Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Понятие и сущность бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика бухгалтерского и налогового учета
Понятие и сущность бухгалтерского учета
1.2. Понятие и сущность налогового учета
2.Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом
2.1 Признание доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете: различия и особенности
2.2 Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия.
2.3 Различия между бухгалтерским и налоговым учетом при создании резервов.
2. Перечень доходов, которые не признаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, будет обширнее, чем перечень доходов, которые не признаются в бухгалтерском учете.
Например, согласно п.п. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ доходом не является поступление в виде имущества, имеющего денежную оценку, которое получено в виде взноса (вклада) в уставный капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены над номинальной стоимостью (первоначальным размером)). При этом в бухгалтерском учете по данному виду поступлений нет указаний о том, что их не следует учитывать [37, c. 47].
3. Дата признания доходов в целях бухгалтерского учета может отличаться от даты признания в целях налогового учета.
Организации могут вести учет доходов в отдельных случаях не только методом начисления, но и кассовым методом. Бухгалтерский учет, в основном, организации могут вести только методом начисления, кроме субъектов малого предпринимательства. При этом в налоговом учете подобных ограничений нет: налоговый учет доходов можно вести как кассовым методом, так и методом начисления. Основываясь на подобных различиях, можно полагать, что доходы в двух учетах могут признаваться разными методами ,тогда даты признания доходов будут отличаться [37, с. 46].
Различия в признании расходов в бухгалтерском и налоговом учете.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99) [12, с. 306].
Не признается расходами организации выбытие активов (п. 3 ПБУ 10/99):
- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т п.);
- вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т п.;
- в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в погашение кредитов, займов, полученных организацией [12, с. 307].
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В виде обоснованных расходов выступают экономически оправданные затраты, оценка которых выражается в денежной форме. Расходами признаются любые затраты в том случае, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Существует ряд условий, при выполнении которых расход может быть признан в налоговом учете:
- затраты обоснованы (экономически оправданны);
- затраты документально подтверждены;
- затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [12, с. 307].
В бухгалтерском учете расходы признаются при наличии условий, приведенных в п. 16 ПБУ 10/99:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- есть уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива [12, с. 308].
При неисполнении хотя бы одного из условий, приведенных выше, в отношении любых расходов, осуществленных организацией, в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
На основании приведенных различий, можно сделать вывод, что в большинстве случаев, на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадают.
Однако расходы в бухгалтерском и налоговом учете будут иметь между собой ряд различий. Например, в налоговом учете признаются не все расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете.
Существует еще несколько различий в отношении признания расходов между бухгалтерским и налоговым учетом.
Определенная часть расходов, учитываемых в бухгалтерском учете, в целях налогообложения прибыли не учитываются. В ст. 270 НК РФ представлен перечень расходов, которые не учитываются в целях налогового учета. Например, расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет; в виде отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов цен и т. д. [12, с. 357] При этом в бухгалтерском учете расходы из приведенного перечня учитываться будут.
В налоговом учете существует категория расходов, которые являются нормируемыми, бухгалтерский же учет не предусматривает таких ограничений. Например, расходы на капитальные вложения для целей налогообложения прибыли являются нормируемыми (п.9 ст.258 НК РФ) [12, с. 360]. Однако в бухгалтерском учете организация может принять к учету всю сумму расходов на капитальные вложения в составе расходов.
В налоговом и бухгалтерском учете момент признания расходов может отличаться, даже в том случае, если расходы будут выражены в одинаковой сумме. Момент признания расходов в налоговом учете при методе начисления (ст. 272 НК РФ) и при кассовом методе (в ст. 273 НК РФ) различается. Например, при учете курсовых разниц могут возникнуть расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.
Также существуют различия в трактовках прямых и косвенных расходов в налоговом и бухгалтерском учете. Классификация прямых и косвенных налогов в налоговом учете представлена ст.318 НК РФ.
К прямым расходам в налоговом учете можно отнести, например, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг и другие расходы. К косвенным расходам в налоговом учете относят все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода [12, с. 311].
В бухгалтерском учете подобного деления расходов нет. Эти различия могут привести к расхождениям между налоговым и бухгалтерским учетом.
2.2 Амортизация в бухгалтерском и налоговом учете: различия.
Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- списание стоимости пропорционально объему продукции или работ [11, с. 15].
Способы начисления амортизации в налоговом учете:
- линейный;
- нелинейный [11, с. 16].
Если при ведении бухгалтерского и налогового учет выбрать разные способы начисления амортизация, то возникнет разница.
Момент начисления амортизации в бухгалтерском учете:
-Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту на момент принятия объекта к бухгалтерскому учету [11, с. 15].
