Файл: Налоги с физических лиц, экономическое значение их.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок и сроки уплаты ЗН определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Срок уплаты для налогоплательщиков физических лиц – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физические лица уплачивают ЗН на основании полученных налоговых уведомлений [8].

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

По земельному налогу существуют льготы, которые освобождают от уплаты физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.[17]

Далее представлено поступление в консолидированный бюджет денежных средств по земельному налогу, на примере РФ и Республики Хакасия за 2017 г. и 2018 г. [19] в таблицах 13 и 14.

Таблица 13.

Поступление земельного налога в консолидируемый бюджет по РФ

Налог

Поступило в консолидируемый бюджет млн. руб.

2017 г.

2018 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста в %

Земельный налог

186 016,2

187 068,5

+ 1 052,30

100,56

В таблице видно, что поступление в бюджет денежных средств по земельному налогу увеличились незначительно на 0,56% или на 1 052,30 млн. руб. сравнивая с показателями 2017 г.

Таблица 14.

Поступление земельного налога в консолидируемый бюджет по Республике Хакасия

Налог

Поступило в консолидируемый бюджет млн. руб.

2017 г.

2018 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста в %

Земельный налог

565,6

633,5

+ 67,90

112,01

В Республике Хакасия по данным таблицы можно заметить, что налоговые отчисления по земельному налогу значительно выросли по отношению к 2017 г., на 67,90 млн. руб. или на 12,01%.

2.4. Транспортный налог


Следующим рассматриваемым налогом будет транспортный налог (ТН) – это прямой региональный налог, который платят владельцы автомобилей и других транспортных средств.

Налогоплательщиками ТН признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Данные объекты подразделяются на 3 вида:

  • наземный;
  • воздушный;
  • водный.

При исчислении транспортного налога налоговая база определяется:

  • как мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатели;
  • как тяга реактивного двигателя (суммарная тяга всех реактивных двигателей) в килограммах силы в отношении воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели;
  • как валовая вместимость в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
  • как единица транспортного средства в отношении прочих водных и воздушных транспортных средств.

Налоговым периодом по ТН признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.(ст. 361 НК РФ) Налоговые ставки могут быть увеличены ( уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. В соответствии с ЗРХ «О транспортном налоге» [7] ставки налога на территории Республики Хакасия увеличены в сравнении с базовыми в 2,4-8 раз.

Сумма ТН в отношении физических лиц определяют налоговые органы на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на подведомственной им территории, они обязаны сообщать сведения о транспортных средствах и об их владельцах в течение 10-ти дней после регистрации или снятия с учета транспортных средств в налоговые органы по месту своего нахождения, а также обязаны ежегодно до 15 февраля предоставлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.[6]

Транспортный налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки

∑ ТН = НБ * НС, (9)

Где ∑ ТН – общая сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода;


НБ – налоговая база ТН;

НС – налоговая ставка ТН.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода, исчисление ТН производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к количеству календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если право на транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации до 15-го числа календарного месяца, то за полный месяц принимается месяц регистрации права, а если после 15-го числа календарного месяца, то за полный месяц принимается месяц снятия с регистрации права. Тогда исчисление налога рассчитывается не много иначе, а именно:

∑ ТН = НБ * НС,*К (10)

Где ∑ ТН – общая сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода;

НБ – налоговая база ТН;

НС – налоговая ставка ТН;

К – коэффициент.

Коэффициент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой:

К = М / 12 (11)

Где К – коэффициент;

М – количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;

12 – количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Порядок и сроки уплаты налогоплательщики физические лица уплачивают ТН на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. [1]

Далее представлено поступление в консолидированный бюджет денежных средств по транспортному налогу с физических лиц, на примере РФ и Республики Хакасия за 2017 г. и 2018 г. в таблицах 15 и 16.

Таблица 15.

Поступление транспортного налога в консолидируемый бюджет по РФ

Налог

Поступило в консолидируемый бюджет млн. руб.

2017 г.

2018 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста в %

Транспортный налог

127 619,2

132 043,1

+ 4 423,90

103,47

Поступление в бюджет денежных средств по транспортному налогу увеличились на 3,47% или на 4 423,90 млн. руб. сравнивая с показателями 2017 г.

Таблица 16.

Поступление транспортного налога в консолидируемый бюджет по Республике Хакасия


Налог

Поступило в консолидируемый бюджет млн. руб.

2017 г.

2018 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста в %

Транспортный налог

253,1

311,4

+ 58,30

123,03

В Республике Хакасия по данным таблицы можно заметить, что налоговые отчисления по транспортному налогу значительно выросли по отношению к 2017 г., на 58,30 млн. руб. или на 23,03%.

2.5. Иные налоги уплачиваемые физическими лицами

Существуют и другие налоги, уплачиваемые физическими лицами, но их доля поступления в бюджете не так велика в отличие от НДФЛ, НИФЛ, ЗН, ТН поэтому рассмотрим лишь немногие из них, а именно водный налог, сбор за использование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Водный налог (ВН) федеральный налог, взимаемый с физических лиц за пользование водными ресурсам. Порядок исчисления и уплаты ВН установлен гл. 25.2 «Водный налог» НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2005 г.[3]

Объектом налогообложения ВН – виды пользования водными объектами, признаются следующие виды:

  • забор воды из водных объектов за 1 ед. объема (1000 куб. м. воды);
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях за 1 ед. площади ( км2 водного пространства);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики за 1 ед. (1000 кВтч электроэнергии);
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях за 1 ед. (1000 м3леса за 100 км сплава).

Налоговая база по ВН определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. [15]

Налоговой ставкой по ВН установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.


Порядок исчисления ВН предусмотрен так, что налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования. [15]

∑ ВН = НБ * НС * К, (12)

Где ∑ ВН – общая сумма ВН;

НБ – налоговая база по ВН;

НС – налоговая ставка ВН;

К – коэффициент (коэффициенты) по ВН.

Общая сумма налога ВН уплачиваются по местонахождению объекта налогообложения ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по местонахождению объекта налогообложения. Налоговая декларация представляется в налоговый орган в срок, установленный для уплаты ВН по местонахождению объекта налогообложения. Подробнее изложено в п. 3 ст. 333.13 НК РФ. [3]

Также физические лица являются плательщиками сборов, а именно Сбора за использование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Порядок исчисления и уплаты сбора установлен гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2004 г.

Плательщиками данного сбора признаются те лица, которые получают в установленном порядке лицензию, разрешение на пользование объектами животного мира на территории РФ и объектами водных биологических ресурсов. [11]

Объектами налогообложения сбора являются:

  • Объекты животного мира (олень, лось, медведь, и т.д.);
  • Объекты водных биологических ресурсов (минтай, тунец, и т.д).

Налоговые ставки по сбору установлены в ст. 333.3 НК РФ. Их можно поделить на 2 группы:

  1. За пользование животным миром – в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных;
  2. За пользование водными ресурсами – в рублях за 1 т. объекта водных биологических ресурсов и за одно млекопитающее.

Исчисление данного сбора определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора:

∑ С = К * СТ, (13)

Где ∑ С – общая сумма сбора;

К – количество объектов, ресурсов по сбору;

СТ – ставка сбора.

Порядком уплаты предусмотрено, что сбор необходимо уплатить за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира (охотничьих ресурсов) на территории Российской Федерации.

Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщики сбора уплачивают при получении разрешения на добычу, вылов в виде разового (10%) и регулярных взносов (равными долями в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа), а также единовременного взноса. [3]