Файл: Развитие самостоятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За да ча  учить учиться пре дпола га е т руководство са мостояте льной ра ботой со стороны учите ля, са мостояте льна я ра бота  в уче бных условиях относите льно са мостояте льна . Школьники испытыва ют на  се бе  возде йствие  обуча юще й стороны. Учите ль отбира е т ма те риа лы для са мостояте льной ра боты. Учите ль обозна ча е т конкре тную це ль усвое ния в отноше нии да нной ча сти ма те риа ла  и ра звития на выков и уме ний. Он ука зыва е т на  соотве тствующий источник информа ции, который ре бе нок може т использова ть в са мостояте льной ра боте . Име нно учите ль обе спе чива е т де те й не обходимым инструме нта рие м, бла года ря которому са мостояте льна я ра бота  проте ка е т успе шно и посте пе нно формируе тся ме тодика  уча щихся. Са мостояте льна я ра бота  должна  проте ка ть в те сном е динстве  с кла ссной ра ботой под руководством учите ля и выте ка ть из не е .

На  са мом де ле  са мостояте льна я ра бота  и де яте льность под руководством учите ля име ют одну це ль — обуче ние  коммуника тивно-орие нтирова нной ре че вой де яте льности. Че м ре зульта тивне е  осуще ствле ние  са мостояте льной ра боты, те м больше  можно ра ссчитыва ть на  успе шное  выполне ние  коммуника тивных за да ч под не посре дстве нным руководством учите ля. При уве личе нии са мостояте льной ра боты уча щихся руководяща я роль учите ля не  осла бляе тся и не  упроща е тся. Эта  ра бота  ста новится боле е  сложной и приобре та е т свое обра зный ха ра кте р.

Систе ма тиче ски и после дова те льно изла га я новый ма те риа л, учите ль долже н обуча ть уча щихся на ча льных кла ссов ме тодиче ским прие ма м са мостояте льной ра боты, приуча ть их к ра боте  на д уче бными пособиями и к са мостояте льному выполне нию устных и письме нных ра бот. Учите ль долже н вводить в уче бный проце сс ра знообра зные  ме тодиче ские  прие мы са мостояте льной ра боты, соста влять за да ния с посте пе нным возра ста ние м сте пе ни са мостояте льности, инструктирова ть и консультирова ть уча щихся, приуча ть их ра бота ть с инте ре сом, воспитыва ть у них а ктивность и инициа тиву.

В са мостояте льную ра боту сле дуе т включить:

1. К ка ким источника м информа ции сле дуе т отсыла ть уча щихся в ка ждом конкре тном случа е;


2. Ка кие  дида ктиче ские  сре дства  сле дуе т приме нять для боле е  точного упра вле ния са мостояте льной ра ботой, ка кие  формы вне шне го контроля использова ть;

3. Ка к соче та ть са мостояте льную ра боту с совме стной ра ботой учите ля.

Если прида ть са мостояте льной ра боте  систе мный ха ра кте р, то это буде т способствова ть прочному усвое нию уче бного ма те риа ла .

Дома шне е  за да ние  ка к форма  са мостояте льной ра боты

Ка ждому че лове ку не обходимо уме ть са мостояте льно приобре та ть зна ния, овла де ва ть уме ниями, приме нять их в жизни. Выполне ние  дома шне го за да ния и е сть, по сути, индивидуа льна я са мообра зова те льна я ра бота . Оче нь ва жно, чтобы ка ждый уче ник име л та кую пра ктику уче бного труда , когда  он са м долже н пре одоле ва ть возникшие  трудности пе ре д ним и са м е е  орга низова ть. Уча щие ся должны выра ба тыва ть привычку систе ма тиче ски выполнять дома шнюю ра боту. Ка ждый урок подгота влива е тся и продолжа е тся са мостояте льной ра ботой уча щихся при выполне нии дома шне го за да ния. На  уроке  формируются пра вильные  пре дста вле ния и понятия, а  глубина  и прочность зна ний и уме ний их приме нять на  пра ктике  за висят в основном от са мостояте льной ра боты, ка к на  уроке , та к и дома  (https://re fe ra t.booka p.info, 17).

Подготовка  к дома шне му за да нию уча щимися — за ве рша ющий эта п ра боты, которую он выполнял на  уроке  под руководством учите ля. Пра вильное  и эффе ктивное  выполне ние  дома шне го за да ния во многом за висит от ме тодов, которыми пользуются уча щие ся. За да че й учите ля в этом случа е  являе тся повсе дне вное  руководство са мостояте льной ра ботой уча щихся, да ва я ука за ния, что, ка к и в ка кой после дова те льности на до выполнить дома .

Пре жде  че м за да ть на  дом то или иное  за да ние , учите ль долже н убе диться, что уча щийся способе н пра вильно орга низова ть свою са мостояте льную ра боту, только в этом случа е  выполне ние  пре дложе нной ра боты може т прине сти положите льные  ре зульта те .

Вся ра бота  по выполне нию дома шне го за да ния уча щихся должна  выполняться в не сколько прие мов, чтобы обе спе чить ре гулярные  са мостояте льные  систе ма тиче ские  за нятия.


Дома шне е  за да ние  должно быть тща те льно продума но и за пла нирова но учите ле м. Дома шне е  за да ние  должно быть связа но с соде ржа ние м урока , которое  пре дше ствуе т этому за да нию, а  не  носить случа йный ха ра кте р. При подборе  и соста вле нии дома шне го за да ния учите ль долже н учитыва ть та кже  и после дующую ра боту уча щихся, пе ре ходя от боле е  ле гких и простых за да ний к боле е  трудным и сложным.

