Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основа любой современной организации - это персонал, обеспечивающий эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяющий ее экономические показатели, и конкурентоспособность. Вклад человеческих ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит, главным образом, от эффективности проведения работы по отбору персонала.

Актуальность темы данной дипломной работы определяется важностью внедрения методов психофизиологического исследования в практику управления персоналом, от того, насколько эффективно будут организованы данные методы, зависит результативность дальнейшей работы и возможность реализации способностей, как самого персонала, так и достижения целей всей организации.

Объект исследования – алмазодобывающая компания АК «АЛМАЗ».

Предмет исследования – система психофизиологических исследований в практике управления персоналом в АК «АЛМАЗ».

Цель работы - провести анализ эффективности существующей системы подбора и расстановки кадров, выявить проблемы современной технологии использования рабочей силы на предприятии АК «АЛМАЗ» и на основе этого разработать мероприятия по совершенствованию подбора и расстановки в данной организации.

Требуется решить следующие задачи:

1. Изучить Теоретические аспекты методов психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.

2. Провести анализ результатов психофизиологического исследования АК «АЛМАЗ».

3. Разработать Рекомендации организации и проведения психофизиологического исследования в практике управления персоналом для АК «АЛМАЗ». В процессе написания моей курсовой работы изучены методы психофизиологического исследования. Ответы персонала фиксировались с помощью бланков. В результате исследования был разработан проект совершенствования технологии подбора и расстановки кадров.

Методологической базой исследования являются учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, научные статьи, а также внутренние нормативные документы АК «АЛМАЗ». Практическая значимость и новизна данной работы заключается в том, что был проведен анализ существующей системы подбора персонала на предприятии, а также предложены конкретные мероприятия с использованием психофизиологических исследований для предприятия относительно недостатков действующей системы управления персоналом.


Глава 1. Теоретические аспекты методов психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом

1.1. Сущность психофизиологии как науки: объект, предмет и задачи

Психофизиология профессиональной деятельности — наука, изучающая психофизиологические[1] характеристики человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на ее качество и эффективность.

Первые исследования в этой области были выполнены в высокотехнологичных отраслях промышленности и на транспорте, где цена ошибки человека очень дорого «стоила» производству и где понадобилась разработка комплекса профилактических мероприятий для минимизации потерь вследствие браков, аварий, где было необходимо сохранить персонал, так как его подготовка занимала длительное время и стоила очень дорого.

Первые работы по вопросам анализа и учета поведения человека на производстве были выполнены М. М. фон Вебером в Германии и И. И. Рихтером в России в XIXв. Г.Мюнстерберг.

Объектом психофизиологических исследований в практике управления персоналом являются физиологические и нейронные механизмы психических процессов, состояний и поведения[2].

Цель психофизиологических исследований в том, чтобы показать во всей совокупности биологические, психические и социальные проявления персонала и использование этих знаний для успешной организации профессиональной деятельности.

К предмету - все психофизиологические механизмы в профессиональной деятельности. Прогрессивное развитие современного общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Повышение информационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования, как к организации процесса труда, так и субъекту профессиональной деятельности. Все это ставит перед психофизиологией особые задачи.


Задачи психофизиологии в профессиональной деятельности управления персоналом:

- изучить теоретические исследования психофизиологических проявлений в профессиональной деятельности;

- научиться управлять психофизиологическими проявлениями профессиональной деятельности;

- использовать полученные знания в ходе психофизиологического изучения с целью повышения эффективности профессиональной деятельности персонала.

Наиболее актуальные вопросы современной психофизиологии профессиональной деятельности[3]:

-изучение психофизиологических механизмов познавательных процессов, состояний и свойств личности;

- вопросы в области кодирования информации нервной системы;

-аспекты психофизиологической адаптации персонала к условиям профессиональной деятельности;

- измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала;

-изучение психофизиологических компонентов работоспособности персонала;

-влияние эргономики и технической эстетики на психофизиологические состояния персонала;

-определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности.

1.2. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология профессиональной деятельности является экспериментально-прикладной научной дисциплиной, поэтому важное значение имеет применение адекватных методов психофизиологического исследования.

В настоящее время психофизиологическое обследование персонала является неотъемлемой составной частью предварительных и периодических медицинских осмотров, проводимых на транспорте, аэрокосмических, энергетических и других предприятиях. Некоторые обследования, например на полиграфе, применяются в охранном бизнесе, торговых сетях и др.

Все многообразие методов психофизиологического исследования можно объеди­нить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы (проводимости кожи, сосудистые реакции, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.), моделирование и эксперимент[4].

