Файл: Социальное страхование и его функции (Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы функционирования и развития системы социального страхования России
1.1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость
1.2 Экономическое содержание социального страхования
1.3 Особенности функционирования системы государственного социального страхования
1.4 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования
Глава 2 Совершенствование системы социального страхования в России
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования РФ
2.2 Проблемы государственного социального страхования в современной России
2.3 Направления совершенствования системы социального страхования и деятельности Фонда
В пассивной социальной политике в качестве минимальных социальных гарантий в Российской Федерации устанавливаются следующие стандарты:
- минимальный размер оплаты труда, величина которого определяется с помощью исчисления прожиточного минимума и должна соответствовать ему, и единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
- пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;
- пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; а также иные виды пособий;
- компенсационные выплаты: лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье и др.;
- социальные услуги, в том числе социальное обслуживание престарелых и инвалидов (стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, реабилитационные услуги для инвалидов); семей, имеющих детей, включают содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
- медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, в том числе лекарственная помощь (предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан) и санаторно-курортное обслуживание и лечение (обеспечение граждан путевками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях).
Проблемы формирования оптимальной модели социальной политики России с учетом разумного сочетания активных и пассивных элементов является актуальной с момента ее создания. Естественно, что и процесс формирования социальной модели, соответствующий реалиям нашей страны, чрезвычайно сложен и должен отразить особенности исторического развития России и впитать самое лучшее из мирового опыта. Существует несколько классификаций социальных моделей государства.
Система социального страхования в современном государстве выполняет одну из важнейших функций государства – аккумулирование и распределение средств в сфере социального страхования граждан. Основу функционирования системы социального страхования в России представляем Фонд социального страхования. Фонд осуществляет обязательное социальное страхование российских граждан, работающих по найму. Кроме этого, ФСС исполняет государственные обязательства в сфере социального обеспечения некоторых групп населения в отношении санаторно-курортного лечения и предоставления технических средств реабилитации. Фонд общественного страхования России представляет собой один из внебюджетных фондов государства, которые относятся к общей бюджетной системе страны. Бюджет Фонда, так же как и иных внебюджетных фондов государства, не является составной частью консолидированного бюджета России и ратифицируется в форме независимого федерального закона.
ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Фе-дерации. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансо-вое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством , по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций».
В ходе работы Фонд реализует финансовое обеспечение затрат по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности и по причине материнства, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев в процессе трудовой деятельности и профессиональных болезней, а кроме того, выполняет возложенные на Фонд государственные функции [10].
Основными направлениями работы Фонда социального страхования считаются:
- предоставление обещанных государственных пособий;
- содействие в разработке и осуществлении государственной программы защиты здоровья трудящихся;
- организация мероприятий по улучшению социального страхования [20, с. 327].
Главными задачами ФСС России можно назвать следующие:
- обязательное государственное общественное страхование;
- предоставление пособий временно нетрудоспособным гражданам;
- пособия по причине материнства и детства;
- выплата пособий на погребение;
- санитарно–курортное лечение;
- сохранение здоровья детей;
- обязательное общественное страхование от несчастных случаев в процессе трудовой деятельности и профессиональных болезней;
- предоставление пособий временно нетрудоспособным по причине получения трудового увечья гражданам;
- единовременные и ежемесячные страховые выплаты;
- вспомогательные затраты на медицинскую, общественную и профессиональную помощь потерпевших;
- предоставление людям с ограниченными возможностями здоровья технических средств реабилитации;
- предоставление гражданам – получателям социальных услуг путевок на санитарно-курортное лечение и проезда;
- предоставление родовых сертификатов;
- дополнительная диспансеризация трудящегося населения и предоставление ему основной медико-санитарной помощи;
- дополнительные врачебные осмотры сотрудников, работающих на местах с вредными и (или) опасными производственными условиями [20, с. 328].
Отделения Фонда регистрируют страховщиков, следят за правильностью уплаты взносов, при необходимости перераспределяют средства, вкладывают временно свободные деньги в ликвидные государственные ценные бумаги. Получателями денег, при наступлении страховых случаев (нетрудоспособность, беременность и роды, уход за ребенком) являются застрахованные лица.
Все работники, заключившие трудовой договор с работодателем, являются застрахованными. В их число могут входить иностранные граждане, при условии оформления документов, дающих законное право для работы в России, и заключившие трудовой договор с работодателем.
Застрахованные женщины не только получают выплаты по беременности, родам и уходу за ребенком, но и дополнительные медицинские услуги, которые оказывают им медицинские учреждения, предъявляющие Фонду счета в соответствии с Родовым сертификатом.
Кроме прямой выплаты пособий, связанных с материнством, Фонд оплачивает патронажное медицинское обслуживание детей первого года жизни. Важно знать, что при неофициальной работе, без заключения трудового договора, работник не является застрахованным, и не может претендовать на выплату пособий ФСС в случае временной нетрудоспособности [12, с. 30].
