Файл: Социальное страхование и его функции (Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ, их сущность и необходимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако уже в 2021 г. рост расходов ФСС превысит динамику доходов и дефицит превысит уровень 2019 г. В 2022 г. дефицит бюджета ФСС будет продолжать увеличиваться при некотором отставании роста расходов от доходов ФСС.

Итак, в 2019-2022 гг. бюджет ФСС РФ будет являться дефицитным. Рост доходов 2022 г. по сравнению с 2019 г. запланирован в размере 17,21%. Расходы за тот же период увеличатся на 16,77 %. Увеличение дефицита бюджета прогнозируется на уровне 8,16%.

2.2 Проблемы государственного социального страхования в современной России

В системе социального страхования РФ имеют место нерешенные вопросы, которые касаются вектора его развития - существует альтернатива между путем либерализации, полной модернизации, а также усиления роли влияния государства. Существует необходимость эффективного формирования и использования ресурсов государственного Фонда социального страхования РФ, поскольку принципы его построения на текущий момент времени не отличаются определенностью.

Необходимо отметить, что отечественная система обязательного социального страхования содержит некоторое количество проблем, которые требуют решения:

  • дефицит финансовых ресурсов ФСС;
  • несоблюдение страховых принципов, который объясняется такими факторами, как неблагоприятное состояние экономики России и высокая дифференциация доходов населения страны [14, с. 643].

Эффективность работы экономики страны определяет виды и объем финансового обеспечения. На это указывает анализ, проведенный в отношении объемов социального страхования в европейских странах. Так, развивающиеся страны с относительно невысоким экономическим потенциалом расходуют на социальное обеспечение не более 16–18% ВНП; расходы в высокоразвитых странах составляют 30% ВНП. В России данный показатель составляет около 13%, то есть можно отметить низкий уровень страховой защиты, не способный обеспечить достойную жизнь в отдельных случаях. Столь низкий показатель расходов на цели социальной защиты позволяет выплачивать пенсии и пособия, размер которых в совокупном выражении лишь 30–35% размера предшествующей заработной платы. Стоит заметить, что и средней размер самой заработной платы в несколько раз меньше средних размеров заработных плат в европейских странах [19, с. 68].


Как показывает мировой опыт, в рыночных условиях наиболее эффективным выступает такой механизм формирования фонда, при котором большая часть нагрузки приходится на работодателя (40–60%), часть ложится на плечи работников (10–30%), и оставшаяся часть остается на доле осуществляющего обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения государства (20–40%). Данный механизм отражает идею совместной ответственности за социальные риски.

Итак, среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить следующие (рисунок 2).

Рисунок 2 - Проблемы системы социального страхования в РФ [14, с. 644].

Таким образом, в свете выделенных проблем, на современном этапе совершенствование системы социального страхования является необходимостью. Решение вышерассмотренных проблем является непременным условием повышения эффективности функционирования Фонда социального страхования РФ. Рассмотрим основные перспективы совершенствования Фонда социального страхования Российской Федерации.

2.3 Направления совершенствования системы социального страхования и деятельности Фонда

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие в стране экономические преобразования, вызванные переходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи. Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.

Законодательство в области социального страхования в РФ не совершенно, жизнь нередко ставит вопросы, на которые нет законодательно утвержденного ответа. Это связано и с многоплановостью деятельности Фонда, и со сложной финансовой структурой. Идет работа по совершенствованию нормативно–законодательной базы. Возможно, некоторые функции Фонда со временем перейдут к другим организациям. Новые информационные технологии, внедряемые сейчас во все сферы жизни, во многом изменили работу Фонда [19, с. 69].


Улучшился доступ к информации, она стала передаваться более оперативно. В то же время возросла отчетность. Маловероятно, что отчетность сократится, но идет работа по улучшению программного обеспечения для работы с информацией, для оперативного заполнения отчетных форм с помощью компьютерных программ. Расчет размера пособий достаточно сложен, вызывает много вопросов у заинтересованных лиц. Процессы начисления пособий должны стать более прозрачными.

Оперативная работа со страховщиками – одно из направлений развития. Современные средства связи, в том числе Интернет, позволяют обеспечить своевременный обмен информацией, улучшить собираемость средств.

Средства Фонда расходуются преимущественно на оплату больничных листов и на выплату пособий по инвалидности. Это не является оптимальным решением. Одна из программ развития – увеличение размера средств, направляемых на профилактику заболеваний и травматизма.

Кроме денег, массовая реабилитация выздоравливающих требует значительной организационной работы, привлечения специалистов, предоставления помещений для лечебной гимнастики. Санаторно-курортное лечение и оздоровление в настоящее время хуже, чем были в СССР, и улучшение этой сферы в период финансового кризиса маловероятно. Но в перспективе оздоровление детей и взрослых в профилакториях ФСС должно становиться более массовым.

Одним из приоритетных направлений развития является увеличение финансирования мер, направленных на уменьшение заболеваемости у детей. Специалисты отмечают случаи некачественного оказания медицинских услуг, выполняемых в рамках программы «Родовой сертификат». Деньги за услуги начисляются автоматически, их качество и сам факт оказания услуг не оспариваются. Вариантом может стать система, при которой необходимо учитывать мнение женщин, и в случае жалоб не оплачивать счет [7, с. 4]..

