Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
1.1. Сущность организационной культуры предпринимательских структур
1.2. Структура организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО «ЖИЛСТРОЙ»
2.1. Сравнительная рейтинговая оценка предприятий по уровню развития организационной культуры
2.3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ АО «ЖИЛСТРОЙ»
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования моей работы связана с тем, что в условиях социально-экономических преобразований в нашей стране организационная культура стала одним из ключевых факторов, который оказывает влияние на эффективность деятельности организаций. Зарубежными исследователями в области менеджмента установлен тот факт, что практически все процветающие предприятия характеризуются высоким уровнем развития их организационной культуры. Отметим, что современными российскими учеными в области управления данный факт признается и ими делаются определенные шаги для обеспечения эффективного применения методик диагностики, разработанных зарубежными авторами. Умение хорошо анализировать и оценивать уровень развития организационной культуры в организации способствует принятию грамотных управленческих решений, которые будут направлены на повышение эффективности функционирования организации.
В настоящее время, стабильность все чаще определяется как состояние застоя, а, следовательно, те организации, которые не изменяются, воспринимаются в экономической жизни общества как не способные для обеспечения эффективного развития. Неопределенность, то есть та черта, которая раньше связывалась с любым серьезным организационным изменением, а также вызывала опасения и страх у персонала организации, теперь уступает своё место иной неопределенности, ассоциируемой опасностью оказаться организацией, вообще не способной на какое-либо изменение своей деятельности.
Все вышесказанное обусловило значимость организационной культуры в деятельности современной организации, поскольку она позволяет построить работу компании и ее основных структурных элементов в едином направлении, тем самым достигая стратегической цели деятельности компании, а также значительно повышая ее конкурентоспособность на рынке.
Цель исследования - анализ теоретико-методологических основ и практических аспектов организационной культуры современных предпринимательских структур на примере конкретного предприятия.
Объект исследования – организационная культура АО «Жилстрой».
Предмет исследования – механизм управления организационной культурой современного предприятия.
В соответствии с поставленной целью мы можем выделить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы организационной культуры предпринимательских структур;
- провести анализ уровня развития организационной культуры АО «Жилстрой»;
- разработать рекомендации по совершенствованию механизма управления организационной культурой АО «Жилстрой».
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения; основной части, включающей три главы; заключения; списка использованных источников и приложений, где размещены материалы, не вошедшие в основную часть работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
1.1. Сущность организационной культуры предпринимательских структур
Понятие «организационная культура» («корпоративная культура») было введено в науку в 20-е годы прошлого столетия учеными из развитых стран, то есть тогда, когда появилась необходимость в основании упорядочивания взаимоотношений между сотрудниками крупных корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре торговых, экономических, промышленных и иных связей. На сегодняшний день организационная культура организации – это важное условия успешного развития компании, которое является фундаментом ее динамичного развития, а, следовательно, гарантом стремления персонала организации к повышению уровня эффективности деятельности.[1]
Разными исследователями в области менеджмента дается огромное количество определений понятия организационная культура, при этом каждое из них отражается одну либо несколько особенностей культуры в современной организации. Рассмотрим несколько из них более подробно.
А.Я. Кибанов считал, что организационная культура организации представляет собой наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях между различными людьми в компании (к примеру, принятые манеры поведения в компании).[2]
Профессор Ф.А. Кузин считал, что организационная культура современной компании – это определенные доминирующие ценности, которые поддерживаются руководством всей организации в целом.[3]
З.П. Румянцева в своих научных работах отмечала то, что под организационной культурой необходимо понимать нормы, которые возникли в определенной рабочей группе.
Такой исследователь в области менеджмента, как В.С. Липатов считал, что организационная культура любой организации – это приобретенные опытным путём способы решения тех или иных проблем персонала в компании.
Итак, объединяя вышесказанное можем отметить, что организационная культура современного предприятия представляет собой набор определенных базовых ценностей, убеждений, а также различных негласных соглашений и норм, которые разделяются всеми членами той или иной организации. Можно отметить то, что она является системой определенных общих ценностей и предположений о том, что и как делается в той или иной компании, которая в свою очередь познается по мере того как руководству приходится сталкиваться с различными внешними и внутренними проблемами. Стоит отметить то, что организационная культура компании помогает ей выжить, успешно развиваться и занимать лидирующие позиции на рынке товаров и услуг.
Стоит отметить то, что идеи организационной культуры организации носят достаточно абстрактный характер и причина этому состоит в том, что мы не можем увидеть её собственными глазами, при этом она присутствует и распространяется. Необходимо помнить, что Организационная культура предприятия не является чем-то абсолютным или данными, так как она подвержена постоянным изменениям по мере изменения поведения людей в той или иной организации.[4]
В менеджменте существует три различных подхода к определению сущности понятия организационная (корпоративная) культура организации.
Согласно первому подходу корпоративная культура организации представляет собой продукт её «естественного развития», то есть можно отметить то, что в этом понимании, корпоративная культура складывается спонтанно в процессе осуществления общения и взаимодействия между людьми
Второй подход к определению сущности корпоративной культуры представляет собой «искусственное» изобретение людей, которая является результатом их рационального выбора.
