Файл: Социальное страхование и его функции (Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования определена той значимостью, которую социальное страхование имеет в жизни высокоразвитого рыночного общества. Сначала внебюджетные фонды возникли в форме специализированных фондов либо особых счетов задолго до появления бюджета. В процессе перехода к рыночной экономике произошло усовершенствование экономической системы, и, в первую очередь, ее главной части – общегосударственных финансов.

Затем появлялись и выделялись внебюджетные фонды, представляющие собой фонды финансовых средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначаются для осуществления конституционных прав жителей страны и удовлетворения отдельных общественных и финансовых нужд.

В России организованы и функционируют несколько государственных общественных фонда, которые не относятся к бюджету страны: Пенсионный фонд России, Фонд обязательного социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды представляют собой составную часть экономической системы нашей страны.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении динамики и функций системы социального страхования.

Задачи исследования:

  • охарактеризовать внебюджетные фонды как составную часть финансовой системы;
  • раскрыть экономическое содержание социального страхования;
  • описать финансовый механизм функционирования системы государственного социального страхования;
  • охарактеризовать состав доходов и расходов фонда социального страхования;
  • провести анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования РФ;
  • выявить проблемы формирования ресурсов государственного социального страхования;
  • наметить направления совершенствования системы социального страхования и деятельности Фонда.

Объект исследования - Фонд общественного страхования России, а его предметом – особенности функционирования данного внебюджетного фонда.

Методическую основу составляют метод синтеза и анализа научной информации, ретроспективный, монографический, абстрактно–логический, структурный и другие методы исследования.

Теоретическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов, касающиеся темы исследования

Информационную базу исследования составили нормативная база РФ, а также актуальная официально публикуемая статистическая информация о деятельности Фонда социального страхования РФ.


Структура данной работы представлена введением, двумя взаимосвязанными разделами, заключением и списком литературы.

Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты системы социального страхования РФ . Вторая глава содержит анализ бюджета Фонда социального страхования, далее выделены проблемы и перспективы совершенствование системы социального страхования в РФ. В заключении представлены выводы по рассматриваемой проблеме.

Глава 1 Теоретические основы функционирования и развития системы социального страхования России

1.1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость

В процессе перехода к рыночной экономике произошло усовершенствование экономической системы, и, в первую очередь, ее главной части – общегосударственных финансов.

Затем появлялись и выделялись внебюджетные фонды, представляющие собой фонды финансовых средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначаются для осуществления конституционных прав жителей страны и удовлетворения отдельных общественных и финансовых нужд [11, с.31].

В России организованы и функционируют несколько государственных общественных фонда, которые не относятся к бюджету страны: Пенсионный фонд России, Фонд обязательного социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды представляют собой составную часть экономической системы нашей страны.

В общем виде структуру внебюджетных фондов можно представит следующим образом (рисунок 1).

по статусу

ВБФ

по времени действия

по сфере охвата

по целевому назначению

по виду субъектов


Постоянные

Временные

Срочные

Национальные

Региональные

Местные

Транснациональные

Всемирные

Социальные

Экономические

Экологические

Политические

и др.

Физических лиц

Юридических лиц

Государства

Межгосударственных организаций

субъектные

федеральные

местные

Рисунок 1 - Классификация внебюджетных фондов [12, с.431]

Рассматривая в общем внебюджетные фонды, можно сделать вывод, что это способ государства перераспределять национальный доход в пользу определённых социальных групп населения. Государство аккумулирует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Данные средства используются для процесса воспроизводства. Эти фонды решают такие важные задачи, как: обеспечение дополнительными средствами главные направления экономики и расширения социальных услуг гражданам.

Свою обособленную законодательную базу социальное страхование впервые обрело уже более 105 лет назад, а именно в далеком 1912 году. Изначально система была разработана для работников промышленных предприятий и включала два вида страхования:

  • больничное страхование;
  • страхование от несчастных случаев на производстве.

На современном этапе развития системы социального страхования наблюдается тенденция к унификации ее финансирования и стремление уйти от действующей финансовой обособленности всех созданных фондов.

