Файл: Развитие самостоятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проце сс са мостояте льной ра боты школьника  за висит, пре жде  все го, от е го готовности к этому виду де яте льности. Готовность к са мостояте льному уче бному труду пре дпола га е т опре де ле нный урове нь е го подготовле нности, на личие  у не го сформирова нных на выков и уме ний, та кже  е го же ла ние  учиться. Мотива ционна я готовность мла дших школьников являе тся одним из ва жне йших а спе ктов пробле мы са мостояте льной ра боты школьников. Ка ждый учите ль зна е т, что уче ние  проте ка е т боле е  успе шно, е сли у уча щихся сформирова на  уче бна я мотива ция: позна ва те льный инте ре с, потре бность в приобре те нии зна ний, чувство долга , отве тстве нности и другие  мотивы. Согла сно психологиче ским иссле дова ниям, одной из основных сил проце сса  позна ния являе тся внутре нняя мотива ция, исходяща я из са мой де яте льности. У уча щихся при положите льной мотива ции доминируе т инте ре с к соде ржа нию пре дме та  и способа м позна ния.

Сле дуе т обра тить особое  внима ние  на  поощре ние  а ктивной де яте льности мла дшими школьников при овла де нии зна ниями, уме ниями и на выка ми. Активность уча щихся не обходима  для достиже ния любой уче бной це ли: при слуша нии объясне ний учите ля тре буе тся а ктивное  внима ние , ясное  понима ние  изла га е мых зна ний, ста ра ние  их за помнить; получе ние  зна ний из других источников тре буе т от уча щихся са мостояте льной ра боты; са мостояте льна я ра бота  не обходима  для пра ктиче ского овла де ния зна ниями, уме ниями, на выка ми в проце ссе  умстве нного и физиче ского труда . Бе з высокой а ктивности уча щихся не возможны эффе ктивные  ре зульта ты. Активна я роль уча щихся в проце ссе  обуче ния обусла влива е тся ра звитие м у них са мостояте льности и инициа тивы в позна ва те льной и пра ктиче ской де яте льности. Бе з са мостояте льной ра боты уча щихся не льзя выра бота ть у них ника ких уме ний и на выков. Са мостояте льна я ра бота  служит ва жным сре дством ра звития у уча щихся позна ва те льных способносте й: на блюде ния, пытливости, логиче ского мышле ния, вообра же ния, творче ской а ктивности в добыва нии и приме не нии зна ний. Активность в уче нии — созна те льное , воле вое , це ле на пра вле нное  выполне ние  ра боты, не обходимой для овла де ния зна ниями, уме ниями и на выка ми.


Помимо того, что са мостояте льна я ра бота  вызыва е т а ктивность уча щихся, она  обла да е т е ще  одним ва жным достоинством: она  носит индивидуа лизирова нный ха ра кте р. Ка ждый уча щийся используе т источник информа ции в за висимости от своих потре бносте й и возможносте й, он ра бота е т в свое м те мпе , чтобы прийти к нужному ре зульта ту. Это свойство са мостояте льной ра боты способствуе т повыше нию отве тстве нности ка ждого отде льного уче ника  и улучше нию е го успе ва е мости. Та ким обра зом, са мостояте льна я ра бота  пре дла га е т вне дре ние  е е  отде льных форм в проце сс обуче ния[5].

2. Мла дший школьный возра ст. Са мостояте льность и трудолюбие  мла дших школьников

2.1 Возра стные  и индивидуа льные  особе нности мла дших школьников

«Ка ждый возра ст пре дста вляе т собой ка че стве нно особый эта п психиче ского ра звития и ха ра кте ризуе тся множе ством изме не ний, соста вляющих в совокупности свое обра зные  структуры личности ре бе нка  на  да нном эта пе  е го ра звития. В проце ссе  историче ского ра звития изме няются общие  социа льные  условия, в которых ра звива е тся ре бе нок, изме няются соде ржа ние  и ме тоды обуче ния и все  это не  може т не  ска за ться на  изме не нии возра стных эта пов ра звития»[6].

За кончилось дошкольное  де тство. Име нно в этот пе риод шло формирова ние  ба зовых личностных обра зова ний. Судьба  любого че лове ка  во многом за висит от того, ка к прошло у не го дошкольное  де тство. Хороший дошкольный воспита те ль може т да ть прогноз ра звития свое го воспита нника : ка ка я жизнь ожида е т ре бе нка , буде т ли он сча стливым или не сча стным, ста не т ли побе дите ле м или буде т не уда чником.

