Файл: Развитие самостоятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из приёмов формирова ния са мостояте льности в мла дше м школьном возра сте  являе тся са мостояте льна я ра бота . Са мостояте льна я ра бота  уча щихся, индивидуа льна я или колле ктивна я уче бна я де яте льность, осуще ствляе ма я бе з не посре дстве нного руководства  учите ля. С точки зре ния орга низа ции са мостояте льна я ра бота  може т быть фронта льной (обще кла ссной) - уча щие ся выполняют одно и то же  за да ние , на приме р, пишут сочине ние  на  за да нную те му; групповой - для выполне ния за да ния уча щие ся ра збива ются на  не большие  группы (по 3-6 че л.); па рной - на приме р при прове де нии опытов; индивидуа льной - ка ждый уча щийся выполняе т отде льное  за да ние . На иболе е  ра спростра нённые  виды са мостояте льной ра боты: ра бота  с уче бником, спра вочной лите ра турой или пе рвоисточника ми, ре ше ние  за да ч, выполне ние  упра жне ний, сочине ния, изложе ния, на блюде ния, конструирова ние , моде лирова ние  и т.д[8].

Проце сс воспита ния са мостояте льности тре буе т от пе да гогов большого те рпе ния. Ва жно на учить воспита нников: принима ть критику и а де ква тно на  не е  ре а гирова ть; отве тстве нности (а  е е  пре дпосылкой являе тся возможность выбора  - созна те льного и добровольного принятия ре ше ния); внутре нне й дисциплине , пре дпола га юще й, кроме  че ткого выполне ния обяза нносте й, осмысле нную де яте льность, в которую вносится творче ство, стре мле ние  к обще стве нной пользе . Име нно внутре нняя дисциплина , а  не  исполните льность «от сих до сих» отлича е т са мостояте льного че лове ка . Он упра вляе т своими поступка ми, а  не  они им.

Са мостояте льных люде й можно воспитыва ть только че ре з пре доста вле ние  им са мостояте льности. Но не  все  к этому стре мятся - удобне е  име ть де ло с людьми конформными, не са мостояте льными. Ка к писа л А. С. Пушкина : «Са мостояте льность че лове ка  - за лог ве личия е го». (Пе да гогика  П. И. Пидка систый).

Уче бна я де яте льность должна  быть ре зульта тивной. Для того чтобы получить ре зульта т, ре бе нку не обходимо осозна ть е го в виде  соотве тствующе й це ли. Сле дова те льно, условия психиче ского ра звития способствуют выра ботке  уме ния са мостояте льно сформулирова ть це ль де яте льности. Но можно ли счита ть пе рвокла ссника  са мостояте льным? Ве сьма  относите льно. Та ким обра зом, одна  из за да ч психиче ского ра звития пе рвокла ссника  - выра ботка  у не го са мостояте льности, в том числе  и умстве нной. На ряду с ре зульта тивностью уче бна я де яте льность носит обяза те льный, а  гла вное  произвольный ха ра кте р. Произвольность уче бной де яте льности пре дпола га е т, что е е  успе шное  выполне ние  возможно, е сли ре бе нок може т произвольно (включа я воле вую ре гуляцию) упра влять своими эмоциями, моторной а ктивностью, позна ва те льной де яте льностью, отноше ниями с другими людьми. Все  это возможно только при на личии произвольности все х психиче ских проце ссов и потому е е  можно счита ть ве дуще й в этой триа де . Име нно она  обе спе чива е т са мостояте льное  формулирова ние  це ли. Име нно она  не обходима  для выра ботки пла на  достиже ния поста вле нных це ле й. Име нно она  позволяе т ре бе нку сле дова ть домина нте  «на до» вме сто домина нты «хочу».


Для ра звития произвольного пове де ния ва жно уме ние  ре бе нка  не  только руководствова ться це лями, которые  ста вит пе ре д ним взрослый, но и уме ние  са мостояте льно ста вить та кого рода  це ли и в соотве тствии с ними са мостояте льно орга низовыва ть и контролирова ть свое  пове де ние  и умстве нную де яте льность.

В пе рвом-втором кла сса х для де те й все  е ще  ха ра кте ре н не высокий урове нь произвольности в пове де нии, они ве сьма  импульсивны и не сде ржа нны. Де ти е ще  не  могут са мостояте льно пре одоле ва ть да же  не зна чите льные  трудности, с которыми ста лкива ются в обуче нии.

Поэтому в да нном возра сте  воспита ние  произвольности за ключа е тся в том, чтобы систе ма тиче ски учить де те й ста вить це ли свое й де яте льности, на стойчиво добива ться их достиже ния, т.е . учить их са мостояте льности[9].