Момент начисления амортизации в налоговом учете:
-Организации обязаны применять тот метод начисления амортизации, который был прописан в учетной политике организации в отношении всех объектов амортизируемого имущества, за исключением тех объектов, по которым амортизация может начисляться исключительно линейным методом [11, с. 16].
В некоторых случаях в бухгалтерском и налоговом учете возможны расхождения в моменте начисления амортизации.
Срок полезного использования основных средств в бухгалтерском учете:
-Срок полезного использования основного средства организация вправе определять самостоятельно, учитывая при этом ряд особенностей, например, ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью [11, с. 17].
Срок полезного использования основных средств в налоговом учете:
-В основном амортизация определяется согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы [11, c. 18].
Для сближения налогового и бухгалтерского учета организация может установить одинаковые сроки полезного использования основных средств, основываясь на данных Классификации основных средств в обоих учетах. В других случаях возможны расхождения.
Помимо всего перечисленного, различия между двумя рассматриваемыми видами учета могут возникнуть при применении повышающих коэффициентов, при установлении лимита отнесения объектов к основным средствам. Также в налоговом учете существует такое понятие как «амортизационная премия», которое подразумевает под собой право налогоплательщика списать единовременно часть стоимости в затраты (п.9 ст.258 НК РФ). В бухгалтерском же учете такой возможности не предусматривается [11, с. 19].
2.3 Различия между бухгалтерским и налоговым учетом при создании резервов.
Расхождения при создании резервов могут возникнуть в двух случаях:
- При создании резерва на оплату отпусков. Порядок создания резерва в налоговом учете для бухгалтерского учета применяться не может. Порядок создания резерва на оплату отпусков в налоговом учете прописан в ст. 324.1 НК РФ. В соответствие с данным документом, резерв на оплату отпусков в налоговом учете создается исключительно под отпуска отчетного года и практически никогда не имеет остатка на конец года. Это существенно отличается от бухгалтерского учета [33, с. 571].
- При создании резерва по сомнительным долгам. При возникновении просроченной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете, организация в обязательном порядке должна создать резерв по сомнительным долгам. В налоговом учете при возникновении такой ситуации, организация самостоятельно принимает решение создавать такой резерв или нет. Также в учетах различаются методы формирования резерва. Исходя из этого, можно сделать вывод, что расхождения будут в любом случае [31, с. 168].
Основные отличия резерва на оплату отпусков в бухгалтерском и налоговом учете.
Налоговый учет:
- Организация создает отпускной резерв в начале отчетного года. Цель создания резерва– включение расходов на отпуска в состав расходов на выплату зарплаты;
- Процесс создания резерва на оплату отпусков регламентируется Налоговым Кодексом РФ;
- Сформировать резерв на оплату отпусков имеет право юридическое лицо, выступающее плательщиком налога на прибыль [33, с. 572].
Бухгалтерский учет:
- Дата создания резерва на оплату отпусков должна соответствовать дате издания соответствующего приказа по предприятию для отражения в отчетности;
- Организация самостоятельно определяет порядок создания резерва на оплату отпусков;
- Формирование резерва на оплату отпусков является обязательным для всех организаций, за исключением тех организация, которые используют упрощенную систему налогообложения [33, с. 572].
При формировании резерва организация может выбрать одну из перечисленных отчетных дат:
- на последнее число каждого месяца;
- на последнее число каждого квартала;
- на 31 декабря каждого года.
В бухгалтерском учёте начисление резерва отражается следующей проводкой:
- Дебет 20 (08, 23, 26 ,44) Кредит 96.
Затем при начислении отпускных, компенсаций за неиспользованные дни отпуска, а также страховых взносов, исчисленных с этих выплат, делаются следующие записи:
- Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 70 – начислены отпускные, компенсация за неиспользованный отпуск за счет резерва;
- Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69- начислены страховые взносы на сумму отпускных за счет резерва [33, с. 572].
В том случае, если созданного резерва недостаточно, отпускные (компенсация) начисляются в дебет счёта учёта затрат 20 (08, 23, 26, 44).
Организация самостоятельно разрабатывает порядок расчета величины резерва на оплату отпусков и закрепляет его в учетной политике [33, с. 573].
Перед проведением расчета величины резерва необходимо распределить по группам всех сотрудников организации и выбрать один из способов расчета резерва. Группы определяются на основании счета, по дебету которого будет начисляться зарплата данным сотрудникам (20,26,44 и т.д.) [33, с. 573].
1 способ: Взять в расчет средний дневной заработок работников.
Для этого необходимо рассчитать следующие показатели:
- количество дней отпуска сотрудника;
- совокупное количество дней отпуска по каждой группе;
- средний дневной заработок по каждой группе;
- сумму резерва по каждой группе.