Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Понятие и сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 способ: Взять в расчет долю расходов на оплату отпусков сотрудников каждой группы по отношению к общей сумме расходов на оплату труда этой же группы.
Для этого необходимо сделать следующее:

  1. на 31 декабря предыдущего года определить норматив отчислений в резерв;
  2. на каждую отчетную дату текущего года рассчитать сумму резерва.

В налоговом учете создание резерва не является обязательным для организации. Однако если организация создает резерв на оплату отпусков, то она должна обязательно отразить это в учетной политике. Порядок создания резерва прописан в ст. 324.1 НК РФ. Первым делом необходимо предполагаемую сумму расходов на оплату отпусков на год на 1 января текущего года, включив в нее при этом сумму страховых взносов, которые начисляют на отпускные, и предполагаемую сумму расходов на оплату труда за год, включая сумму страховых взносов [33, с. 573]. После этого необходимо сделать расчет предельной суммы отчислений и ежемесячного процента отчислений в резерв.

Для ведения учета резерва на оплату отпусков организация должна использовать специальный регистр, разработанный самостоятельно. Сумму ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков необходимо включать в расходы на оплату труда на последнее число каждого месяца до того момента, как эти суммы станут равны. Фактические затраты на оплату отпусков в течение года отдельно в расходах не признают. Компенсации за неиспользованные отпуска признают в расходах на оплату труда, а не списываются за счет резерва. На конец текущего года, на 31 декабря проводится инвентаризация резерва [33, с. 574].

При превышении суммы резерва над суммой фактических расходов на оплату отпусков за год и остатка резерва, переносимого на следующий год, полученная разница включается во внереализационные доходы (п. 7 ст. 250, п. п. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ).

Если же сумма фактических расходов на оплату отпусков за год и остатка резерва, переносимого на следующий год превышает сумму резерва, то разница учитывается в составе затрат на оплату труда (п. п. 3, 4 ст. 324.1 НК РФ). Данную процедуру необходимо сделать на 31 декабря [33, с. 574].

Также организация может принять решение, что не будет создавать резерв в следующем году. Тогда, при превышении фактических затрат на отпуска над суммой резерва, разница между этими суммами включается в расходы на оплату труда на 31 декабря текущего года. Если наоборот, то разница между этими суммами включается во внереализационные доходы на 31 декабря текущего года.


При создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю (включая НДС). Решение о создании резерва по сомнительным долгам отражается в учетной политике организации и оформляется в приказе руководителя для целей налогообложения [31, с. 170].

Основные отличия резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете.

Сомнительный долг в налоговом учете - любая просроченная задолженность (кроме долгов, образовавшихся в связи с невыплатой процентов) с учетом возникновения. Сомнительный долг в бухгалтерском учете - просроченная дебиторская задолженность за ранее отгруженные товары (работы, услуги) [31, с. 171].

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам создается только через определенное количество дней после нарушения дебитором установленного для исполнения своего обязательства срока. В бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам создается на основании не погашенной в договорной срок дебиторской задолженности [31, с. 172].

В налоговом учете организация имеет право создать резерв только на основании данных инвентаризации, которая проведена на конец текущего отчетного (налогового) периода. В бухгалтерском учете организация имеет право создать резерв по сомнительным долгам сразу после окончания проведения инвентаризации [31, с. 172].

В налоговом учете величина резерва определяется на основании срока существования сомнительной задолженности и величины выручки отчетного (налогового) периода. В бухгалтерском учете резерв создается на полную сумму сомнительного долга [31, с. 174].

Изучив аспекты, в которых существуют расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом можно сделать вывод, что у данных учетных систем есть и сходства и различия. Однако различий существенно больше, особенно это касается целей и принципов.

3. Методы сближения налогового и бухгалтерского учета

В современных условиях проблема сближения налогового и бухгалтерского учета является крайне актуальной. Параллельное ведение двух видов учета осложняет работу с расчетами налогов и корректным осуществлением бухгалтерского учета. В связи с этим следует рассмотреть перечень методов для уменьшения расхождений между налоговым и бухгалтерским учетом:


1. Установить одинаковые принципы начисления амортизации основных средств, как для налогового, так и для бухгалтерского учета.

Данный метод является самым распространенным для целей сближения двух учетов. В налоговом учете организация выбирает один из двух способов начисления амортизации: линейный, либо нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). В бухгалтерском же учете выбрать можно из четырех способов: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ (п. 18 ПБУ 6/01)[7].

Однако для целей сближения бухгалтерского и налогового учета рекомендуется выбрать именно линейный способ начисления амортизации, при котором не будет расхождении в суммах начисленной амортизации, но при условии, что и в налоговом и в бухгалтерском учете определен одинаковый срок полезного использования основного средства и совпадает его первоначальная стоимость [37, с. 43].

При этом у линейного способа амортизации есть ряд недостатков. Применение этого способа не дает возможность организации сэкономить на налоге на имущество в начале эксплуатации объекта, так как для получения экономии необходимо, чтобы объекты основных средств амортизировались быстрее. Для оптимизации платежей по этому налогу линейный способ - не лучший выбор. Также, использование линейного способа не позволяет списать большую часть стоимости основного средства в кратчайшие сроки, что могло бы снизить налог на прибыль. Но если организация преследует цель сближения налогового и бухгалтерского учета, то ей придется смириться с данными недостатками.

2. Установить одинаковые способы определения стоимости сырья, материалов, товаров для обоих видов учета.