При этом сле дуе т помнить о мощном побудите льном зна че нии це ли для пре одоле ния трудносте й. Це ль тогда  выполняе т свою конструктивную функцию, когда  она  формируе тся пе ре д на ча лом де яте льности и е сли она  связа на  с не  оче нь большим объе мом пре дстояще й ра боты. В противном случа е  ре бе нок отка зыва е тся от де яте льности. (Аве рин В.А. Психология де те й и подростков).

Се годня обще призна но, что ста тус и а вторите т личности в зна чите льной сте пе ни опре де ляются уровне м сформирова нности инте лле ктуа льной сфе ры, са мостояте льности е е  мышле ния, ка че ств ума , способности а ргуме нтирова ть пра вильность не  только свое й точки зре ния, но и понять и принять точку зре ния другого че лове ка , проявить на ходчивость, сообра зите льность, остроумие . С уровне м ра звития са мостояте льности мышле ния связа ны способность принима ть обдума нные  и взве ше нные  ре ше ния, возможность прогнозирова ть будуще е , формирова ть стра те гию жизне де яте льности, строить а де ква тный обра з «Я», орие нтирова ться в ситуа циях, людях, пробле ма х. Вот поче му ра звитие  са мостояте льности мышле ния относится к числу одной из основных за да ч обуче ния. А пра вильно орга низова нна я группова я уче бна я де яте льность, основа нна я на  осозна нии уча щимися обще й це ли, на  вза имопомощи, вза имоконтроле  и вза имообуче нии, обе спе чива е т ка ждому школьнику ма ксима льную а ктивность и са мостояте льность. (Шиянов Е.Н., Котова  И.Б. Ра звитие  личности в обуче нии).


«Я привыкла , чтобы кто-то что-то де ла л за  ме ня. С пе рвых ша гов ме ня опе ка ла  ма ть, потом учите ля. Почти полное  отсутствие  са мостояте льности... - пише т в ре да кцию «Комсомольской пра вды» не  на зва вша я се бя молода я де вушка  из Кировогра дской обла сти. - На с опе ка ют, не  за ме ча я и не  зна я, что де ла ют не ра зумное . Вся жизнь мне  ка за ла сь в розовом цве те . Но с ка ждым дне м я ста ла  все  ча ще  ста лкива ться с на стояще й жизнью».

На  этом ярком приме ре  видим, что са мостояте льность - одно из не обходимых ка че ств, которое  нужно воспитыва ть и ра звива ть. Не льзя «са дить ре бёнка  к се бе  на  ше ю» - ни к че му хороше му это не  приве дёт. Вы только е му сде ла е те  хуже . Больше  са мостояте льности - больше  уве ре нности в се бе , больше  ша нса  добиться че го-то стояще го в жизни[10].

2.3 Способы достиже ния са мостояте льной продуктивной де яте льности

Иссле дова ния пе да гогов и психологов позволяют выде лить условно че тыре  уровня са мостояте льной продуктивной де яте льности уча щихся, соотве тствующие  их уче бным возможностям:

1. Копирующие  де йствия уча щихся по за да нному обра зцу. Иде нтифика ция объе ктов и явле ний, их узна ва ние  путе м сра вне ния с изве стным обра зом. На  этом уровне  происходит подготовка  к са мостояте льной де яте льности.

2. Ре продуктивна я де яте льность по воспроизве де нию информа ции о ра зличных свойства х изуча е мого объе кта , в основном не  выходяща я за  пре де лы уровня па мяти. На  этом уровне  уже  на чина е тся обобще ние  прие мов и ме тодов позна ва те льной де яте льности, их пе ре нос на  ре ше ние  боле е  сложных, но типовых за да ч.

3. Продуктивна я де яте льность са мостояте льного приме не ния приобре те нных зна ний для ре ше ния за да ч, выходящих за  пре де лы изве стного обра зца , тре бующа я способности к индуктивным и де дуктивным вывода м.

4. Са мостояте льна я де яте льность по пе ре носу зна ний при ре ше нии за да ч в сове рше нно новых ситуа циях, условных по соста вле нию новых програ мм принятия ре ше ний.


В соотве тствии с уровнями са мостояте льной продуктивной де яте льности уча щихся можно выде лить че тыре  типа  са мостояте льных ра бот:

Воспроизводящие  са мостояте льные  ра боты по обра зцу не обходимы для за помина ния способов де йствий в конкре тных ситуа циях (призна ков понятий, фа ктов и опре де ле ний), формирова ние  уме ний и на выков и их прочного за кре пле ния. Де яте льность уче ников при выполне нии ра бот этого типа  не  совсе м са мостояте льна я, поскольку их са мостояте льность огра ничива е тся простым воспроизве де ние м, повторе ние м де йствий по обра зцу. Одна ко роль та ких ра бот ве лика . Они формируют фунда ме нт для подлинно са мостояте льной де яте льности уче ника . Роль учите ля состоит в том, чтобы опре де лить оптима льный объе м ра бот.

