Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
1.1. Сущность организационной культуры предпринимательских структур
1.2. Структура организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО «ЖИЛСТРОЙ»
2.1. Сравнительная рейтинговая оценка предприятий по уровню развития организационной культуры
2.3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ АО «ЖИЛСТРОЙ»
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Управленческая деятельность в области социальных процессов состоит из двух подклассов: индивидуальная деятельность человека в условиях работы организации; управление коллективом для обеспечения контроля деятельности работников.[70]
В обоих случаях люди выступают в качестве производительной силы. В пределах управления различными социальными процессами и трудовой деятельностью выделяют два направления управления: человеческими ресурсами и материальными ресурсами.[71]
Исходя из этого, объектом управленческой деятельности являются социальные системы и стоящие над ними управленческие системы. Управленческая деятельность основана на принципе администрирования, что позволяет определить политику каждой системы в условиях коллективного делопроизводства. К ней относятся понятия менеджмента и руководства и корпоративной культуры, поскольку именно эти аспекты позволяют добиться высокого качества работы фирмы и обеспечить ей процветание.
Чтобы уметь управлять всеми процессами организации, следует правильно создать иерархическую пирамиду из сотрудников, где каждый может выступать в роли подчиняющегося и подчиненного, кроме начальника и низшего звена в пирамиде.[72] При этом следует учесть, что основной объект управления – человек, который является личностью, а не элементом конструкции. Поэтому важную роль в управлении играет знание психологии, позволяющее начальнику без труда влиять на подчиненных таким образом, чтобы максимально повысить уровень производства, достичь целей и задач, поставленных перед фирмой, и при этом чтобы работники чувствовали свою значимость и были готовы к дальнейшему сотрудничеству. Все виды управленческой деятельности должны подчиняться знанию психологических приемов и применению их на практике.[73]
Интересно рассмотреть оценку важности влияния корпоративной культуры на эффективность управления компанией с точки менеджмента высшего и среднего звена. Респонденты, принявшие участие в опросе (сотрудники достаточно крупных компаний ОАО «Гефестстрой», АО «Артстрой» и АО «Жилстрой»), представляли строительную отрасль народного хозяйства. Линейные менеджеры составили 68%, руководители высшего звена - 31% от общего количества опрошенных.
Целью исследования было выявление мнения руководителей по поводу влияния уровня корпоративной культуры на эффективность управления деятельностью предприятия (рис. 2.3). Подавляющее большинство респондентов (86%) утвердительно ответили на вопрос о существовании корпоративной культуры на предприятии. При этом 58,1% подтвердили факт формирования лидерами корпоративной культуры, 15% затруднились ответить на этот вопрос, а около 30% опрошенных зафиксировали отсутствие целенаправленных действий по созданию корпоративной культуры в компании.
Рисунок 2.3. Выявление мнения руководителей по поводу влияния уровня корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия
Источник: собственная разработка
Таким образом, несмотря на признание существования корпоративной культуры, примерно треть опрошенных руководителей склонны считать стихийным факт ее формирования.
Корпоративную культуру своего предприятия респонденты оценили в основном либо положительно (43%), либо нейтрально (46,2%), однако 10,8% - все же отрицательно – рис. 2.4.
Рисунок 2.4. Оценка уровня эффективности корпоративной культуры
Источник: собственная разработка
Большинство (63,4%) опрошенных считает, что уровень корпоративной культуры влияет на эффективность управления предприятием позитивно, 11,8% -негативно и 24,8% - никак не влияет – рис. 2.5.
Рисунок 2.5. Оценка влияния уровня корпоративной культуры на эффективность управления
Источник: собственная разработка
Таким образом, мы видим, что влияние уровня корпоративной культуры является существенным и положительным фактором в повышении конкурентоспособности современного предприятия. Она способствует развитию предприятия в целом и повышает его конкурентоспособность.[74]
Таким образом, подводя общий итог исследованию, проведенному в этой главе, считаем необходимым выделить следующее.
Результаты деятельности любого предприятия необходимо связывать с уровнем развития его корпоративной культуры, поскольку она является важным фактором повышения конкурентоспособности организации.[75]
Как система элементов, корпоративная культура лежит в основе организации управления всеми факторами деятельности предприятия (трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией). Однако только сильная корпоративная культура в системе управления обусловливает успешное функционирование предприятия как сложной открытой системы.
В результате исследований взаимодействия управленческого развития и корпоративной культуры на деятельность ОАО «Гефестстрой», АО «Артстрой» и АО «Жилстрой» наблюдается значительное влияние этих понятий на стратегическое развитие рассматриваемых предприятий. Конечно, корпоративная культура - не единственный элемент, для повышения эффективности деятельности предприятия. Возможны случаи, когда предприятие обладает высокой корпоративной культурой, но все равно терпит поражение на рынке, или же предприятие с низкой корпоративной культурой демонстрирует достаточно высокую эффективность. Однако в достижении высокого уровня конкурентоспособности и долгосрочной эффективности предприятия, определяющим фактором является только сильная корпоративная культура в системе управления. Вот почему жизненный потенциал современного предприятия, его успешное функционирование и выживание в конкурентной борьбе зависит не только от стратегий развития деятельности, четкого управленческого построения, соответствующих систем управления и высококвалифицированных работников, но и от его сложившейся корпоративной культуры, которая занимает ключевое место в системе управления современными предприятиями.[76]
В целом же, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, сегодня ситуация которая сложилась в АО «Жилстрой», требует использования этой организацией качественно новых, инновационных подходов и методов управления предприятием в целом и формированием корпоративной культуры, в частности, для обеспечения конкурентоспособности на рынке.
В АО «Жилстрой», по нашему мнению, решающее место должно занять стратегическое корпоративное управление, которое считается одним из современных подходов адаптации к среде, обеспечению конкурентоспособности и длительному успеху предприятия.[77]
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ АО «ЖИЛСТРОЙ»
3.1. Разработка алгоритма внедрения стратегических карт и оценочных показателей уровня развития организационной культуры АО «Жилстрой»
Нами была разработана стратегическая карта для конкретного предприятия – АО «Жилстрой» - с учетом четырех составляющих сбалансированной системы показателей, которая составляет модель, демонстрирует, как корпоративная стратегия объединяет нематериальные активы и процессы создания стоимости с корпоративной системой управления персоналом, в частности, и предприятием в целом (Приложение 5).[78] Предложенная стратегическая карта дает возможность более наглядно анализировать ход реализации стратегий и правильное применение сбалансированной системы показателей и обеспечивает декомпозицию корпоративной стратегии АО «Жилстрой», выраженную с помощью финансовых и нефинансовых показателей, на уровень отдельных исполнителей и служит облегчению планирования и корпоративного управления, а также сокращению общей продолжительности процесса планирования на предприятии.[79]
Внедрение системы ССП позволит АО «Жилстрой» классифицировать и оценивать сотрудников по их месту и важности в компании. Вполне возможно, что после внедрения данной системы часть сотрудников (в том числе и среди среднего и высшего звена) окажутся лишними, следовательно, сокращение лишних штатных единиц позволит компании сэкономить средства на ФЗП ориентировочно на 5%, что в сложных экономических условиях является немаловажным.