Выбор одинаковых методов оценки товаров и материалов также является эффективным способом для сближения налогового и бухгалтерского учета. В налоговом учете выбрать можно из четырех методов: ФИФО, ЛИФО, оценка по стоимости каждой единицы и оценка по средней стоимости (п. 8 ст. 254 НК РФ). В бухгалтерском учете таких методов три: ФИФО, оценка по стоимости каждой единицы и оценка по средней стоимости (п. 16 ПБУ 5/01)[8]. Из этого следует, что организация может применять в обоих видах учета любой из трех повторяющихся указанных методов [37, с. 43].

При этом организация может применять разные методы оценки относительно разных групп сырья и материалов. Содержание методов оценки сырья и материалов раскрывается в гл.25 НК РФ. В ПБУ 5/01 указано, что выбранный способ применяется к группе (виду) материально-производственных запасов, следовательно, может не распространяться на все ТМЦ, используемые организацией. Также стоит отметить, что для сближения налогового и бухгалтерского учета следует применять одинаковые принципы формирования стоимости приобретения ТМЦ [37, с. 44].


При использовании данного метода сближения учетов организации следует учитывать сырье и материалы по фактическим ценам, с учетом всех расходов, связанных с их приобретением.

3. Применять кассовый метод признания доходов и расходов и для налогового, и для бухгалтерского учета, либо не применять его ни в том, ни в другом учете.

Логично полагать, что для сближения обоих учетов необходимо применять одинаковый метод признания доходов и расходов. Выбрать можно либо кассовый метод, либо метод начисления. При использовании кассового метода организация признает доходы в том же периоде, в котором и получила оплату от покупателей и заказчиков, а расходы учитывает после их фактической оплаты. Кассовый метод можно применять в обоих видах учета.

Однако не все могут применять данный метод. В налоговом учете кассовый метод имеют право использовать только организации с выручкой не более 1 млн. руб. в среднем за каждый из предыдущих четырех кварталов (п. 1 ст. 273 НК РФ). В бухгалтерском учете данный метод могут применять только субъекты малого предпринимательства (кроме социально ориентированных некоммерческих организаций и эмитентов, публично размещаемых ценных бумаг,что указывается в п. 12 ПБУ 9/99[9] и п. 18 ПБУ 10/99[10].Также, кассовый метод не имеют права применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации [37, с. 45].

Следовательно, не у всех организаций есть возможность одновременно использовать кассовый метод в обоих видах учета. Небольшим организациям, с большими объемами выручки не стоит использовать кассовый метод в бухгалтерском учете во избежание расхождений с данными налогового учета.

4. Установить в налоговом учете в качестве прямых расходов те, которые в бухгалтерском учете отражаются на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

В налоговом учете все расходы организации за текущий период делятся на прямые и косвенные расходы. Косвенные расходы могут признаваться в месяце их совершения, а прямые расходы признаются по мере реализации продукции, товаров, работ, услуг, к в стоимости которых они учитываются [37, с. 45].

В бухгалтерском учете расходы делятся на расходы основного и вспомогательного производства, общепроизводственные и общехозяйственные. Для сближения учетов организация может включить в состав прямых расходов налогового учета затраты, которые в бухгалтерском учете отражаются на счетах 20 и 23. При использовании такого метода фактическая производственная себестоимость в бухгалтерском учете будет равна сумме прямых расходов в налоговом учете, себестоимость продукции будет одинакова, а расхождения в оценке затрат на незавершенное производство будут минимальными [37, с. 45].


Однако при использовании приведенного способа возникнет необходимость значительно расширить перечень прямых расходов в налоговом учете, что приведет к увеличению налога на прибыль, так как часть этих расходов относится к незавершенному производству и может быть списана только по мере реализации продукции, товаров, работ, услуг, в стоимости которых она учитывается.

Организациям, деятельность которых предусматривает продолжительный процесс изготовления и реализации продукции, нецелесообразно расширять перечень прямых расходов. Для таких организаций рационально включать в состав прямых расходов только те затраты, которые напрямую относятся к процессу создания продукции.

Тем не менее, необходимо знать меру и не стоит включать как можно больше расходов в состав косвенных. При несоблюдении этих норм существует риск перерасчета налога на прибыль, начисления пеней и штрафа.

5. Не применять в налоговом учете начисление амортизационной премии.

В налоговом учете существует такое понятие, как «амортизационная премия». Порядок ее применения прописан в п. 9 ст. 258 НК РФ. При использовании такой премии организация может единовременно включить в расходы 10% от первоначальной стоимости приобретенных основных средств, а по объектам ОС, относящимся к третьей — седьмой амортизационным группам, — 30% от их стоимости.

Однако использование амортизационной премии является хорошим способом оптимизации налогового учета для организации, позволяющим уменьшить сумму налога на прибыль. Поэтому отказываться от такой, своего рода, льготы стоит только тем организациям, у которых основные средства не составляют значительную часть активов. Крупным промышленным предприятиям с существенной долей основных средств в активах следует отказываться от амортизационной премии только в том случае, если предприятие считается убыточным и не планирует увеличивать сумму налогового убытка [37, с. 46 ].

Также, стоит обратить внимание на то, что использовать амортизационную премию или нет - право налогоплательщика. Из этого следует, что организация вправе применять эту премию выборочно, например, только относительно конкретной амортизационной группы.

6. Не проводить переоценку основных средств в бухгалтерском учете.

Организации проводят переоценку основных средств для разных целей, например, для улучшения показателей финансовой отчетности, либо для контроля размера чистых активов организации по сравнению с величиной ее уставного капитала.