%

Педагогическая (педагоги, воспитатели)

7

22

Медицинские работники

3

9

Обслуживающий персонал

12

38

Предприниматели

3

9

Безработные

7

22