Третий подход является одним из наиболее подходящих подходов к определению сущности рассматриваемого понятия. Согласно данному подходу, корпоративная культура организации представляет собой «смешанную» систему, включающую в себя как формально-рациональные, так и спонтанные жизненные процессы в организации.[5]
В целом отметим, что на сегодняшний день корпоративная культура – это ключевая составляющая жизнедеятельности предприятия, оказывающая существенное влияние на эффективность его работы. Понимая данный факт, управляющее звено современных организаций стремится к созданию у себя сильной корпоративной культуры, которая будет основываться на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.[6]
В менеджменте выделяют следующие отличительные особенности эффективной корпоративной культуры современных предприятий: наличие командного духа в организации, которые имеет такие отличительные черты как слаженность и взаимодействие между сотрудниками; удовлетворение каждым конкретным сотрудником компании результатами своей деятельности, а также гордость за них; преданность своей организации и готовность соответствовать всем предъявляемым стандартам; высокий уровень требований к качеству выполняемой работы; готовность к переменам, которые вызваны требованиями научно-технического прогресса, а также конкурентной борьбой на рынке, невзирая на различные трудности и бюрократические препоны.[7]
Таким образом в заключении отметим то, что существует огромное количество определений понятия корпоративная культура и объединяя все их можем отметить, что корпоративная культура современного предприятия представляет собой набор определенных базовых ценностей, убеждений, а также различных негласных соглашений и норм, которые разделяются всеми членами той или иной организации. В настоящее время корпоративная культура организации является одним из важнейших ее элементов, который оказывает влияние на ее имидж, а, следовательно, эффективность работы всей компании в целом. Понимая данный факт, управляющее звено современных организаций стремится к созданию у себя сильной корпоративной культуры, которая будет основываться на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.[8] Стоит отметить то, что идеи корпоративной культуры организации носят достаточно абстрактный характер и причина этому состоит в том, что мы не можем увидеть её собственными глазами, при этом она присутствует и распространяется. Необходимо помнить, что корпоративная культура предприятия не является чем-то абсолютным или данными, так как она подвержена постоянным изменениям по мере изменения поведения людей в той или иной организации.
1.2. Структура организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование
Корпоративная культура представляет собой такой элемент организации, который складывается и развивается при ее формировании. Отметим то, что в момент создания и в первые годы функционирования организации происходит формирование той культуры, которая изначально соответствовала всем представлениям ее создателям. Самый большой вклад в развитие корпоративной культуры предприятия вносит высшее руководство, а следовательно, оно должно понимать цели каждого сотрудника организации.[9]
Корпоративная культура организации включает следующие элементы:
- миссия организации – это набор определенных концептуальных положений, которые в обобщенной форме раскрывают то, к чему стремится та или иная организация в социальной сфере. Необходимо отметить то, что та миссия, которую знают и понимают все работники организации, оказывает положительное влияние на интеграцию персонала в единое целое, а, следовательно, повышению уровня приверженности сотрудников к данной компании. В том случае, если миссия организации четко и понятно сформулирована, то это способствует эффективному формированию хорошего имиджа фирмы в глазах поставщиков, инвесторов, партнёров и др.;[10]
- еще одним структурным элементом корпоративной культуры современных предприятий являются организационные ценности, которые способствуют определению того, что нужно считать важным в конкретной организации. Они – это индикатор организационной культуры, а также ключевая категория, которая позволяет определить успех и удовлетворенность трудом. Необходимо помнить о том, что формирование любой организации начинается с того, что необходимо определить базовые ценности, которые призваны эффективно объединить основные идеи создателей компании с индивидуальными потребностями, представляемые сотрудниками;[11]
- в качестве еще одного элемента корпоративной культуры организации стоит привести особенности организации, а также условий труда сотрудников, выражающих культуру и уровень профессионализма как управленческого звена, так и наемных работников, а также зрелость всего коллектива. Практический опыт анализа деятельности компаний показывает то, что одна из ключевых ролей здесь принадлежит личности руководителя, которая накладывает значительный отпечаток на стиль и культуру управления, режим и условия трудовой деятельности и др.;[12]
- четвёртым структурным элементом корпоративной культуры организации является культура внутренних коммуникаций, состоящая из следующих элементов: собрания, совещания, а также различные встречи с руководящим звеном организации, которые являются формой непосредственного общения и передачи определенной информации; различные информационные стенды, а также корпоративные издания для сотрудников и клиентов; корпоративные праздники в организации и др.;[13]
- предпоследним структурным элементом корпоративной культуры организации является социально-психологическая культура, определяющая состояние межличностных, а также групповых отношений в коллективе организации и состоит из следующих элементов: социально-психологический климат – это элемент, характеризующий стиль взаимоотношений между сотрудниками, уровень вовлеченности всего персонала организации в ее деятельность, а также степень удовлетворенности ею; система мотивации и стимулирования эффективной деятельности сотрудников фирмы;[14]
- последним структурным элементом современных предприятий является фирменный стиль, который включает в себя выработку определенных знаков, а если точнее, то полноценную знаковую систему различных изобразительных, словесных, графических и иных символов фирмы. При разработке данных символов фирменного стиля необходимо помнить о следующих критериях: краткость и благозвучие.[15]