Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологические особенности развития младших школьников
1.2 Семьи в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста
1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на успешность обучения младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностическое исследование влияния семьи на успешность образовательного процесса
2.2 Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников
• «Невмешательство». Эта семейная тактика имеет две концепции: существование мира взрослых в семье со своими принципами и нормами быта и существование мира детей в семье со своими критериями и навыками. В основе детско-родительских отношений лежит пассивность родителей в воспитательном процессе. Эти отношения можно встретить в любой семье: бедной, богатой, конфликтной, неустроенной (алкогольной). Тип таких взаимоотношений имеет несколько путей: люди с большим достатком приучают детей к самостоятельности, отправляя их в специализированные учреждения, тем самым, лишая родительского воспитания. В неблагополучных семьях часто школьник предоставлен сам себе: никому нет до него дела.
Разнообразие родительского отношения к своим детям связано с тем, что родители подсознательно воспроизводят свой жизненный путь, свои детские проблемы, и либо поступают так, как когда-то поступили их родители, или собственные конфликты пытаются реализовать через детей. Несколько десятилетий назад И.С. Шеффером была разработана модель родительского отношения к детям, в основе которой лежит корреляционная связь между факторами – интроверсия, экстраверсия, сила «Я» и факторами – любовь-ненависть, автономия-контроль. Эти пары, по мнению исследователя, составляют варианты социального поведения человека. Позднее эти идеи были развиты Л. Ловинджером, Г. Орвашелом: их идеи были направлены на внутреннюю жизнь родителей – подавление личной внутренней жизни, личных интересов ведет к подавлению внутренних интересов детей к обучению. Все исследования в области детско-родительских отношений привели ученых-исследователей к конкретным выводам о том, что взаимоотношения между родителями и младшими школьниками влияют на успешность детей в образовательном процессе. [11, с.8].
Рассмотрим более глубоко детско-родительские отношения, их влияние на воспитание жизненных основ и социальной адаптации в детском коллективе.
1). Детский опыт самих родителей: родители, встав взрослыми людьми, довольно часто «копируют» воспитательный процесс семьи своих родителей. В семье могут появиться те проблемы, которые идут из детских лет. В таком случае дети могут идеализироваться или недооцениваться по своим возможностям, - в любом случае, это тормозит учебный процесс и самостоятельность детей младшего школьного возраста.
2). Нереализованные потребности родителей: воспитательный процесс в семье для многих родителей, особенно для женщин, становится основным смыслом жизни. Реализация своих личных планов происходит в ребенке: все силы родителей направлены на потребность «сделать» младшего школьника исполнителем своих детских мечтаний. Однако в практической деятельности довольно часто многие черты характера и способности школьника могут не соответствовать желаемой цели – стать отличником, хорошим учеником, спортсменом и тому подобное. В этом возрасте дети уже осознают зависимость от родителей, поэтому понимают, что если они не будут соответствовать тем достижениям, которые «придумали» родители, возникнут серьезные конфликтные ситуации в семейных отношениях, соответственно, в отношениях педагогов и родителей.
3). Перспективность деятельности младших школьников: этот тип отношений характерен для современных семей с большим достатком. Достигнув высокого положения в обществе, родители будут требовать этого от детей. Целью воспитания и образования становятся навыки организованности и целеустремленности, но в связи с возрастными особенностями развития в младшем школьном возрасте достичь этого невозможно. Завышенные требования к сыну или дочери приводят к недовольству родителей, позднее к неблагополучным детско-родительским отношениям [18, с. 95].
4). Личностные особенности родителей: действие этого фактора на успешность обучения младших школьников оценить очень сложно: у всех родителей разные нравственные критерии и индивидуальные качества, которые могут проявляться открыто, а могут никогда не проявиться. Все свои личные качества, а иногда их недостаток, родители стремятся воспитать в своих детях. Причиной проблемных отношений становится тот факт, что практически всегда родители отрицательных качеств в самом себе не замечают или не признают. Однако, если эти качества есть у ребенка, папа или мама начинают активно с этими недостатками бороться, что порой приводит не только к эмоциональному сбою в семейных отношениях, но и к потере мотивации обучения, как ведущего фактора учебной деятельности.
Следовательно, воспитательный эффект семейного воздействия на процесс обучения значительно возрастает, если младший школьник активно участвует в жизнедеятельности семьи, в принятии семейных решений, прилагает все усилия для самовоспитания и самосовершенствования. Духовная и интеллектуальная жизнь родителей, наполненная производственными проблемами, способствует формированию личности с особыми индивидуальными качествами. Высокий престиж родителей в семье или на работе также отражается на всем воспитательном процессе в семье: на содержании бесед, характере проведения свободного времени, выборе книг для чтения и обсуждения, умения ответить на самые разнообразные запросы своего ребенка.
Таким образом, теоретическое исследование проблем влияния семьи на успешное обучение младших школьников позволило сделать следующие выводы:
1. Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений младшего школьника, как в семье, так и в школе. Родители к его деятельности проявляют большой интерес, ребенок чувствует к себе уважительное отношение, однако к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо – это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для детей - чужой человек, и школьники невольно испытывают страх, робость перед ним. Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни.
2. Особенности младшего школьного возраста во многом обусловлены физиологическими и психофизиологическими процессами, в частности, активным ростом организма и развитием личностных качеств и черт характера. Для школьников характерна эмоциональная подвижность, склонность к аффективному поведению и конфликтам. У школьников начинает проявляться склонность критически относиться к социальным нормам и апробировать новые способы поведения и деятельности. Одновременно с этим, основой формирования личностных качеств и психических феноменов служат убеждения детей в существовании и выполнении норм, правил и требований морали. По отношению к себе дети требуют уважения, проявление доброты, честности, правдивости, справедливости и культуры общения.