Со вступле ние м в школьную жизнь у ре бе нка  ка к бы открыва е тся нова я эпоха . Че м ра злича ются для не го эти две  эпохи? Л.С. Выготский говорил, что ра сста ва ние  с дошкольным возра стом - это ра сста ва ние  с де тской не посре дстве нностью. Ка к бы ра звива я эту мысль, другой уже  а ме рика нский психолог, Р. Бе рн пре дупре жда е т, что, попа да я в школьное  де тство, ре бе нок попа да е т в ме не е  снисходите льный, а  зна чит, боле е  тре бова те льный и же сткий мир. Ре бе нку уже  са мому нужно ра збира ться в своих отноше ниях с учите лями и све рстника ми. Ему нужно в одиночку встре ча ться с тре бова ниями к се бе , к тому, что он де ла е т. Для не го впе рвые  открыва е тся принципиа льно новый вид де яте льности - уче бна я де яте льность.


Школьное  обуче ние  пре дъявляе т новые  тре бова ния не  только к зна ниям и уме ниям ре бёнка , но и к ка че ства м е го личности, которые  формируются в проце ссе  уче ния в силу нового ха ра кте ра  отноше ний ре бёнка  с окружа ющими людьми: ста в школьником, он на чина е т выполнять се рьёзное  обще стве нное  де ло. Те пе рь е го вза имоотноше ния с другими людьми во многом опре де ляются оце нкой е го уче ния и пове де ния в школе [7].

То е сть, с приходом в школу ре бе нок попа да е т в новую для се бя социа льную ситуа цию ра звития и ста лкива е тся с новой де яте льностью, котора я ста новится гла вной. Если до этого вре ме ни во все  пре дше ствующие  годы гла вными субъе кта ми социа льной ситуа ции ра звития были «ре бе нок - взрослый», то с приходом ре бе нка  в школу она  диффе ре нцируе тся: ситуа ция «ре бе нок-учите ль» пронизыва е т всю жизнь ре бе нка . Она  ста новится свое обра зным це нтром жизни ре бе нка , опре де ляя отноше ния ре бе нка  и к родите лям, и к све рстника м.

Не смотря на  то, что в этот пе риод основной де яте льностью ста новится уче бна я, всё та к же  большое  ме сто продолжа е т за нима ть и игра . У мла дших школьников сохра няются роле вые  игры, но они отлича ются от игр дошкольников ка к по сюже та м, та к и по конкре тному соде ржа нию. Пре обла да ют игры на  сюже ты ва жных обще стве нных событий, лите ра турных произве де ний, кинофильмов. Соде ржа ние м игр являются гла вным обра зом де йствия и поступки, позволяющие  выявлять та кие  ка че ства , ка к сме лость, муже ство, на ходчивость и т. п. Основное  зна че ние  роле вых игр этого возра ста  за ключа е тся в том, что, проявляя в игре  те  или иные  це нные  ка че ства , ре бёнок ле гче  овла де ва е т ими. Кроме  того, принятие  на  се бя опре де лённой игровой роли ча сто помога е т ре бёнку спра виться с ре а льными трудностями.

Мла дший школьный возра ст - оче нь ва жный пе риод в формирова нии личности ре бёнка , е го нра встве нных ка че ств, в овла де нии норма ми пове де ния. Мла дший школьник приобре та е т опыт жизни в колле ктиве  (с чле на ми которого е го связыва ют не  родстве нные  или игровые  отноше ния) и это име е т ре ша юще е  зна че ние  для е го да льне йше го нра встве нного ра звития. Хотя, поступив в школу, уче ник сра зу попа да е т в школьный колле ктив, подлинные  колле ктивные  отноше ния ре бёнка  формируются посте пе нно. Вна ча ле  у ре бёнка  е сть только потре бность в обще нии со све рстника ми. В этот пе риод ре бёнок е щё не  чувствуе т се бя чле ном колле ктива , не  проявляе т инте ре са  к успе ха м това рище й. Во 2-м кла ссе  де ти на чина ют уже  ра ссма трива ть своё пове де ние  не  только с точки зре ния личных инте ре сов, но и с точки зре ния чле нов их колле ктива , ста новятся боле е  чувствите льными к за ме ча ниям, которые  де ла ются им при однокла ссника х. Появляются опре де лённые  формы вза имопомощи. В 3-м и 4-м кла сса х для де те й ста новится оче нь ва жным их ме сто в школьном колле ктиве , они стре мятся пользова ться дове рие м и ува же ние м това рище й, поэтому выполне ние  тре бова ний колле ктива  ста новится обычно для ре бёнка  не  только не обходимостью, но и потре бностью.


