Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
1.1. Сущность организационной культуры предпринимательских структур
1.2. Структура организационной культуры и факторы, влияющие на ее формирование
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО «ЖИЛСТРОЙ»
2.1. Сравнительная рейтинговая оценка предприятий по уровню развития организационной культуры
2.3. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности предприятия
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ АО «ЖИЛСТРОЙ»
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Прибыль предприятия увеличивается на 68352,548 тыс. руб., а годовой экономический эффект – на 54681,95 тыс. руб. Также увеличиваются показатели налога на прибыль и рентабельности. С учетом увеличения показателя чистой прибыли фонд потребления возрастает на 13670,47 тыс. руб.
Проведенные расчеты технико-экономических показателей деятельности компании в целом свидетельствуют о целесообразности и эффективности внедрения разработанного комплекса мероприятий, направленных на развитие корпоративной культуры в ОА «Жилстрой».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель исследования состояла в проведении анализа теоретико-методологических основ и практических аспектов организационной культуры современных предпринимательских структур на примере АО «Жилстрой».
В соответствии с поставленной целью при выполнении исследования были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретико-методологические основы организационной культуры предпринимательских структур;
- проведен анализ уровня развития организационной культуры АО «Жилстрой»;
- разработаны рекомендации по совершенствованию механизма управления организационной культурой АО «Жилстрой».
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
В настоящее время существует огромное количество определений понятия корпоративная культура и объединяя все их можем отметить, что корпоративная культура современного предприятия представляет собой набор определенных базовых ценностей, убеждений, а также различных негласных соглашений и норм, которые разделяются всеми членами той или иной организации.
Корпоративная культура организации является одним из важнейших ее элементов, который оказывает влияние на ее имидж, а, следовательно, эффективность работы всей компании в целом. Понимая данный факт, управляющее звено современных организаций стремится к созданию у себя сильной корпоративной культуры, которая будет основываться на ином, чем прежде, понимании человека и его роли в системе общественного разделения труда.
Стоит отметить то, что идеи корпоративной культуры организации носят достаточно абстрактный характер и причина этому состоит в том, что мы не можем увидеть её собственными глазами, при этом она присутствует и распространяется. Необходимо помнить, что корпоративная культура предприятия не является чем-то абсолютным или данными, так как она подвержена постоянным изменениям по мере изменения поведения людей в той или иной организации.
Корпоративная культура современной компании – это такой элемент, который складывается и развивается при ее формировании. В момент создания и в первые годы функционирования организации происходит формирование той культуры, которая изначально соответствовала всем представлениям ее создателям. Самый большой вклад в развитие корпоративной культуры предприятия вносит высшее руководство, а, следовательно, оно должно понимать цели каждого сотрудника организации.
Корпоративная культура предприятия состоит из взаимосвязанных элементов, которые оказывают положительное влияние как на деятельность предприятия в целом, так и на деятельность ее отдельных сотрудников. На рациональное развитие корпоративной культуры оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, однако стоит помнить о том, что на всех этапах развития компании культура ее руководителя (например, его ценности или стиль поведения) во многом определяют культуру организации в целом.
В настоящий момент корпоративная культура – инструментальная форма взаимодействия между руководящим и наемным персоналом. Корпоративная культура успешной компании представляет собой основополагающий фактор формирования лояльности со стороны её сотрудников. Стоит помнить о том, что для успешного и эффективного развития современных компаний, в совокупности с правильной стратегией управлении я и маркетинга, а также достойным товаром либо услугой должен существовать лояльный персонал, поскольку он тщательно охраняет коммерческие интересы данной организации, а для достижения максимальных результатов деятельности они используют практически все возможные ресурсы и резервы.
Для успешного развития компании необходимо осуществлять диагностику и наблюдение за уровнем лояльности сотрудников организации, поскольку это одна из ключевых задач в управлении персоналом, а, следовательно, оказывает важное влияние на эффективность функционирования организации в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Антонова Н. В. [и др.] Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /под ред. Н. В. Антоновой, Н. Л. Ивановой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 370 с.
- Арджирис К. Организационное научение / Арджирис К. – М.: Инфра-М, 2014. – 529 с.
- Астафичева Е.Ю., Караева Е.Н. Организационная культура.: Учебное пособие - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2015. - 380 с.
- Бухгалтерские балансы АО «Жилстрой» за 2016-2017 гг.
- Ведомости начисления заработной платы АО «Жилстрой» за 2016-2017 гг.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
- Внедрение инновационного менеджмента в систему корпоративного управления: теория и практика / Е. С. Стоянова и др.; под ред. Е. С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2015. – 265 с.