Одним из гла вных тре бова ний, пре дъявляе мых к дома шне му за да нию, являе тся е го логичность. Дома шние  за да ния должны быть ра знообра зны по форме . Сле дуе т избе га ть пе ре грузки дома шне го за да ния. Дома шне е  за да ние  должно быть це ле на пра вле нным, носить конкре тный ха ра кте р, то е сть соде ржа ть ука за ния на  способ е го выполне ния. Выполне ние  дома шне го за да ния должно быть обе спе че но на личие м у уча щихся уче бной и спра вочной лите ра туры, не обходимых на глядных пособий. Огромную роль в выполне нии ра зличных видов са мостояте льной ра боты игра е т вре мя, отводимое  на  их выполне ние . Поэтому сле дуе т отме тить, что при орга низа ции са мостояте льной ра боты уча щихся не обходимо опре де лить количе ство вре ме ни, тре буе мое  на  подготовку дома шне го за да ния, уста новить ка че стве нный контроль и руководство са мостояте льной ра боты уча щихся, индивидуа лизирова ть са мостояте льную ра боту.

Гла вна я за да ча  учите ля обе спе чить выполне ние  дома шне го за да ния, для этого не обходимо:

  • обе спе чить уче ников на  урока х пра вильным, ра циона льным прие ма м са мостояте льной ра боты;
  • сле дить, чтобы у уча щихся не  было пе ре грузки, вызва нной этими за да ниями, использова ть вре мя, на  урока х с ма ксима льной продуктивностью;
  • пре дла га ть та кие  за да ния, чтобы уча щие ся виде ли в них смысл; они относятся к за да ниям с инте ре сом и отве тстве нностью, е сли им ясно, что ка ждое  за да ние  являе тся е сте стве нным продолже ние м, а  в не которых случа ях — за ве рше ние м ра боты, на ча той на  пре дыдуще м уроке . Созда нию та кого же  отноше ния уча щихся к дома шне му за да нию способствуе т использова ние  учите ле м ма те риа ла  дома шне й ра боты на  после дующе м уроке .

Для того чтобы обе спе чить успе шное  выполне ние  дома шне го за да ния учите ль в кла ссе  долже н созда ть обста новку, удобную для орга низа ции са мостояте льной ра боты уча щихся. Все  пособия должны на ходиться в опре де ле нных ме ста х, куда  их на до возвра ща ть после  использова ния. Не обходимо име ть спра вочную лите ра туру, библиоте ку из книг, которые  потре буются в те куще й ра боте  на  опре де ле нный пе риод, ра знообра зный дида ктиче ский ма те риа л.

2.4 Игра как средство формирования навыков самостоятельности младших школьников

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. С самых ранних начал цивилизации игра используется для воспитания важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре.

Игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и самореабилитации.

Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. В них происходит переход от воспитания к свободной сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игре. Для детей не всегда важен результат игры, им нравится процесс, в котором заложены огромные воспитательные возможности. Для детей это труд, требующий настоящих умений, настоящих человеческих качеств они преодолевают в игре серьезные трудности, развивая способности и ум.

Игра занимает особое место в жизни младших школьников, т.к. к ней они не утратили интерес, она дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, богата коллективными действиями. В играх школьники сами ставят цель, находят средства, распределяют роли, следят за их выполнением, соблюдением правил. В играх быстро раскрываются лидеры, которые сами захватывают роли или оказываются выбранными. Именно игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны (взаимного контроля, взаимной помощи).


В игре, естественно, проявляется разный уровень самостоятельности и творчества ребят. В ней всегда присутствуют репродукция, повторение, но непременно есть и элементы творческой самостоятельности. Правильно оценивая игру, учитель видит в ней способ развития самостоятельности.

Понимая стимулирующую роль игры, учителя и родители ищут новые игровые сюжеты, в которых дети могут удовлетворить потребность в новых ролях и одновременно обогатить свой социальный опыт.

В ходе игры у младшего школьника появляется стимул к выполнению самостоятельных действий. В ней он стремится подражать деятельности взрослых. Развертывание игровых действий при выполнении роли порождает воображаемую ситуацию, вызывает деятельность воображения и это развивает фантазию. Играя, школьник учится управлять своим поведением.

Если ребенку в игре удается проявить какие-то положительные качества, его позиция в коллективе значительно изменяется, у товарищей появляется уважение к нему. В игре дети стремятся совершать поступки, которые делают похожими на сильных, смелых, выносливых людей, то есть людей, обладающих наиболее высоко ценимыми качествами. В игре дети вырабатывают в себе сильную волю и твердый характер, устанавливают взаимоотношения со сверстниками, на основе которых формируются общественные чувства, привычки, умение действовать совместно; развивается целеустремленность действий, оценка личных и общих достижений. В игре возникает самостоятельная деятельность, в которую ребенок вовлекает других детей. В этой деятельности они способны к определенной самоорганизации и самостоятельному замыслу, его выполнению.

Младший школьник сам в игре проверяет свои силы, возможности в своих действиях, самовыражаясь и самoутверждая себя. Игра побуждает их к cамопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности.

Когда школьники увлечены игрой, они вполне самостоятельно преодолевают различные трудности, препятствия, психологические барьеры.

Таким образом, происходит непосредственный переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств.

Самостоятельность развивается и на игровых занятиях, исходными принципами построения которого являются: использование привычного, хорошо знакомого материала для детей; расширение диапазона познавательных процессов; интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий.