Файл: Социальное страхование и его функции (Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы функционирования и развития системы социального страхования России
1.1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость
1.2 Экономическое содержание социального страхования
1.3 Особенности функционирования системы государственного социального страхования
1.4 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования
Глава 2 Совершенствование системы социального страхования в России
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Проблемы государственного социального страхования в современной России
2.3 Направления совершенствования системы социального страхования и деятельности Фонда
Расходы Фонда социального страхования направляются на определенные цели. Например, на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда социального страхования; выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное питание; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Вывод. Таким образом, значение социального страхования выражается, прежде всего, в социальной политике государства, направленной на обеспечение финансовыми средствами тех, которые, в силу своего физического состояния, не способны их зарабатывать. Роль Фонда социального страхования довольно велика, так как его работа ориентирована на компенсацию либо минимизацию негативных результатов перемены общественного либо финансового положения. Фонд организует выполнение бюджета общественного страхования государства, который каждый год ратифицируется федеральным законодательством, регулирует применение средств общественного страхования. В случае необходимости Фонд может перераспределять ресурсы общественного страхования между регионами и секторами, поддерживая экономическую стабильность системы. Помимо этого, Фонд разрабатывает и осуществляет государственные программы по улучшению общественного страхования, защиты здоровья трудящихся. С каждым годом ФСС осуществляет мероприятия все большей модернизации системы социального страхования.
Глава 2 Совершенствование системы социального страхования в России
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования РФ
Проведём анализ динамики доходов Фонда социального страхования РФ (таблица 1) за 2016-2018 гг., по которым имеются данные об исполнении бюджета.
Таблица 1 - Динамика доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2016-2018 гг. [13] единица измерения???
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение 2018-2016, млрд. руб. |
Темп прироста/ снижения, 2018/2016, % |
Поступления, в том числе: |
569825 |
541282 |
616414 |
46589 |
8,18 |
налоги, страховые взносы |
508575 |
531171 |
559764 |
51189 |
10,07 |
из федерального бюджета |
35324 |
30440 |
25032 |
-10292 |
-29,14 |
из федерального фонда обязательного медицинского страхования |
17982 |
18368 |
17819 |
-163 |
-0,91 |
Источник: данные ФСГС, расчеты автора
Данные таблицы свидетельствуют о том, что динамика доходов является положительной. Так, за последние 3 года совокупные поступления увеличились на 46589 млрд. руб. (8,18%). При этом налоги, страховые взносы выросли на 10,07%, а поступления из федерального бюджета и из федерального фонда обязательного медицинского страхования снизились, соответственно, на 29,14 % и 0,91%.
Из данных можно заключить, что структура поступлений является относительно стабильной в протяжении рассматриваемого периода. Так, основную долю доходов ФСС составляют доходы, собственно, по обязательному социальному страхованию (65,4% в 2018 г.). На втором месте про значимости находятся поступления из федерального бюджета по реализации государственных функций (13,7% в 2018 г.) и доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
По прогнозам правительства РФ, в 2019-2022 гг. доходы бюджета ФСС, как и в предшествующие годы, будут в основном формироваться за счет доходов по обязательному общественному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Доходы бюджета ФСС в 2019–2022 гг., млн руб. [4; 18]
Показатель |
2019 г., оценка |
2020 г., план |
2021 г., план |
2022 г., план |
в % к предыдущему году |
||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
Доходы–всего, в том числе |
660563 |
708905,3 |
739665,4 |
774262,3 |
107,3 |
104,3 |
104,7 |
||||
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
109382,4 |
116180,9 |
120555,8 |
126113,5 |
106,2 |
103,8 |
104,6 |
||||
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и по причине материнства |
500806,6 |
544583,6 |
571567,2 |
600787,8 |
108,7 |
105,0 |
105,1 |
||||
из них Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФСС на компенсацию выпадающих доходов |
15140 |
16470 |
2320 |
2440 |
108,8 |
14,1 |
105,2 |
||||
Средства, передаваемые бюджету ФСС из федерального бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий |
32292,5 |
29864,6 |
30045,7 |
30246,4 |
92,5 |
100,6 |
100,7 |
||||
Средства, передаваемые из бюджета ФФОМС |
18081,4 |
18276,2 |
17496,7 |
17114,5 |
101,1 |
95,7 |
97,8 |
Таким образом, основываясь на данных таблицы 2 необходимо отметить, что доля доходов по обязательному общественному страхованию от несчастных случаев в процессе осуществления трудовой деятельности и профессиональных болезней в последующие три года почти не изменится (16%). Также в 2021г. и 2022 г. предусматривается значительное сокращение межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС социального страхования в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное общественное страхование при временной нетрудоспособности и по причине материнства (до 2,3-2,4 млрд. руб. против 16,5 млрд. руб. в 2020 г.). Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в 2020 – 2022 годах не предусматриваются.
Итак, в предстоящем периоде планируется постоянный рост доходов Фонда социального страхования РФ, однако темпы роста приблизительно соответствуют темпам инфляции в стране, поэтому прогнозируемые тенденции нельзя оценить однозначно положительно, поскольку они врядли приведут к увеличению реальной социальной поддержки населения.
В настоящее время расходы Фонда социального страхования превышают его доходы, в результате чего образуется дефицит бюджета. Это говорит о наличие проблем в области формирования доходов и выполнения ФСС своих функций в полном объёме. Как один из вариантов нивелирования данного дефицита необходимо усилить борьбу с «серыми зарплатами» с целью повысить собираемость взносов во внебюджетные фонды с работающих в тени и полутени.
Проведём анализ динамики расходов Фонда социального страхования РФ (таблица 3) за 2016-2018 гг., по которым имеются данные об исполнении бюджета.
Таблица 3 – Динамика расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2016-2018 гг. [13], млн.руб.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение 2018-2016, млрд.руб. |
Темп прироста/снижения, 2018/2016, % |
Расходы, в том числе: |
546185 |
612141 |
664898 |
118713 |
21,73 |
обязательное социальное страхование |
482274 |
539568 |
588732 |
106458 |
22,07 |
пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации |
2508 |
2058 |
2247 |
-261 |
-10,41 |
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
17977 |
18134 |
17830 |
-147 |
-0,82 |
на финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда |
23193 |
23187 |
22564 |
-629 |
-2,71 |
Источник: данные ФСГС, расчеты автора
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что динамика расходов является положительной. Причём темп её роста выше, чем темп роста доходов бюджета.
Так, за последние 3 года совокупные расходы увеличились на 118713 млрд. руб. (21,73%). При этом расходы на обязательное социальное страхование выросли на 22,07%, а по остальным статьям произошло снижение.
С целью уменьшения расходов в рамках оптимизации расходов ФСС выделяют такие меры, как постепенное повышение требований к страховому стажу для определения размера пособия по временной нетрудоспособности и осуществленное выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счёт средства ФСС РФ с учётом введения «периода ожидания» (невыплаты пособия в течение первых дней нетрудоспособности).
Отметим, что общий объем расходов бюджета ФСС на 2020 – 2022 гг. запланирован с соблюдением норм, установленных статьей 147 Бюджетного кодекса:
- на 2020 год в объеме 736 603 500,1 тыс. рублей (107,8 % к 2019 году), включая средства по обязательному общественному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства – 589 037 446,4 тыс. рублей (108,5% к 2019 году) и по обязательному общественному страхованию от несчастных случаев в процессе осуществления трудовой деятельности и профессиональных болезней – 99 425 311,4 тыс. рублей (105,2 % к 2019 году);
- на 2021 год – 775 393 314,2 тыс. рублей (105,3 % к 2020 году), включая средства по обязательному общественному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства – 623 896 375,6 тыс. рублей (105,9 % к 2020 году) и по обязательному общественному страхованию от несчастных случаев в процессе осуществления трудовой деятельности и профессиональных болезней – 103 954 494,3 тыс. рублей (104,6% к 2020 году);
- на 2022 год – 811 017 075,6 тыс. рублей (104,6 % к 2021 году), включая средства по обязательному общественному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства – 654 611 951,7 тыс. рублей (104,9 % к 2021 году) и по обязательному общественному страхованию от несчастных случаев в процессе осуществления трудовой деятельности и профессиональных болезней – 109 044 149,3 тыс. рублей (104,9 % к 2021 году) [4].