Уравнительный характер страховых взносов также является предметом критики. Сделаны шаги в сторону дифференциации взносов в зависимости от степени риска, связанного с работой в той или иной сфере деятельности

Предлагается внедрить гибкую шкалу для определения страховых взносов, учитывающую степень защищенности работников на конкретном предприятии. Улучшение условий труда, хороший уровень техники безопасности на предприятии можно поощрять понижением коэффициента, по которому высчитываются страховые выплаты.

Кроме того, по мнению автора данного исследования, важным для ФСС является повсеместное использование интерактивных форм взаимодействия всех его субъектов, а также застрахованных лиц и страхователей. В этом направлении подразумевается создание интернет–сайтов, прием граждан по средствам видеосвязи, а также сдача отчетности в электронном виде [19, с. 69].


Перспективой развития Фонда является создание специальных групп по работе с организациями разных форм собственности на уровне каждого отделения. За каждой из групп следует закрепить специалистов правового отдела, которые будут осуществлять юридическое сопровождение их деятельности. Грамотная работа в рамках правового поля позволит группам работать более эффективно [7, с. 5].

По-прежнему социальное страхование выполняет ключевую роль системы социального страхования.

Российский потенциал страхования только формируется.

В современных условиях по-прежнему наблюдается низкая доля в расходах для целей социальной защиты населения (примерно в 3 раза ниже, чем в более развитых странах) способна назначать пенсии и пособия, составляющие в главной своей массе всего около 35% от размера выплаченной заработной платы, которая, опять в свою очередь ниже заработной платы в комплексе по странам ЕС.

Заниженный объем расходов на заработную плату становится причиной низкого размера страховых выплат.

Низкий уровень заработной платы в России, ее дифференциация сумм образуют собой причину многих проблем в доходной сфере населения.

Дело в том, что успех страховой системы в главной степени зависит от заинтересованности в ней каждого работника, предполагающей необходимый для принятия участия в страховании порог заработной платы. Большой проблемой становится как уже упоминалось слишком низкий уровень заработной платы.

В текущее время, наблюдаются положительные движения в показателях макроэкономических показателей, финансовое состояние системы социального страхования РФ наладилось, но на низком уровне. Рост расходов, направляемых на социальное страхование, который был высок в середине 1990-х г., начиная с 1998 года, приостановился по сравнению с темпами роста уровня валового внутреннего продукта (ВВП) и средней заработной платы.

Необходимо подчеркнуть то, что долгое время не предусматриваются значительные средства для направления на повышение пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, замедлены программы санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей, в сравнении с тем, что в СССР страна была первой по этим показателям.

Актуальной остается проблема очень низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Минимальные размеры трудовой пенсии по старости половины пенсионеров не дотягивают до уровня, установленного в качестве прожиточного минимума для них.


Также в современное время все более заметными становятся проблемы формирования процессов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в конечном итоге приводит к замедлению дальнейшего развития социального страхования страны. Все это выражает обоснованную необходимость актуализации существующей стратегии развития системы социального страхования на перспективный период времени [22, С.107].

Развитие системы государственного социального страхования в будущем и решение существующих проблем функционирования ФСС РФ должны быть связаны с:

  • использованием единой методики расчета поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование;
  • совершенствованием системы расчета тарифов обязательного социального страхования;
  • сокращением расходов на содержание и оплату труда работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда;
  • обоснованными расчетами суммы затрат Фонда на проведение различных научно исследовательских работ;
  • сокращением льготных категорий плательщиков страховых взносов в Фонд по пониженному тарифу, что уменьшит нагрузку на федеральный бюджет.

Вывод. Таким образом, в данной главе курсовой работы был проведён анализ доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации и выявлено, что в 2016-2018 гг. темп роста расходов превышал темп роста доходов. Однако, в 2019-2018 гг. планируется изменение ситуации, когда темп роста доходов будет примерно равен росту расходов. Тем не менее, бюджет будет являться дефицитным. Исследование показывает, что, несмотря на имеющиеся недостатки и трудности в ряде социальных вопросов, Фонд социального страхования на сегодняшний момент является необходимым и важным финансовым институтом. Комплексный подход к совершенствованию системы социального страхования в РФ позволит повысить эффективность деятельности ФСС.

Заключение

Итак, подводя итоги курсовой работы, необходимо отметить, что система социального страхования современной России берет свое начало во времена СССР и к настоящему времени трансформировалась в сбалансированную системы аккумулирования и распределения доходов и расходов в сфере социального обеспечения.

Само социальное страхование-это система экономических, правовых и организационных мер, которые создаются государством и направляются на компенсацию или минимизацию последствий при изменении материального и социального положения занятых граждан. Это могут быть случаи, закрепленные в законодательстве, такие как признание их безработными, инвалидность, трудовое увечье, профессиональное заболевание, болезни, травмы, беременность и роды, наступление старости, потеря кормильца и наступление иных рисков, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подлежащих обязательному социальному страхованию.