Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Экономическая сущность налогов с физических лиц
1.2. Значение налогов для бюджета
2. ВИДЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Налог на доход физических лиц
2.2. Налог на имущество физических лиц
Согласно ст.17 НК РФ [2] налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения ст.38 НК РФ;
- налоговая база ст. 53 НК РФ;
- налоговый период ст.55 НК РФ;
- налоговая ставка ст.53 НК РФ;
- порядок исчисления налога ст.54 НК РФ;
- порядок и сроки уплаты налога ст. 57,58 НК РФ.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам ст. 56 НК РФ. [2]
1.2. Значение налогов для бюджета
Для того что бы реализовать функции налогов государству необходима налоговая политика. Налоговая политика это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.
В налоговой политике как правило включаются комплексные меры в области регулирования, направленные на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач [13].
Налоговая политика отражает совокупность трех основных этапов разработки и совершенствования налоговой системы государства:
- разработка научно обоснованных концепций развития налоговой системы;
- выбор наиболее оптимальной концепции создания налоговой системы с учетом текущей ситуации и перспектив, а также направления совершенствования налоговой системы в будущем;
- разработка и реализация практических действий и мер, позволяющих создать наиболее эффективную налоговую систему.
Основу налоговой политики государства формируют два взаимосвязанных направления: формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых платежей; использование налогообложения в качестве инструмента для регулирования социально-экономической деятельности. [13
В экономических исследованиях выделяются три типа налоговой политики:
- Политика максимальных налогов, направленная на максимизацию налоговых платежей в бюджет государства. Применение такой политики приводит к тому, что в перспективе объемы налоговых поступлений существенно снижаются, а часть предпринимательского сектора начинает использовать «теневые» схемы бизнеса.
- Политика разумных налогов, которая характеризуется минимальным вмешательством государства в экономическую сферу, при этом уровень налогового бремени низкий. Данная политика положительно влияет на развитие предпринимательского сектора, однако может оказать отрицательное влияние на развитие социальной сферы из-за возможного недостаточного объема налоговых поступлений в бюджет.
- Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.
Во время формирования налоговой политики государство может сочетать несколько типов. Например, налоговая политика Российской Федерации сочетает в себе первый и третий тип.
Для того чтобы лучше понять насколько велико значение налоговых поступлений по тем налогам, которые уплачиваются не только организациями, но и физическими лицами, для доходной части бюджета Российской Федерации в целом, следует рассмотреть их долю в общем бюджете. Данные взяты на основании сведений сайта федеральной налоговой службы за 2017 г. и 2018 г. в разделе «Статистика и аналитика» [19]. В таблице 2 рассмотрено поступление налогов в консолидируемый бюджет по Российской Федерации и их доля.
Таблица 2.
Доля налогов с физических лиц по Российской Федерации.
Показатель |
Поступило в консолидированный бюджет млн. руб. |
|||
2017 г. |
Удельный вес в % |
2018 г. |
Удельный вес в % |
|
Всего по администрируемым доходам, в том числе |
17 343 436,138 |
100 |
21 328 495,411 |
100 |
НДФЛ |
3303347,2 |
19,046 |
3714330,0 |
17,414 |
Земельный налог |
186 016,2 |
1,072 |
187 068,5 |
0,877 |
Транспортный налог |
127 619,2 |
0,736 |
132 043,1 |
0,619 |
Водный налог |
2 390 |
0,014 |
2 772,5 |
0,013 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов |
2 452,9 |
0,014 |
2 555,6 |
0,012 |
По данным таблицы можно заметить, что удельный вес налогов, уплачиваемых в бюджет, в том числе физическими лицами в рамках РФ за 2017 г. в сумме составляет 20,882%, а за 2018г. - 18,935%, т.е. доля упала, хотя налоговых поступлений в суммовом выражении в 2018г. на 416 944,20 млн. руб. больше чем в 2017г. Данные показания демонстрируют, что при общем росте поступления денежных средств в российский бюджет, доля вышеперечисленных налогов уменьшается, а это означает, что как экономический источник они теряют ценность. Причиной может быть уменьшение собираемости данных налогов.
