Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛИ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологические особенности развития младших школьников
1.2 Семьи в процессе формирования и развития детей младшего школьного возраста
1.3 Типы семейных взаимоотношений и их влияние на успешность обучения младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностическое исследование влияния семьи на успешность образовательного процесса
2.2 Рекомендации для родителей по формированию мотивации обучения младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для формирования гармонично развитой личности выпускника начальной школы необходимо было рассмотреть понятия «психологическая готовность детей к обучению» и «роль родителей в развитии личности младшего школьника». Специфика учебной деятельности в начальной школе, ее требования к индивидуально-личностным качествам и психическим феноменам обучениям и определяют содержание психологической готовности. Это глубоко отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования . Определение структуры психологической готовности возможно только с учетом структуры личности и структуры учебной деятельности, так как, по мнению исследователя А.Н. Леонтьева, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития.
Для успешного обучения младших школьников необходимо соблюдать три составляющих:
- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
- сформированность новых феноменов, соответствующих возрасту - произвольность, рефлексия, мышление;
- качественный по форме, более «взрослый» тип взаимоотношений с ровесниками и педагогами.
Нами были проанализированы теоретические подходы к обоснованию данной проблемы, в результате которых было выявлено, что семейные отношения оказывают неоднозначное влияние на успеваемость детей младшего школьного возраста. Отсутствие педагогической компетентности родителей чаще всего приводит к формированию тревожности у младших школьников. Было определено три группы условий, детерминирующих появления высокого и низкого уровней тревожности: 1 группа – личностные особенности ребенка, 2 группа – физиологическая сохранность ребенка, 3 группа – социальные условия, преимущественно семейный фактор.
Для исследования влияния родителей на успешность обучения было выбрано две методики: анкета для родителей «Социально-психологический климат семьи» и методика А.Я. Варга и В.В. Столина «Стили воспитания в семье». Использование данных методик позволило выявить общие сведения о родителях, их стиле воспитания и стиле общения в семье. Полученный результат позволил не только определить общую характеристику каждой семьи, но и способствовал видению внутрисемейных правил, традиций и обычаев.
Было определено, что смысл психолого-педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни младшего школьника, для развития его личностно-эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности. В современных условиях обучение будет тем эффективнее, чем полнее родители будут поддерживать школьное влияние на детей.
На основании всего исследования нами были разработаны рекомендации для родителей, способствующие формированию и развитию родительской компетентности в обучении и воспитании своих детей.
Следовательно, была доказана гипотеза исследования: успешное обучение младших школьников возможно только в том случае, если в семье родители создают условия для развития интереса к обучению, используя разные формы сотрудничества со своими детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. – М., 2010. – 107с..
2. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений / Дис. канд. псих. наук., - М., 2010 – 413с.
3. Бабурова И. Предъявление образца отношения как метод воспитания ценностных отношений личности // Воспитательная работа в школе. – 2012. - № 2. – С.21-33.
4. Балясная Л. К. Педагог и воспитательный процесс в школе: Теория воспитания // Классный руководитель. – 2000. - № 6. – С.3-24.
5. Блонский П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – М.: НПО «МОДЭК», 2010. – 575с.
6. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005.
7. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма-Мастер, 2013. – 178с.
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс 2000. – 345 с.
9. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собрание сочинений. Т. 6. – М.: Педагогика, 1998. – 270 с.
10. Губанова Т. М. Опыты мыследеятельностной педагогики: Методическое пособие / Т. М. Губанова. – М.: Институт учебника Пайдейя, 2008. – 296с.
11. Дневник классного руководителя средней школы // Воспитательная работа в средней школе. – Новосибирск: Издательство «ВАКО», 2010. – С. 123-124.
12. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М.: Питер, 2010. – 588 с.
13. Жельвис Р. Воспитание и образование в XXI веке: Образовательная политика // Перемена, 2009. - № 1. – С.36-41.
14. Качество образования: технологический аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 256с.
15. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Ярославль, 2011. –180с.
16. Князева М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника // Начальная школа. – 2012. - № 3.
17. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. – М., 2008. – 241с.
18. Новосельцева М.М. Проблемы воспитания на рубеже двух веков / Классный руководитель. – М., 2001. - № 4. – С.95.
19. Подласый П.И. Педагогика / П.И. Подласый. – М., 2001. – 437с.
20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
21. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
22. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – М.: Педагогика-Пресс, 1996 – 440 с.
23. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
24. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Лод ред В.В.Рубцова,М.2010
25. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991, с.86
26. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 1998. – 264 с.
27. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан.- СПб, 2010. – 263с.
28. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 224 с.
29. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: в 2ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Ч. 2. – 256с.
30. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение»,2006.- 130с.
31. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей./ В. Я. Пилиповский. –М., 2009 – 524с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – С. 5-7.
33. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова. – М., 2011. – 329с.
Семья и её влияние на успешное обучение младших школьников
Приложение 1
Анкета для родителей.
Инструкция: Внимательно прочтите все пункты анкеты. Подходящий вам - подчеркните. Закончив работу, пункты анкеты с 5 по 10 проранжируйте по степени значимости в порядке убывания. Так, рядом с самым значимым для вас пунктом поставьте цифру 1 и т.д.
Анкету заполняют родители на своего ребенка
1. Фамилия имя отчество
2. Образование: - начальное; - среднее; высшее ____________________
3. Род занятий:
- творческий работник _________________________________
- инженерно - технический работник _____________________
- преподаватель _______________________________________
- медицинский работник _________________________________
- рабочий _____________________________________________
- коммерсант __________________________________________
- ведете домашнее хозяйство _____________________________
4. Семейное положение в настоящее время:
- замужем, женат ______________________________________
- разведен (а) _________________________________________
- вдова (вдовец) _______________________________________
- мать-одиночка _______________________________________
5. Характер семейных отношений:
- спокойные, доброжелательные __________________________
- спокойные, холодные ____________________________________
- эпизодические конфликты ________________________________
- частые конфликты _______________________________________
6. Из чего в вашей семье складывается традиционный семейный уклад?
- обычаи, передающиеся из поколения в поколение;
- традиционные семейные праздники;
- сердечные взаимоотношения между всеми членами семьи;
- нормы и правила семьи.
7. Как Вы оцениваете степень удовлетворенности уровнем образованности своего ребенка: - отлично; - хорошо; - удовлетворительно; - неудовлетворительно.
8. Что важно для развития личности младшего школьника:
- потребность «быть личностью»;
- потребность в развитии социально-духовной сферы;
- потребность в мотивации личных достижений в образовательном процессе;
- потребность в саморазвитии.
9. Считает ли Вы, что жилищные условия и материальное положение семьи влияют на успешность обучения ваших детей: - да; - нет; - не уверен (а).
10. Выберите предложенные внутрисемейные правила, влияющие на учебный успех младших школьников.
- активное участие ребенка в жизни семьи;
- всегда в курсе происходящих событий в школе и дома;
- оказание помощи ребенку в развитии его творческих способностей;
- уважение права ребенка на собственное мнение;
- отношение к ребенку как равноправному члену семьи;
- знание психологических и психических особенностей развития младшего школьного возраста.
Приложение 2
Опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина.
Назначение теста: Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
ТЕСТ
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.