Для решения вышеперечисленных проблем системы был введен недолго просуществовавший единый социальный налог, который аккумулировал в себе все действующие налоги. Но и он не был признан рентабельным и был отменен с 2010 года. С того момента и по нынешний год существует, как и прежде ряд отдельно уплачиваемых по фондам страховых взносов [14, с. 630].

Система социального страхования на современном этапе по-прежнему остается далеко не универсальной и требующей доработки и совершенствования. Но это долгий этап проб и наблюдений за результатами принятых решений.

Управляющими органами Российской Федерации отмечается необходимость исполнения всех взятых на себя социальных обязательств и гарантий. На данный момент социальное страхование является главным инструментом государственной программы защиты населения.

В систему социального страхования входит ряд внебюджетных организаций, проводящие продвижение государственной политики в социальной сфере [16, с. 118].

Система социального страхования российской Федерации состоит из трех фондов, расположенных в разных направлениях социального страхования. Руководство системой страхования осуществляется ими на государственном уровне.


Данная система является централизованной системой российского страхования. Все перечисленные фонды создают комплексы в системе социальной защиты, которые регулируют и нормируют деятельность территориальных управлений фондов по федеральным субъектам.

Структура управления каждого страхового фонда образует правительство страны. Система социального страхования непременно является ведущей частью проводимой страной социальной программы. Поэтому контроль за деятельностью рассматриваемых органов возложен на Президента Российской Федерации с его законодательными актами. Но они не вмешиваются в саму деятельность фондов, так как они являются внебюджетными фондами, обособленными организациями.

Система обладает трехуровневой структурой:

1й уровень – федеральные государственные фонды;

2й – территориальные отделения головных организаций;

3й – административные фондовые единицы.

Наличие данной структуры обусловлено обеспечением всего населения РФ эффективной социальной защитой.

Органы руководства на каждой ступени одинаковые, однако, лица, отвечающие за выполнение главных социально-политических задач, всегда различные.

Одним из основных механизмов реализации функции обязательного социального страхования является обеспечение социальных обязательств и гарантий со стороны государства. В современной России социальная политика носит более пассивные характер.

1.2 Экономическое содержание социального страхования

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Система социального страхования связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых вы-плат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

Социальное страхование играет важную роль в жизни современного общества. В России, где существует единая общенациональная система обязательного социального страхования, функции социального страхования выполняет Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, ФСС РФ). Социальное страхование выступает одним из ключевых направлений социальной политики государства, реализация которого способствует формированию благоприятной институциональной среды , и росту благосостояния населения.


Социальное страхование – это установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Н .А. Вигдорчик, описывая развитие социального страхования в России, определяет страхование как «организацию взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, и связанная с этим риском материальная тяжесть заранее же распределяется между всеми участниками организации ».

Одним из основных механизмов реализации функции социального страхования является обеспечение социальных обязательств и гарантий со стороны государства. В современной России социальная политика носит более пассивные характер. Основные составляющие пассивной социальной политики содержаться в Конституции РФ: государственная поддержка семьи, материнства и детства (ст. 38), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39), охрана здоровья и медицинская помощь (ст. 41) и т. д. Кроме того, ряд нормативно-правовых актов также призваны обеспечить минимальные социальные гарантии граждан. Например, установление государственных пенсий (Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), выплата пособий отдельным категориям граждан (Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), оказание государственной социальной помощи (Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») и пр. [6, С.102]

Для обеспечения социального равенства каждому гражданину и отдельным категориям граждан законодательством Российской Федерации предусматриваются определенные правовые социальные гарантии и льготы, которые обеспечивают равенство в обществе (многодетным семьям, несовершеннолетним, инвалидам), поощрения за особые заслуги перед обществом (для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семьям погибших военнослужащих и т. д.), выступают в качестве компенсации за особые условия деятельности (шахтерам, железнодорожникам, лицам, работающим в условиях Крайнего Севера), в том числе стимулируют общественно полезные виды деятельности.

Социальные гарантии позволяют через меры долговременного воздействия обеспечить реализацию конституционных прав граждан. Основой для обеспечения социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, представляющие собой минимальный уровень социальной защиты граждан в области пенсионного обеспечения, занятости населения, образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной политики, социального обслуживания. Закрепленные на законодательном уровне необходимый минимум социальных гарантий, являются обязательным для обеспечения не только для государственной власти на всех уровнях, но и для работодателей всех форм собственности.