Поскольку налоги с физических лиц, как правило, в основном формируют региональный и муниципальный бюджет, поэтому далее обратимся к анализу собираемости налогов на примере Республики Хакасия и одного из ее муниципальных образований – города Абакан. Сведения, используемые в анализе, выбраны из Отчетов по исполнению бюджета республики за 2018 год [6] и города [10] за 2018 год.
В региональный бюджет поступает транспортный налог, который уплачивается, в том числе и физическими лицами, и часть НДФЛ, поэтому в таблице 3 и оценивается доля участи этих налогов в формировании доходной части бюджета Республики Хакасия за 2018 год. При этом прослеживается и выполнение этих источников дохода.
Таблица 3.
Отчет по исполнению доходной части бюджета Республики Хакасия за 2018 год, тыс. руб.
Статья дохода бюджета |
Назначено |
Исполнено |
% исполнения |
Доля в доходах |
Всего доход бюджета |
33 845 250 |
34 691 451 |
102,5 |
100 |
В том числе налоговые доходы: |
24 458 565 |
24 174 280 |
98,8 |
69,7 |
|
6 812 911 |
6 341 328 |
93,1 |
18,3 |
|
9 935 100 |
9 881 123 |
99,5 |
28,5 |
|
2 627 140 |
2 620 203 |
99,7 |
7,6 |
|
858 449 |
874 995 |
101,9 |
2,5 |
|
2 798 239 |
2 898 499 |
103,6 |
8,4 |
|
330 926 |
371 297 |
112,2 |
1,1 |
|
835 |
795 |
95,2 |
0,002 |
|
645 873 |
714 150 |
110,6 |
2,1 |
|
69 745 |
72 571 |
104,0 |
0,2 |
Анализируя сведения таблицы, следует отметить следующее:
Доходная часть бюджета Республики Хакасия за 2018 год выполнена на 102.5%. В то же время налоговые доходы собраны только на 98.8%.
При этом налоговые доходы составляют 69.7%, что составляет наибольшую долю в доходах.
- основной источник пополнения бюджета из налогов – это налог с доходов физических лиц (НДФЛ -28.5%);
- на втором месте – та часть налога на прибыль организаций, которая остается в региональном бюджете (18.3%);
- почти одинакова доля акцизов (7.6%) и налога на имущество организаций (8.4%);
- не совсем понятно, почему так низка доходная доля республиканского бюджета в виде налога на добычу полезных ископаемых (2.1%) при том количестве угольных разрезов, которые размещены на территории республики;
- и уж совсем незначительна доля транспортного налога, который уплачивают не только юридические лица, но и физические лица. И это при том, что ставки налога в республике по сравнению с базовыми ставками увеличены по некоторым видам транспортных средств почти в 8 раз при максимальном увеличении – в 10 раз.
В качестве вывода можно сказать, что основной источник доходной части бюджета Республики Хакасия в 2018 составляет именно налог на доходы физических лиц. Плохо то, что налоговые органы не смогли собрать его в запланированных пределах, а выполнили только на 99.5%.
Интересно оценить и поступление налоговых доходов в бюджет Республики Хакасия в динамике двух лет 2017 [5] и 2018 годы [6].
Таблица 4.
Динамика доли налогов с физических лиц в доходной части бюджета по Республике Хакасия
Показатель |
Поступило в консолидированный бюджет млн. руб. |
|||
2017 г. |
2018 г. |
Изменения |
||
млн. руб. |
% |
|||
Всего по налоговым доходам |
22 437,1 |
24174,2 |
1737,1 |
7,7% |
НДФЛ |
7 358,9 |
9881,1 |
2522,2 |
34,3 |
Транспортный налог |
253,1 |
371,3 |
118,2 |
146,7 |
Водный налог |
10,7 |
11,4 |
0,7 |
6,5 |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов |
0,2 |
0,1 |
-0,1 |
-50,0 |
По представленным данным можно отметить, что в Республике Хакасия налоговые поступления в бюджет за 2018 год по сравнению с 2017 годом почти по всем налогам выросли: наибольший рост у транспортного налога – почти в 1,5 раза (хотя сумма его и невелика по-прежнему), налога с доходов физических лиц на 34,3%.
