Файл: Налоги с физических лиц, экономическое значение их.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются исторической категорией, изменяющейся под воздействием развития государства. Появление налогов непосредственно связано с функционированием государства и выполнением им своих функций, а также оказанием услуг гражданам и предприятиям.

Современная налоговая система Российской Федерации сформировалась в конце XX в. и развивается по настоящее время. Налоговый кодекс Российской Федерации является обобщением накопленного в стране опыта в сфере налогообложения, определяя основной принцип развития налоговой системы России и места налогов в государственном регулировании экономического и социального развития страны. Но так ли эффективна современная налоговая система государства, ведь одной из основных и наиболее актуальных проблем её совершенствования является налогообложение физических лиц. Ведь потенциал налогов с физических лиц в современной России реализован не полностью. Они ещё не стали значимым источником формирования доходов бюджетов, не оказывают существенного влияния на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в РФ, слабо учитывают имущественное расслоение населения, недостаточно активно реагируют на устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума.

И в связи с этим налоговая нагрузка на граждан является одной из важнейших проблем современной Российской Федерации. Потому что для решения этих проблем необходимо разрабатывать комплексные меры, как для перераспределения налоговой нагрузки, выведения большей части доходов физических лиц из теневой экономики, повышение результативности налогового контроля за доходами физических лиц с учетом соблюдения экономических интересов государства и налогоплательщиков. Все вышеперечисленное говорит об актуальности рассматриваемой темы.

Цель данной курсовой работы – исследовать налоги с физических лиц и их экономическое значение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность налогов с физических лиц и их влияние в налоговой системе государства;
  • рассмотреть основные виды налогов взимаемых с физических лиц;
  • рассмотреть особенности исчисления и уплаты налогов физическими лицами и их взаимодействие с налоговыми органами;
  • проанализировать налогообложения физических лиц на примере Российской Федерации и Республике Хакасия;
  • выявить проблемы и возможные решения для совершенствованию системы налогообложения физических лиц в Российской Федерации.

Объект исследования – налоговая система Российской федерации в сфере налогообложения физических лиц.

Предмет исследования – налоги с физических лиц.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В процессе написания данной работы были использованы: законодательная и нормативно – правовая база с последними обновлениями и дополнениями, научная литература, учебно-методические пособия, учебники, научные статьи, электронные ресурсы, статистические данные Российской Федерации, по изучаемой тематике.

Основными методами при написании данной курсовой работы являются: методы сравнения, принципы исторического, логического, системного анализа, приемы индуктивного и дедуктивного методов изучения.

ГЛАВА 1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Экономическая сущность налогов с физических лиц

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Их появление связанно в первую очередь с возникновением, становлением и развитием государственности. Также налоги являются главным источником доходов государства. Именно благодаря ним происходит финансовое пополнение бюджетов для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. [18]

В России налоговыми делами с 1991 года начала заниматься Государственная налоговая служба в составе Министерства финансов Российской Федерации, которую в 1998 году вывели из состава и преобразовали в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а с 2004 г. заново реформировали и ввели обратно в Минфин России в виде Федеральной налоговой службы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2]. Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства ст. 11 НК РФ.


Из данного понятия можно выделить основные признаки налогов:

  1. Законодательная основа. Налог является платежом устанавливаемым государством в рамках страны, региона и местного самоуправления в ст.57 Конституции РФ.
  2. Обязательный характер в соответствии со ст. 57 Конституции РФ [1].
  3. Индивидуальная безвозмездность налоговых платежей означает, что сам факт уплаты налогов налогоплательщиком не порождает со стороны государства встречные обязанности, а именно возмещение или предоставление каких-либо товаров, работ или услуг.
  4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти, в федеральный бюджет, бюджеты региональных субъектов, бюджеты муниципальных образований, государственные внебюджетные фонды.

Из вышеперечисленного стоить отметить, что не все платежи, взимаемые на безвозмездной основе являются налогами. К примеру, штраф, он взимается по решению суда и не считается налогом. Также существует такое понятие как сбор.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.[2].

В основе сбора, пошлины или страхового взноса существует конкретная определенная цель, которую формулирует государство. Например, целевым налогом является сбор на добычу полезных ископаемых, но эту цель ставит государство, а не сам налогоплательщик. В случае же с таможенной пошлиной, налогоплательщик формулирует перед собой цель по ввозу той или иной продукции в страну, государство здесь только выдвигает правила и условия ввоза, а именно, уплату таможенной пошлины и оформление документов.

