Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Опре де ле ние понятия «са мостояте льность»
1.2 Ме тодика формирова ния са мостояте льности в проце сс обуче ния
2. Мла дший школьный возра ст. Са мостояте льность и трудолюбие мла дших школьников
2.1 Возра стные и индивидуа льные особе нности мла дших школьников
2.2 Ра звитие са мостояте льности в проце ссе обуче ния
2.3 Способы достиже ния са мостояте льной продуктивной де яте льности
2.4 Игра как средство формирования навыков самостоятельности младших школьников
Также выделяется познавательная самостоятельность, которая позволяет ученику в дальнейшем легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает игровая ситуация.
Так, первые самостоятельные игры носят манипулятивный характер. Манипулирование с игрушкой имеет положительное значение до тех пор, пока оно знаменует собой период своеобразного исследования предмета, но оно становится отрицательным явлением, когда стремление ребенка к познанию, к анализу не удовлетворено. Понимание функций предмета дает возможность ребенку использовать его так, как это делают взрослые. Это понимание переходит в страстное стремление действовать самостоятельно, когда ребенок не только ставит цель сам, но и достигает результата.
По мере взросления интерес к игре не утрачивается, но игры приобретают несколько иной характер. В младшем школьном возрасте в игре дети проявляют инициативу, у них развивается творческое воображение, гибкость в принятии решения и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Поэтому для развития нужна именно самостоятельная игра. Дети уделяют внимание тому, насколько правильно их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к правильности исполнения – зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства.
Е.М. Гельфан и С.А. Шмаков большое значение в развитии самостоятельности придают сюжетно-ролевой игре. Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В ролевой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развертыванием роли, от коллективных игровых сопереживаний. Влияние ролевой игры на самостоятельность заключается в том, что дети подражают взрослым, и это становится мотивом игровой деятельности. Развитие ролевой игры идет от бытовых сюжетов к производственным и героикоромантическим.
Еще в советское время психологи и педагоги Т.Е. Конникова, М.В Лейкина, С.А. Шмаков и другие подразделили сюжетно-ролевые игры на несколько групп:
1) игры на бытовые сюжеты;
2) игры на сюжеты из жизни детей;
3) профессиональные сюжеты;
4) героико-романтические;
5) игры на сюжеты из книг, кинофильмов, телепередач.
Но в ролевых играх учащихся нет последовательно развивающегося сюжета, школьники не всегда стремятся к конечной игровой задаче, они по нескольку раз повторяют один и тот же эпизод. Во многих играх на героические сюжеты условно изображают разыгрываемые события, у них потребности приблизить их к реальным, действительным.
Похожими на сюжетно-ролевые игры являются игры-драматизации, которые также влияют на развитие самостоятельности. Игры-драматизации – это многообразная художественная деятельность ребенка, которая является средством нравственного воспитания, развития инициативности, индивидуальных интересов, наклонностей, может содействовать самоорганизации в коллективных играх.
Формы таких игр довольно разнообразны. Здесь имеют место специально организованные спектакли для других детей, индивидуальные и групповые игры по мотивам одной сказки, сценические импровизации отдельных отрывков из разных рассказов и сказок. Систематическое привлечение детей к участию в играх-драматизациях способствует развитию их самостоятельности, творчества, активности, мышления.
В развитии самостоятельности мышления большое значение имеют игры с занимательным интеллектуальным материалом. Создаются миницентры, содержанием которых являются интеллектуально-творческие игры.
Организация жизнедеятельности в такой игре идет поэтапно. Л.В. Гончарик выделяет следующие этапы: [9]
1) активизация интереса детей к решению познавательных задач, создание эмоционально комфортной атмосферы;
2) реализация таких задач, как: включение детей в обновление игровой среды, создание возможности самостоятельного поиска способов решения познавательных задач в интеллектуально-творческих играх, обеспечение их освоения.
Таким образом, первые два этапа направлены на то, чтобы познакомить детей со всеми видами таких игр.
3) поисково-творческая деятельность, где дети решают задачи, подбирают аналогичные им, решают их, объясняют решение, сами придумывают интеллектуальную игру того же вида;
4) анализ собственной деятельности, развитие желания дальнейшего обогащения предметно-игровой среды.
На последнем этапе ученики проявляют самостоятельность в постановке и реализации цели деятельности. Они используют поисковые действия, выполняют творческие задания самостоятельно. Такая технология актуализирует все компоненты познавательной самостоятельности, школьники проявляют инициативу, активность и творческую направленность.
Немаловажное значение для развития этих качеств имеют деловые игры, которые используются для работы с детьми, но уже старшего возраста.
Именно в таких играх дети сами организовывают свою деятельность, учатся находить пути решения данной проблемы, сами включают в работу неактивных детей, сами распределяют обязанности, придумывают какие-то ситуации, ставят перед собой определенные цели и добиваются их.
Таким образом, рассмотренная нами классификация игр, воспитывающих самостоятельность обучающихся, показала, что они нужны и важны в становлении этого качества, и их можно использовать в учебной деятельности как на уроках, так и на классных часах, факультативных занятиях, кружках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознании.
Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.
Таким образом, важным условием в процессе развития познавательной самостоятельности учащихся является личность учителя, его ведущая организаторская роль. В ходе исследований установлено, что учитель должен быть не просто источником готовых образцов знании, а организатором самостоятельной поисковой деятельности учащихся по созданию новых образцов в знаниях.
Самостоятельность формирует у учащихся движение от познания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи.
Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность. Значимым видом деятельности остается игра. Самостоятельность школьников формируется в трудовой, игровой деятельности, в общении в коллективе сверстников и под влиянием авторитета педагога, как значимой личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аверин В.А. Психология детей и подростков // В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 344с.
- Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедии. // В.В. Давыдов.- в 2 томах - М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 234с.
- Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // В.И. Орлов. - 2018. №-3. – 143с.
- Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельности у младших школьников в условиях коллективных занятий. Начальная школа. // А.И. Попова, И.Г. Литвинская. - М., 2018. – 229с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: Владос. – 2017. – 576 с.
- Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 2016. - №5. - 83с.
- Проничева Е.В. Способы формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. – 3. – 115с.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» // Столяренко Л.Д. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. - 544 с.
- Фарапонова Э. А. Психологические основы трудового воспитания школьников. // Э.А. Фарапоновой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР,-М.: Педагогика, 2017 - 168 с.
- Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова, 2015. №-6. – 175с.
- Шамова Т. Н., Нефедова Н. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. // Т. Н. Шамова, Н. А. Нефедова М., 2015. – 184с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. // Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 288 с.
- Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно – методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. – 88 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 2014. -142с.