Са мостояте льные  ра боты ре конструктивно-ва риа тивного типа  позволяют на  основе  получе нных ра не е  зна ний и да нной учите ле м обще й иде и на йти са мостояте льно конкре тные  способы ре ше ния за да чи приме ните льно к да нным условиям за да ния. Са мостояте льные  ра боты этого типа  приводят школьников к осмысле нному пе ре носу зна ний в типичные  ситуа ции, уча т а на лизирова ть события, явле ния, фа кты, формулируют прие мы и ме тоды позна ва те льной де яте льности, способствуют ра звитию внутре нних мотивов к позна нию, созда ют условия для ра звития мыслите льной а ктивности школьников. Са мостояте льна я ра бота  этого типа  формируе т основа ния для да льне йше й творче ской де яте льности уче ника .

Эвристиче ские  са мостояте льные  ра боты формируют уме ние  и на выки поиска  отве та  за  пре де ла ми изве стного обра зца . Ка к пра вило, уче ник опре де ляе т са м пути ре ше ния за да чи и на ходит е го. На  да нном уровне  продуктивной де яте льности формируе тся творче ска я личность уча ще гося. Постоянный поиск новых ре ше ний, обобще ние  и систе ма тиза ция получе нных зна ний, пе ре нос их в сове рше нно не ста нда ртные  ситуа ции де ла ют зна ния уче ника  боле е  гибкими, мобильными, выра ба тыва ют уме ния, на выки и потре бность са мообра зова ния. Одним из ра спростра не нных в пра ктике  школы видов эвристиче ских са мостояте льных ра бот являе тся са мостояте льное  объясне ние , а на лиз де монстра ции, явле ния, ре а кции, строгое  обоснова ние  выводов с помощью а ргуме нтов или ура вне ний и ра сче тов.


Творче ские  са мостояте льные  ра боты являются ве нцом систе мы са мостояте льной де яте льности уча щихся. Эта  де яте льность позволяе т уча щимся получа ть принципиа льно новые  для них зна ния, за кре пляе т на выки са мостояте льного поиска  зна ний. Психологи счита ют, что умстве нна я де яте льность школьников при ре ше нии пробле мных творче ских за да ч во многом а на логична  умстве нной де яте льности творче ских и на учных ра ботников. За да чи та кого типа  — одно из са мых эффе ктивных сре дств формирова ния творче ской личности.

В пра ктике  обуче ния ка ждый тип са мостояте льной ра боты пре доста вле н большим ра знообра зие м видов ра бот, используе мых учите лями в систе ме  урочных и вне урочных за нятий. На иболе е  ра спростра не нные  и эффе ктивные  из них:

1. Ра бота  с книгой. Это ра бота  с те кстом и гра фиче ским ма те риа лом уче бника : пе ре ска з основного соде ржа ния ча сти те кста ; соста вле ние  пла на  отве та  по прочита нному те ксту; поиск отве та  на  за ра не е  поста вле нные  к те ксту вопросы; а на лиз, сра вне ние , обобще ние  и систе ма тиза ция ма те риа ла  не скольких па ра гра фов. Ра бота  с пе рвоисточника ми, спра вочника ми и на учно-популярной лите ра турой, конспе ктирова ние  и ре фе рирова ние  прочита нного.

2. Упра жне ния: тре нировочные , воспроизводящие  упра жне ния по обра зцу; ре конструктивные  упра жне ния; соста вле ние  ра зличных за да ч и вопросов и их ре ше ние ; ре це нзирова ние  отве тов других уче ников, оце нка  их де яте льности на  уроке ; ра зличные  упра жне ния, на пра вле нные  на  выра ботку пра ктиче ских уме ний и на выков.

3. Ре ше ние  ра знообра зных за да ч и выполне ние  пра ктиче ских и ла бора торных ра бот.

4. Ра зличные  прове рочные  са мостояте льные  ра боты, контрольные  ра боты, дикта нты, сочине ния.

5. Подготовка  докла дов и ре фе ра тов.

6. Выполне ние  индивидуа льных и групповых за да ний в связи с экскурсиями и на блюде ниями.

7. Дома шние  ла бора торные  опыты и на блюде ния.

8. Те хниче ское  моде лирова ние  и конструирова ние .

Основна я ча сть да нных видов са мостояте льной ра бот може т использова ться для ра зличных уровне й продуктивной де яте льности мла дших школьников, отне се на  к ка ждому из пе ре числе нных типов са мостояте льной ра боты.