Самозанятые граждане, ведущие свой бизнес или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны позаботиться о своей страховке в ФСС самостоятельно. Это касается и женщин, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Чтобы получить пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком и все прочие выплаты от ФСС, связанные с материнством, предпринимателям нужно предварительно зарегистрироваться в ФСС и вносить добровольные взносы.
Не являются застрахованными и те, кто состоит на учете в центре занятости, получает пособие по безработице. На пособия, получаемые в центре занятости, не начисляются взносы в ФСС, поэтому не выплачиваются пособия Фонда в случае болезни, а также в связи с материнством. Документы, на основании которых выплачиваются средства, являются бланками строгой отчетности и имеют несколько степеней защиты.
Одно из следствий этого – повышенные требования к правильности заполнения документов. Например, в листе нетрудоспособности нельзя делать записи шариковой ручкой синего цвета; можно только перьевой, гелиевой или капиллярной, чернилами черного цвета. Фонд социального страхования контролирует расходование средств, следит за их целевым использованием [12, с. 31].
1.3 Особенности функционирования системы государственного социального страхования
Механизм системы социального страхования берет свое начало в начале XX века. Система социального страхования в России возникла в 1903 году, когда был принят общероссийский закон о выплате вознаграждения рабочим и служащим и их семьям, в случае травмы или гибели от несчастного случая на производстве. Тогда же в России был создан специальный фонд с целью осуществления выплат при массовых несчастных случаях. Причиной образования этого Фонда стало издание закона от 2 июня 1903 года, который утвердил «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично–заводской, горной и горнозаводской промышленности».
В советский период деятельность фонда социального страхования была расширена: средства направлялись на лечение, профилактику заболеваний, а также оздоровление трудящихся и их семей [16].
В 1991 г. произошло слияние фонда социального страхования колхозников с системой социального страхования рабочих и служащих. В течение 1991–1992 годов шли работы по структуризации фонда, созданию правления и исполнительного органа.
В 1994 г. на основе ФСС РСФСР был создан ФСС РФ. В 1997 г. стал осуществляться переход управления государственным социальным страхованием с отраслевого на территориальный принцип. В это время в регионах активно стали создаваться территориальные филиалы региональных отделений. В конце 1990-х гг. вместо ранее применяющихся институтов возмещения ущерба, которые не гарантировали выплаты в случае тяжелого бюджетного положения работодателя, была создана система обязательного социального страхования от производственного травматизма и профессиональных заболеваний [16].
Благодаря этому с 2000 г. ФСС РФ осуществляет обязательное социальное страхование от производственного травматизма.
С 2001 г. изменился контроль за финансовой стороной деятельности фонда. До этого тариф составлял 5,4 % от фонда зарплаты предприятия. С 2001 г. был введен ЕСН и размер отчислений в ФСС составил 4 %. С 2005 г. ЕСН был снижен до 3,2%, а с 2006 г. – до 2,9 %. Контроль за доходной частью бюджета был передан налоговым органам, а за расходной – контрольно–ревизионным службам регионального отделения.
С 2005 г. ФСС занимается обеспечением инвалидов средствами реабилитации, протезами и пр., а с 2006 г. – выдачей родовых сертификатов. С 2007 г. фонд финансирует выплату пособий неработающим гражданам по уходу за детьми до полутора лет. С 2012 г. произошли серьезные изменения по оплате больничных листов. До этого больничный оплачивал работодатель в счет уплаты последующих взносов. Теперь работодатель оплачивает первые 3 дня больничных, а остальное оплачивает фонд [16].
В настоящий момент Фонд социального страхования – это государственный внебюджетный фонд – современная структура, созданная с целью социальной защиты граждан. Его деятельность регулируется Бюджетным кодексом РФ [1], №165–ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [3], Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 10.08.2018) «О Фонде социального страхования России» [6] и другими законодательными актами, регулирующими социальную сферу в РФ.
1.4 Состав доходов и расходов Фонда социального страхования
Доходы Фонда социального страхования РФ состоят из:
- взносов, уплачиваемых работодателями;
- взносов, уплачиваемых сотрудниками;
- бюджетных субсидий;
- прочих поступлений.
Рассмотрим виды пособий.
- Пособие по временной нетрудоспособности
- Пособие по безработице
-
Детские пособия:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- ежемесячное пособие на ребенка, установленное в субъекте РФ;
- материнский капитал;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [23, с. 281].
Итак, источниками образования фондов социального страхования являются: взносы, уплачиваемые работодателями; взносы, уплачиваемые сотрудниками; бюджетные субсидии; прочие поступления. Финансовые ресурсы ФСС расходуются по нескольким направлениям. Одним из них являются социальные пособия. Пособие отличается от других видов социальных платежей тем, что денежные средства перечисляются льготнику напрямую и не зависят от вида социальной поддержки или льготной категории заявителя.