Непонимание сотрудниками миссии и корпоративных целей компании, незнание конечных результатов, на которые каждый сотрудник должен ориентироваться - все это причина формального отношения к работе, снижения эффективности и производительности труда, что для компании в условиях жесткой конкуренции является недопустимым. В условиях плановой экономики, когда нет конкуренции, потребитель готов потреблять любой товар, однако в условиях рыночной экономики существует жесточайшая конкуренция, в условиях которой победителем будет компания, у которой есть четкая корпоративная стратегия развития и кадры, которые готовы осуществлять выполнение всех поставленных задач максимально эффективно.[80]
Именно внедрение системы ССП и оценка деятельности сотрудников с помощью системы ключевых показателей позволит предприятию максимально полно стимулировать персонал и не допускать потери интереса к работе (рис. 3.1).[81]
ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКА |
А ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ФАЗА |
В ФАЗА РОСТА |
D ФАЗА НАСЫЩЕНИЯ |
С ФАЗА ЗРЕЛОСТИ |
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКА |
Рисунок 3.1. Жизненный цикл сотрудника в должности
Источник: составлено автором на основании Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами. - М.: Инфра-М, 2015. – С. 98-101
Следует отметить, что эффективность управления зависит от уровня компетенции сотрудников, их оперативности и коммуникабельности. «Тормозом» в исследуемой компании служат частые проверки, задания, прямо не связанные со служебными обязанностями сотрудников.[82]
Для повышения заинтересованности сотрудников во внедрении инновации и в слаженном, своевременном и четком выполнении ими своих должностных обязанностей с творческой инициативой, рекомендуется ввести ряд видов стимулирования, как материальных, так и не материальных, например, ценные подарки (к юбилею); моральные поощрения (благодарности, грамоты); дополнительные отпуска и отгулы; дополнительные транспортные льготы, организация отдыха (в т. ч. заключение договоров с санаториями и домами отдыха на групповой отдых в осенне-зимний период); страхование здоровья и жизни для отдельных категорий сотрудников, работа которых связана с риском; участие сотрудников в принятии решений по введению и реализации новшеств.[83]
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Определим суммарные результаты расчетов эффективности разработанного нововведения, т.е. общий прирост выручки, высвобождение численности сотрудников, снижение издержек, увеличение прибыли и др.
Рассчитаем объем выручки по проекту мероприятий (),
(1)
где Vбаз - базовый объем выручки, тыс. руб.,
∆V - прирост объема выручки после внедрения проекта мероприятий:
(тыс. руб.)
Определим численность персонала по проекту:
(2)
где Чбаз - численность персонала по базовому варианту, чел.,
± ∆Ч - высвобождение (-), увеличение (+) численности, чел.
(чел.)
Рассчитаем проектируемый уровень производительности труда:
(3)
(тыс. руб/чел.)
Определим проектируемый фонд заработной платы:
(4)
где ʄбаз - доля фонда заработной платы в объеме выручки в базовом периоде;
∆ФЗП - проектируемые изменения в размере фонда заработной платы в связи с изменениями новых штатных единиц (+), введение системы премирования, надбавок; сокращение персонала (-).
(тыс. руб.)
Определим среднегодовую (Зср.год), среднемесячную (Зср) заработную плату:[84]
(5)
(6)
(тыс. руб.)
(тыс. руб.)
Рассчитаем планируемую себестоимость:
(тыс. руб.)
Определим сумму прибыли от реализации по проекту:[85]
(7)
(тыс. руб.)
Определим сумму налога на прибыль:
(8)
где α - ставка налога на прибыль.
(тыс. руб.)
Рассчитаем чистую прибыль (прибыль, остающуюся в распоряжении компании):[86]
(9)
(тыс. руб.)
Полученные финансово-экономические показатели по проекту мероприятий развития корпоративной культуры в АО «Жилстрой» сведем в таблицу и отразим в Приложении 6. На основании проведенных расчетов можно прийти к следующим выводам.
Объем выручки после реализации проекта увеличится на 86,14% и составит 151221,668 тыс. руб. При этом сократится количество рабочих мест на предприятии с 585 чел. до 555 чел. (на 5,13%). Таким образом, увеличивается среднегодовая выработка одного рабочего на 96,20% и составляет 272,471 тыс. руб. Полная себестоимость работ и услуг АО «Жилстрой» возрастает 2,79% и составляет 60020,33 тыс. руб. При этом затраты на 1 рубль реализации снижаются практически в двое.[87]