Бюджет ФСС формируется с дефицитом, который связан с недостатком средств от поступлений по обязательному общественному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства (см. таблицу 4).
Таблица 4 – Финансовый результат бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019–2022 гг., млн руб. [4; 18]
Показатель |
2019 год, оценка |
2020 год, план |
2021 год, план |
2022 год, план |
Финансовый результат профицит (+)/дефицит (–), из них: |
–33981 |
–27698,2 |
–35727,9 |
–36754,8 |
–по обязательному общественному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства |
–48678,4 |
–44453,8 |
–52329,2 |
–53824,1 |
–по обязательному общественному страхованию от несчастных случаев при осуществлении трудовой деятельности и профессиональных болезней |
14697,4 |
16755,6 |
16601,3 |
17069,3 |
В структуре доходов и расходов ФСС длительное время наблюдается тенденция превышения расходов над доходами Фонда. В основном, снижение доходов ФСС на сегодняшний день происходит по причине уменьшения поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5%, а тенденция в увеличении расходов объясняется повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат.
В настоящее время ФСС РФ для повышения эффективности деятельности в сфере обязательного социального страхования реализует пилотный проект. Он меняет существующий «зачетный механизм» исполнения бюджета ФСС на систему непосредственного назначения и выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС.
В регионах – участниках пилотного проекта свою часть пособия в случае болезни работника работодатель выплачивает сам, а остальную часть —непосредственно ФСС. Если же речь идет о пособиях, которые полностью оплачиваются за счет средств Соцстраха, то его в полном объеме работник получает от Фонда.
Данный проект может обеспечить: усиление контроля над процессом рассмотрения временной нетрудоспособности для снижения случаев мошенничества, а также оптимизацию расходов Фонда.
Внедрение указанных мер позволит повысить доходы Фонда и эффективность распределения средств бюджета, обеспечить стабильный уровень социальной поддержки граждан и положительно влиять на качество жизни населения в целом.
К 2022 г. дефицит средств в этой части бюджета увеличится по сравнению с 2019 г. на 10% до 53,8 млрд руб. Бюджет балансируется за счет использования остатков средств на начало года и профицита в части обязательного общественного страхования от несчастных случаев при осуществлении трудовой деятельности и профессиональных болезней. Однако в перспективе необходимо решение этой проблемы на системной основе.
В соответствии с проектом доходы бюджета Фонда социального страхования (ФСС) в 2020 г. увеличатся на 7,3% при росте расходов на 6,1%, что приведет к некоторому сокращению дефицита бюджета (на 6,3 млрд руб.) (см. таблицу 5).
Таблица 5 – Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019-2022 гг., млн руб. [4; 18]
Показатель |
2019 г., оценка |
2020 г., план |
2021 г., план |
2022 г., план |
в % к предыдущему году |
||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|||||
Доходы–всего |
660563 |
708905,3 |
739665,4 |
774262,3 |
107,3 |
104,3 |
104,7 |
Расходы – всего |
694544 |
736603,5 |
775393,3 |
811017,1 |
106,1 |
105,3 |
104,6 |
Профицит (+)/дефицит (–) |
–33981 |
–27698,2 |
–35727,9 |
–36754,8 |
81,5 |
129,0 |
102,9 |