  1. Методы наблюдения

Метод, где удается зафиксировать не просто поведенческие акты, но и те признаки, которые отражают особенности протекания фи­зиологических процессов при определенных психических состоя­ниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македон­ский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кан­дидата в ситуации испуга. В войско принимали тех, кто при испу­ге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было при­знаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор по­зволял выделить симпатикотоников - лиц с преобладанием то­нуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных по­кровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции можно наблюдать, у претендента на вакансию, прохо­дящего собеседование при приеме на работу.


  1. Тесты

Основным средством, используемым в психофизи­ологии профессиональной деятельности, являются короткие тестовые испы­тания, характеризующие психические процессы при решении со­ответствующих профессиональных задач. Методики, помогают оценить эффективность процессов восприятия, памяти, внима­ния, мышления и т.д.

В практическом использовании методик имеются два серьезных недостатка (ограничения). Первый состоит в том, что те­стовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятельности работника, что может приводить к неудачам в тестирова­нии (например, ряд психофизиологических характеристик оста­вались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов). Другой принципиальный недо­статок состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений.

Опросники. Группа методов направлена на выявление разнообразных состояний, которые мо­гут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки-симптомы входят в состав опросника в виде разверну­тых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Опросники заполняет сам обследуемый, что неред­ко оказывается весьма затруднительным. Кроме того, отсутствуют адекватные приемы количественной оценки результатов тестиро­вания. Суммарная оценка является слишком приблизительным показателем состояния.

Методики субъективного шкалирования состояния. В рам­ках этого подхода кандидата просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максималь­но сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый» — «вялый», «устал» — «не устал»), либо отдельным ко­ротким утверждением («устал», «отдохнул»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симп­тома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с задан­ной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления симптома выделяют моно- или биполярные шкалы.

На практике управления персоналом широко применяется так называемый тест оцен­ки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предвари­тельного выделения основных компонентов психического состо­яния. В оригинальной версии методики каждый компонент пред­ставлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается посемибалльной шкале. При этом оцен­ка состояния основывается на динамике соотношения показате­лей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированную оценку состояния.


  1. Электрофизиологические методы

Основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. Современные технические возможности позволяют использовать микроэлектродную регистрацию импульсной актив­ности нервных клеток у животных в свободном поведении. У че­ловека это можно сделать лишь в исключительных случаях в усло­виях оперативного вмешательства в структуры мозга. Именно по­этому не все методы психофизиологического исследования при­менимы в практике управления персоналом. Рассмотрим более поробно некоторые из них.

Метод психофизиологических исследований[5] — регистрация электрической активности центральной нервной системы (ЦНС), а именно головного мозга.

Электроэнцефалография — метод анализа и регистрации электрической активности мозга, т.е. электроэнцефалограмм (ЭЭГ). Спонтанная электрическая активность мозга характеризуется специфическими ритмами определенной частоты и амплитуды и одновременно может быть записана от многих уча­стков черепа. Это позволяет изучать пространственные специфи­ческие паттерны ЭЭГ и их корреляцию с высшими психическими функциями. ЭЭГ отражает колебания во времени разности потенциалов между двумя электродами. Для расположения электродов исполь­зуют международную схему «10—20» (Jаsрег Н., 1958). Отведение маркируют буквой, указывающей на область мозга, от которой оно производится, — F, О, Т, Р, С (рис. 1).

Рис. 1.Схема стандартного расположения электродов на голове человека в соответствии с международной системой отведения ЭЭГ «10-20» (по Н. Jasper, 1958). а — вид спереди, б —вид сверху,в — вид сбоку.

Различают несколько типов ритмических составляющих по частоте в ЭЭГ:

- дельта-ритм (0,5—4 Гц) амплитудой от 10 до 250 мкВ и более;

- тэта-ритм (5—7 Гц) амплитудой 100—200 мкВ (особенно в лобной области мозга);

-альфа-ритм (8—13 Гц) средней амплитудой 30—40 мкВ, чаще выражен в задних отделах мозга в состоянии относительного покоя при закрытых глазах;

-бета-ритм (15—35 Гц) амплитудой 10—15 мкВ (не более 30), лучше выражен в лобно-центральных областях мозга;

-гамма-ритм (выше 35 Гц). [6]

Графическое изображение наиболее распространённых частотных характеристик ритмов во времени представлено на рис. 1.1. Зарегистрированы и более медленные частоты электрических потенциалов головного мозга вплоть до периодов порядка нескольких часов и суток. Амплитуда, т.е. величина колебаний, является еще одной важной характеристикой электрических потенциалов мозга. Существует два подхода к анализу ЭЭГ: визуальный (клинический) и статистический. При визуальном (клиническом) методе электрофизиолог, опираясь на ЭЭГ, решает вопросы: соответствует ли ЭЭГ общепринятым стандартам нормы; какова степень отклонения от нормы; обнаруживаются ли у пациента признаки очагового поражения мозга и какова локализация очага поражения?