Экономическая сущность налога подводится к изъятию государством части ВВП, создаваемого в стране. Цель такого изъятия заключается в формировании единого фонда денежных средств с последующим финансированием за счёт него предоставления различных государственных услуг. [18]

Сущность налогов определяется их экономическим содержанием, выражающим взаимоотношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе мобилизации государственных финансов с целью удовлетворения общественных потребностей и государственного регулирования экономической деятельности юридических и физических лиц. [16]


Они заключаются в следующем:

  • Налоги используются для регулирования экономического развития страны, побуждая к осуществлению предпринимательской деятельности или препятствуя ей, повышая или понижая налоги;
  • Государство, за счет налогов получает в свое распоряжение финансовые ресурсы;
  • В налогах выражается повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей и территорий;
  • Налоги обеспечивают определенность поступления государственных доходов;
  • Поступающие в бюджет налоги являются источником государственных расходов на выполнение социальных и экономических задач.

Так же сущность и роль налогов лучше проявляются в их функциях. Функции налогов лучше раскрывают их свойства и внутреннее содержание, позволяя отражать назначение налогообложения в государстве как базовых отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для экономического регулирования и развития страны. [12]

Чаще всего выделяют четыре функции налогов:

  1. Фискальная функция одна из основных функций налогов и сборов, которая отражает фундаментальное предназначение налогов, благодаря этой функции формируются единые фонды денежных средств государства. Только благодаря фискальному потенциалу налогов появляется возможность предопределять возможность решения государство социально–экономических задач, образования, вопросов обороны и правоохранительной системы, здравоохранения и др.
  2. Распределительная (перераспределительная, социальная) функция раскрывает социально – экономическую сущность налогов. Данная функция представляет собой процесс формирования бюджета страны, так как часть созданного ВВП перераспределяется из одних отраслей экономики в другие в соответствии с поставленной целью, которые на данный момент актуальны для государства.
  3. Регулирующая функция налогов её суть заключается в воздействии государства на экономическое развитие страны, при этом налоги выступают в качестве инструмента позволяющего регулировать различные экономические и социальные процессы.
  4. Контрольная функция благодаря количественным и качественным параметрам налогообложения обеспечивает государственный контроль за финансово–хозяйственной деятельностью физических лиц. В данной функции производится оценка эффективности налоговой системы страны по обеспечению необходимыми для государства расходами.

В то же время налоги могут быть классифицироваться по форме взимания:

  • Прямые налоги – к ним относятся подоходные налоги, которые уплачиваются самостоятельно налогоплательщиком, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Государство предъявляет требование уплачивать данные налоги тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что данный налог будет переложен с одного налогоплательщика на другого. Вследствие этого прямые налоги в основном ориентированы на процесс получения дохода. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.
  • Косвенные налоги – по факту данный налог можно назвать налогом на потребление, так как при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое налогами, может, переложит их на кого-то еще, вследствие чего фактическим плательщиком налога, как правило, является физическое лицо. Данные налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются физическим лицом. Косвенные налоги наиболее связаны с расходованием собранных средств в бюджете. Примеры косвенных налогов налог на добавленную стоимость, акциз. Налоги нужны для формирования доходной части бюджета РФ. В связи с этим не маловажную роль играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, налогом на имущество, налогом на землю, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц. [12] Далее в таблице 1 указаны налоги, уплачиваемые физическими лицами и их ставки или статьи, устанавливающие их.

Таблица 1.

Виды налогов и сборов уплачиваемых физическими лицами

Виды налогов

Ставка

Федеральные налоги (статья 13 НК РФ)

1.

Налог на доходы с физических лиц(НДФЛ)

13%,15%,30%,35%

2.

Водный налог

Согласно ст. 333.12. НК РФ

3.

Сборы за использование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Согласно ст. 333.3 НК РФ

4.

Государственная пошлина

Согласно ст. 333.16 – 333.34 НК РФ

Региональные налоги ( статья 14 НК РФ)

5.

Транспортный налог

Согласно ст. 361 НК РФ

Местные налоги и сборы (статья15 НК РФ)

6.

Земельный налог

Согласно ст. 394 НК РФ

7.

Налог на имущество физических лиц

Согласно ст. 406 НК РФ