А вот поступления в бюджет по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов уменьшились в 2 раза.
Налог на имущество физических лиц, НДФЛ и земельный налог формируют муниципальный бюджет, поэтому значение данных налогов для данного бюджета будут анализироваться на основании города Абакана – столицы Республики Хакасия. Выполнение собираемости каждого из налогов и их доля в бюджете города представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Отчет по исполнению доходной части бюджета города Абакана Республики Хакасия за 2018 год, тыс. руб.
Статья дохода |
назначено |
исполнено |
Исполнение % |
Доля налога в доходе % |
Всего доход |
6 537381,2 |
5 473878,8 |
83,7 |
100 |
В том числе налоговые доходы |
2406344 |
1999718,7 |
83,1 |
36,5 |
НДФЛ |
1 421629 |
1 366272,7 |
96,1 |
24,9 |
Акцизы |
9800 |
9808,5 |
100,1 |
0,2 |
ЕНВД, ЕСХН, патентная система |
230215 |
150132,5 |
65,2 |
2,7 |
Налог на имущество физических лиц |
100000 |
103537,2 |
103,5 |
1,9 |
Земельный налог |
591593 |
327287 |
55,3 |
6,0 |
Госпошлина |
53107 |
42680,8 |
80,4 |
0,8 |
Итак, выполнение доходной части основного муниципального образования Республики Хакасия – г. Абакана намного хуже, чем республиканского бюджета в целом (83.7% по сравнению с 102.5%).
В муниципальном бюджете налоговые доходы составляют даже меньше половины – всего 36.5%, а это значит, что основная часть дохода – это неналоговые поступления в бюджет, в первую очередь арендная плата за муниципальные помещения.
Основная доля налоговых доходов также как и в республиканском бюджете отведена НДФЛ (24.9%), при этом и собираемость данного налога почти 100% (96.1%).
Второе место среди налоговых доходов отводится земельному налогу, который уплачивают как организации, так и физические лица (6%) и это при собираемости чуть более половины (55.3%).
Выводы по первой главе.
Удельный вес налогов, уплачиваемых в бюджет, в том числе и физическими лицами, в рамках Российской Федерации за 2018 г. упал, хотя налоговых поступлений в суммовом выражении в 2018г. на 416 944,20 млн. руб. больше чем в 2017г. Данные показания демонстрируют, что при общем росте поступления денежных средств в российский бюджет, доля названных налогов уменьшается, а это означает, что как экономический источник они теряют ценность. Причиной может быть уменьшение собираемости данных налогов.
Доходная часть бюджета Республики Хакасия за 2018 год выполнена на 102.5%. При этом налоговые доходы составляют 69.7%.
В Республике Хакасия налоговые поступления в бюджет за 2018 год по сравнению с 2017 годом почти по всем налогам выросли, хотя собираемость их и не достигла планируемой величины: налоговые доходы собраны только на 98.8%.
Как ни странно, но основной источник доходной части бюджета Республики Хакасия в 2018 составляет именно налог на доходы физических лиц, хотя в других регионах это налог на прибыль. Кроме того Республика Хакасия имеет развитую добывающую отрасль: это и пять угольных разрезов с открытой добычей угля, и молибденовый рудник, и золотодобывающие артели, и следовательно должен быть высок уровень налога на добычу полезных ископаемых в доходе бюджета республики, но этого не происходит на практике. Следует проанализировать причину такого положения.
В муниципальном бюджете г. Абакана налоговые доходы составляют даже меньше половины – всего 36.5%, а их собираемость за 2018 год составила всего 83.7%. Это означает, что основная часть дохода – это неналоговые поступления в бюджет, в первую очередь арендная плата за муниципальные помещения. Основная доля налоговых доходов в городе Абакане также как и в республиканском бюджете отведена НДФЛ (24.9%), при этом и собираемость данного налога почти 100% (96.1%).