3. Успешность обучения - социальное качество школьников, которое отражает степень усвоения системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. У учащихся начальной школы успешность является есть интегративной, общественной и личностной социально-педагогической характеристикой. Ведущими факторами успешности обучения и воспитания младших школьников являются семья, педагогический и ученический коллектив, ровесники, их взаимодействие и взаимовлияние.
4. Успешность в образовательном процессе младших школьников в большей степени зависит от атмосферы семьи: если взрослые волнуются, переживают, то это настроение быстро передается детям. Конфликтные ситуации в семейных отношениях отрицательно сказывается на эмоциональной сфере ребенка – школьника. Появление страха и тревожности негативно влияет на мотивацию обучения как главного фактора учебного успеха. В учебном процессе это наблюдается в общем положительном отношении младших школьников к самому учителю, проявляется в соблюдении правил поведения на уроках и во внеурочной деятельности, распорядка дня в школе и дома.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностическое исследование влияния семьи на успешность образовательного процесса
Исследование проводилось среди родителей учащихся четвертого класса. В анкетировании принимали участие 32 родителя.
На первом этапе исследования были определены показатели успешности обучения младших школьников: они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели успешности обучения младшего школьника
Уровни |
Показатели |
Высокий |
-школьники активно участвуют на всех уроках; - позитивно настроены к одноклассникам и активно сотрудничают с ними; -ученики способны адекватно воспринимать критические замечания; - всегда открыты для новых знаний; -уверенно чувствуют себя в классном коллективе; -позитивно относятся к школе. |
Средний |
- школьники не всегда контактируют со своими одноклассниками, чувствуют себя неуверенно в их окружении; -ученики частично открыты для новых знаний; -редко отвечают на уроках; - не воспринимают критику в свой адрес. |
Низкий |
- школьники чувствуют себя неуютно в классе и часто избегают ровесников; - неадекватно реагируют на критику; - негативно относится к школьным занятиям; -ученики испытывают эмоциональный дискомфорт во время уроков, пессимистичны. |
Затем были выбраны показатели участия родителей в успешности обучения младших школьников (таблица 2).
Таблица 2
Показатели участия родителей в успешности обучения младшего школьника
Уровни |
Показатели |
Высокий |
-родители активно участвуют в жизни класса; - проявляют интерес к успешности обучения школьников: - охотно откликаются на просьбы учителя и поддерживают с ним постоянную связь; -интересуются успехами и неудачами своих детей, адекватно реагируют на неуспехи; - принимают активное участие в досуговой и учебной деятельности школьников. |
Средний |
-родители не всегда откликаются на просьбы учителя; -между родителями и школьниками преобладает авторитарный стиль общения; - проявляют частичный интерес к успехам своих детей; - редко принимают участие в досуговой деятельности младших школьников. |
Низкий |
-родители не принимают участие в жизни класса; - не проявляют интерес к досуговой и учебной деятельности школьников; -в семье преобладает либеральный стиль общения; - неадекватно и эмоционально реагируют на просьбы учителя или проявляют равнодушие; - отсутствует интерес к успехам своих детей или проявляется высокий уровень требований к оцениванию знаний. |
Для исследования влияния родителей на успешность обучения было выбрано две методики:
1. Анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи».
2. Методика А.Я. Варга и В.В. Столина «Стили воспитания в семье».
Анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи».
Цель: выявить общие сведения о родителях, их стиле воспитания и стиле общения в семье.
Материал анкеты позволил не только определить общую характеристику каждой семьи, но и способствовал использованию метода ранжирования значимости каждого из представленных в анкете факторов (приложение 1).
Вначале нами был исследован социальный статус каждой семьи: данные анкеты о семейном положении отражены в таблице 3 и рисунке 1.
Таблица 3
Семейное положение родителей младших школьников (4 класс)
Социальный семейный статус |
Кол-во семей |
Полная семья |
3 |
Разведена, повторный брак |
9 |
Вдова |
2 |
Мать-одиночка |
6 |
Рисунок 1. Социальный семейный статус родителей учащихся четвертого класса
Анкетирование показало, что всего три семьи имеет традиционный статус – полная семья, где мать является замужней женщиной (официально зарегистрированный брак). 9 матерей после развода вышли повторно замуж – многие из этих пар живут в гражданском браке. 8 матерей в одиночку воспитывают своих детей.
Нами было предположено, что уровень образованности родителей влияет на успешность обучения детей в начальных классах. Результаты анкетирования способствовали определению уровня образованности в родительской среде (см. таблицу 4 и рисунок 2).
Таблица 4
Уровень образованности родителей учащихся четвертого класса в %
Образование родителей |
мать |
отец |
среднее |
55 |
75 |
высшее |
45 |
25 |
Рисунок 2. Уровень образованности родителей
Нами было выявлено, что среди родителей преобладает средний уровень образованности, высшее образование имеют 45% матерей и 25% отцов.
Исследование рода занятий родителей отражено в таблице 5 и рисунке 3.
Таблица 5
Род занятий родителей исследуемой группы
Виды деятельности |
Кол-во |
% |
Педагогическая (педагоги, воспитатели) |
7 |
22 |
Медицинские работники |
3 |
9 |
Обслуживающий персонал |
12 |
38 |
Предприниматели |
3 |
9 |
Безработные |
7 |
22 |