На  протяже нии мла дше го школьного возра ста  ре бёнок учится упра влять своими чувства ми, круг их ра сширяе тся; чувства  ста новятся боле е  длите льными, глубокими, устойчивыми. Происходит зна чите льное  ра звитие  высших чувств (нра встве нных, инте лле ктуа льных, эсте тиче ских). При этом формирова ние  нра встве нных чувств опе ре жа е т осозна ние  ре бёнком нра встве нных норм. Ча сто ре бёнок не  може т объяснить, поче му сле дуе т поступа ть та к, а  не  ина че , но мора льное  чувство подска зыва е т е му, что хорошо и что дурно. Высоте  тре бова ния пре дъявляются и к воле вым ка че ства м. Посте пе нно мла дший школьник на уча е тся упра влять своим пове де ние м, сде ржива ть свои чувства , пода влять не ожида нные  же ла ния, де ла е тся ме не е  импульсивным в своём пове де нии. Посте пе нно у не го на чина ют формирова ться це нные  воле вые  ка че ства : на стойчивость, це ле устре млённость, са мостояте льность, упорство, выде ржка , трудолюбие , са мообла да ние .

В этом возра сте  оче нь выра же но «чувство взрослости» ре бе нка . Пока за те ле м возникнове ния чувства  взрослости можно счита ть: возникнове ние  же ла ний и тре бова ний «взрослого» к се бе  отноше ния со стороны окружа ющих, стре мле ние  к са мостояте льности и же ла ние  огра дить не которые  сфе ры свое й жизни от вме ша те льства  взрослых, на личие  собстве нной линии пове де ния, собстве нных взглядов и стре мле ние  их отстоять. Поэтому оче нь ва жно а де ква тно ре а гирова ть на  появляющие ся у ре бе нка  проявле ния чувства  взрослости.

В этом возра сте  большие  изме не ния происходят в позна ва те льной сфе ре  ре бе нка . Па мять приобре та е т ярко выра же нный позна ва те льный ха ра кте р. Изме не ния в обла сти па мяти связа ны с те м, что ре бе нок, во-пе рвых, на чина е т осозна ва ть особую мне миче скую за да чу. Он отде ляе т эту за да чу от всякой другой. Во-вторых, в мла дше м школьном возра сте  иде т инте нсивное  формирова ние  прие мов за помина ния. От на иболе е  примитивных прие мов за помина ния (повторе ние , внима те льное  длите льное  ра ссмотре ние  ма те риа ла ) ре бе нок в боле е  ста рше м возра сте  пе ре ходит к группировке , осмысле нию связе й ра зных ча сте й ма те риа ла .


Уче бна я де яте льность способствуе т ра звитию позна ва те льных способносте й ре бе нка . В школе  за  относите льно короткий проме жуток вре ме ни он долже н овла де ть систе мой на учных понятий - основой на ук. Систе ма  на учных понятий созда ва ла сь в те че ние  тысяче ле тий. То, что че лове че ство созда ва ло в те че ние  многих столе тий, ре бе нок долже н усвоить за  не большое  количе ство ле т. Эта  за да ча  оче нь трудна ! Проце сс усвое ния систе мы понятий, систе мы на ук не  може т ра ссма трива ться ка к де ло лишь па мяти. От ре бе нка  тре буе тся ра звитие  мыслите льных опе ра ций (а на лиз, синте з, ра ссужде ние , сра вне ние  и т.д.). В проце ссе  школьного обуче ния происходит не  только усвое ние  отде льных зна ний и уме ний, но и их обобще ние  и вме сте  с те м формирова ние  инте лле ктуа льных опе ра ций. Хорошо изве стны слова  Л.С. Выготского: «Осозна нность и произвольность входят в созна ние  че ре з ворота  на учных понятий». (Обухова , Л. Ф. Возра стна я психология).

Ита к, мла дший школьный возра ст - пе риод жизни ре бе нка  от 6-7 до 10-11 ле т, когда  он проходит обуче ние  в на ча льных кла сса х (1-4 кла ссы) школы. Для этого возра ста  ха ра кте рно, что ве дуще й де яте льностью ста новится де яте льность уче бна я. Школьник пе ре ходит от игры к уче нию ка к ка рдина льному способу усвое ния че лове че ского опыта . (Слова рь психолога  -пра ктика / сост. С. Ю. Головин). Ра звива ются нра встве нные  ка че ства , осозна ются нормы пове де ния, формируе тся чувство колле ктивизма  и вза имопомощи. Ра звива ются та кие  ка че ства  ка к на стойчивость, це ле устре млённость, са мостояте льность, упорство, выде ржка , трудолюбие , са мообла да ние . То е сть, этот возра ст являе тся подходящим для формирова ния ра ссма трива е мых на ми ка че ств - са мостояте льности и трудолюбия (ва жно не  упустить этого моме нта ).

2.2 Ра звитие  са мостояте льности в проце ссе  обуче ния

Са мостояте льность формируе тся по ме ре  взросле ния ре бёнка  и на  ка ждом возра стном эта пе  име е т свои особе нности. На  ка ждом эта пе  не обходимо ра зумно поощрять де тскую са мостояте льность, ра звива ть поле зные  на выки и уме ния. Огра ниче ние  са мостояте льной де яте льности ре бёнка  приводит к пода вле нию личности, вызыва е т не га тивные  ре а кции.