- Гончарова М.А. Организационная культура и организационное поведение: Учебно-методическое пособие - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. - 460 с.
- Давидов Т. Работающая управленческая инновация / Т. Давидов, Марк Дж. Эпштейн, Р. Шелтон; пер. с англ. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. – 320 с.
- Даниэль Е. Не вините инструменты: принятие и реализация управленческих инноваций / Сводки исследований, - 2017, № 3.
- Ильин В. А. Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ильин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 311 с.
- Инновационные технологии корпоративного управления в экономике, менеджменте и образовании: межву-зовский сборник научных трудов. – Сер. «Бизнес-информатика». – Вып. 2. – М.: ГОУ ВПО «РЭА имени Г. В. Плеханова», 2015. – 356 с.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение корпоративной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В Андреевой. – СПб: Питер, 2014. – 320 с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 256 c.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом в России: история и современность : монография. Кн. 1 / под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 240 с.
- Кларин М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Кларин. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 288 с.
- Колесников А. В. Корпоративная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колесников. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 167 с.
- Корпоративная культура: Учеб. пособие. / Г. Л. Хает, А. Л. Еськов, Л. Г.Хает и др. / Под общ. ред. Г. Л. Хае-та. – М.: Центр учеб. литературы, 2015. - 403 с.
- Красовский Ю. Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 391 с.
- Латфуллин Г. Р. [и др.] Организационное поведение: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /под ред. Латфуллина Г. Р., Громовой О. Н., Райченко А. В.. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 301 с.
- Макеев В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. / В.А. Макеев. - М.: Ленанд, 2015. - 248 c.
- Малюк В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. И. Малюк. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 361 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 c.
- Мильнер Б. 3. Управление организацией / Мильнер Б. 3. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 498 с.
- Мирошниченко А.Н. Управление человеческими ресурсами организации: Планирование потребностей в персонале / А.Н. Мирошниченко. - М.: МИЭП, 2016. - 129 с.
- Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
- Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
- Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами. - М.: Инфра-М, 2015. – 365 с.
- Отчеты о финансовых результатах АО «Жилстрой» за 2016-2017 гг.
- Петти В. Антология классики управления / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. – М.: Эконов, Ключ, 2015. – 439 с.
- Соломанидина Т. О. Корпоративная культура компании. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2015. – 456 с.
- Устав Акционерного общества «Жилстрой», зарегистрирован Постановлением Главы администрации Заводского района г. Орла за № 1115 от 24 ноября 2013 г.
- Шейн Э. Корпоративная культура и лидерство: Пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой. - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
- Штатное расписание АО «Жилстрой» на 2016-2017 гг.
- АО «Жилстрой» / Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orelgilstroy.ru.
- СПС «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Организационная структура АО «Жилстрой»
Общее собрание акционеров
Генеральный директор
Заместитель генерального директора
Отдел кадров
Главный инженер
Производственные подразделения (основные и вспомогательные)
Канцелярия
Отдел охраны труда и ТБ
Юрисконсульт
Отдел маркетинга
Цех трубозаготовок
Административно-хозяйственный отдел
Отдел снабжения
Цех деревопеработки
Бухгалтерия
Источник: разработано автором на основании: Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. – С. 159-164
Приложение 2
Структура текущих затрат и целевых показателей деятельности «Жилстрой» в 2016-2017 гг.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Темп роста, % |
|
2016 г. |
2017 г. |
|||
Выручка от реализации |
Тыс. руб. |
78184,7 |
81240,6 |
103,9 |
Среднегодовая численность персонала |
Чел. |
585 |
585 |
- |
в том числе специалистов |
Чел. |
380 |
380 |
- |
Среднегодовая выработка (среднегодовой объем выручки от реализации 1 работающего): |
Тыс. руб. |
133,649 |
138,873 |
103,9 |
Фонд заработной платы персонала |
Тыс. руб. |
303810,0 |
304630,0 |
100,3 |
Среднегодовая заработная плата 1 работающего |
Тыс. руб. |
519,333 |
520,735 |
100,3 |
Полная себестоимость продукции, работ, услуг |
Тыс. руб. |
54393,0 |
58391,8 |
107,3 |
Затраты на 1 руб. реализации |
Руб. |
0,70 |
0,72 |
102,9 |
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг |
Тыс. руб. |
23790,8 |
22848,8 |
96,0 |
Прибыль на 1 руб. реализации |
Руб. |
0,30 |
0,28 |
93,3 |
Чистая прибыль |
Тыс. руб. |
19032,6 |
18279,0 |
96,0 |
Рентабельность деятельности |
% |
23,4 |
22,5 |
92,6 |
Рентабельность продаж |
% |
30,4 |
28,1 |
93,3 |
Фонд потребления |
Тыс. руб. |
4758,2 |
4569,8 |
96,0 |
Среднегодовой доход 1 работающего |
Тыс. руб. |
527,467 |
528,547 |
100,2 |
Источник: разработано автором на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Жилстрой» за 2016-2017 гг.
Приложение 3
Сильные и слабые стороны компании
Составляющие внутренней среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие фондов |
1.Наличие собственных фондов (помещения, транспорт, оборудование и др.) |
1. Зависимость от поставщиков оборудования и материалов |
Кадры |
1.Современная система управления персоналом 2.Повышение квалификации кадров (проведение стажировок, семинаров) 3.Профессионализм персонала |
1.Отсутствие квалифицированных специалистов по кадрам 2.Текучесть кадров, кроме обслуживающего персонала |
НИОКР |
1.Наличие финансовых ресурсов для внедрения инноваций |
1.Ориентация инноваций на текущие нужды компании |
Маркетинг |
1.Средняя конкурентная позиция 2.Налаженные партнерские отношения с клиентами 3. Широкий диапазон обслуживания |
1.Недостаточно активная маркетинговая политика |
Организация |
1.Квалифицированный управленческий персонал 2.Простота организационной структуры |
1.Нечетко определенные цели и стратегии развития |
Финансы |
1.Достаточные финансовые ресурсы |
1. Нечеткие цели и стратегии целевого финансирования |
Источник: разработано автором на основании: Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. – С. 172-175
Приложение 4
Матрица комбинаций возможностей и угроз с выделением сильных и слабых сторон
Внутренний потенциал |
Внешняя среда |
|
Возможности (О): 1.Высокий спрос 2.Отсутствие сильных конкурентов |
Угрозы (Т): 1.Усиление налогового давления 2.Увеличение количества государственных барьеров |
|
Силы (S): 1.Собственные фонды 2.Высокое качество менеджмента 3.Прибыльность 4.Квалифицированный персонал |
Поле SO: Стратегия «используя имеющийся потенциал, усовершенствование информационного обеспечения системы менеджмента» |
Поле ST: Стратегия «несмотря на увеличение государственных барьеров, продолжать совершенствование ёсистемы управления» |
Слабости (W): 1. Менеджмент 2.Финансовые ресурсы 3.Исследования и инновации |
Поле WO: Стратегия «пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, продолжать совершенствовать систему менеджмента, финансовую сферу, исследования и инновации» |
Поле WT: Стратегия «компании необходимо наращивать собственный потенциал с целью избежать ситуации усиления конкурентных сил внутренних и внешних (потенциальных) операторов рынка труда» |
Источник: разработано автором на основании: Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. – С. 172-175
Приложение 5
Стратегическая карта АО «Жилстрой»
Стратегическая цель – удовлетворение потребностей в экологически чистых работах, услугах, обеспечение стойкого финансового роста предприятия в долгосрочном периоде |
||
Составляющая |
Цель |
Оценочные показатели |
1 |
2 |
3 |
Финансовая составляющая |
Увеличение прибыли предприятия в 4 раза |
Прибыль от операционной деятельности (прибыль от реализации) |
Обеспечение увеличения прибыли за счет привлечения новых заказчиков |
Количество новых заказчиков; Большие объемы продаж работ и услуг; Количество повторных обращений заказчиков |
|
Повышение производительности за счет работы с существующими заказчиками на 65-66%; Экономия ФЗП за счет снижения численности персонала на 5% |
Объемы продаж существующим заказчикам; Производительность труда |
|
Обеспечение конкурентной стоимости работ и услуг предприятия |
Уменьшение стоимости работ и услуг; Уровень сервисного обслуживания |
|
Клиентская составляющая |
Исследовательская деятельность, направленная на комплексное решение проблем заказчиков |
Индекс удовлетворенности заказчиков; Количество жалоб заказчиков на некачественно выполненные работы, оказанные услуги |
Обеспечение заказчиков широким спектром основных и сопутствующих работ и услуг |
Общее количество внедренных исследовательских методик; Процент собственных разработок предприятия |
|
Обеспечение долгосрочных отношений с каждым заказчиком |
Длительность работы с конкретным заказчиком; Число новых заказчиков, которые повторно не обратились в компанию; Число существующих заказчиков, которые отказались от работы с компанией |
|
Совершенствование технологии исследований для удовлетворенности заказчиков предприятия |
Число рекламаций; расчеты по претензиям |