Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет» (Бизнес-процессы в современных организациях).pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов
1.1 Бизнес-процессы в современных организациях
1.2 Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы
2 Методологический анализ предметной области и постановка задачи
2.1. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
2.3 Постановка задачи моделирования бизнес-процесса складского
3 Моделирование бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто
3.1 Выбор инструментального средства для моделирования бизнеспроцесса
3.2 Построение моделей бизнес-процессов складского учета и его
экспериментальные исследования
3.2.1 Моделирование бизнес - процессов приема товара на складе торговой компании
3.2.2 Моделирование бизнес – процессов комплектации и отгрузки
3.2.3 Моделирование бизнес-процессов контроля и инвентаризации запасов на складе компании
3.3 Экономическое обоснование и рекомендации по
совершенствованию деятельности и расчёт экономического эффекта
Введение
В современной экономике движущей силой инновационных преобразований в торговых предприятиях все чаще выступает процесс оптимизации бизнеспроцессов, который создает все необходимые предпосылки для эффективности управления торговым предприятием путем всеохватывающего и постоянного применения инновационных технологий менеджмента, маркетинга и информационных технологий. Данный механизм актуальный для любой сферы функционирования предприятия, но в последнее время начинает использоваться в логистике. Оптимизация логистических бизнес-процессов предусматривает применение подхода системной интеграции, который наиболее целесообразно реализовать путем использования моделирования бизнес-процессов, ведь это разрешит одновременно усовершенствовать такие подсистемы как поставку, производство, сбыт, транспортировка и складирование. В свою очередь, это создает условия для повышения надежности логистической системы предприятия в целом благодаря более надежного функционирования отдельных ее логистических бизнес-процессов, обеспечивая достижение синергетического эффекта.
Но основным преимуществом относительно использования моделирования логистических бизнес-процессов является возможность их самоусовершенствования и развития, ведь моделирование бизнес-процессов – это всегда инновационный процесс, способный радикально повысить эффективность управления бизнес-процессами.
Таким образом, можно утверждать, то тема выпускной квалификационной работы – Совершенствование бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто является актуальной.
Исходя из подтвержденной актуальности темы работы, сформулируем цель работы, которая заключается в оптимизации бизнес – процесса складского учета торговой компании Арсенал Авто.
Объектом в данной работе является исследование логистического бизнеспроцесса складского учета торгового предприятия.
Предметом исследования является построение модели бизнес-процесса складского учета торгового предприятия Арсенал Авто.
Для достижения цели работы сформулируем задачи работы:
- рассмотреть и теоретически обобщить понятие бизнес – процессов в современном торговом предприятии, выделить особенности логистических процессов, протекающих в торговых компаниях;
- раскрыть понятие и сущность моделирования бизнес-процессов, выделить этапы моделирования бизнес-процессов;
- провести анализ и дать экономическую характеристику деятельности торговой компании Арсенал Авто;
- выделить основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и подходы к его решению по результатам анализа лучших мировых практик;
- выполнить моделирование бизнес – процесса складского учета компании
Арсенал Авто;
- исследовать новую модель учета и оценить ее эффективность.
Теоретической базой выполнения выпускной квалификационной работы являются работы отечественных и зарубежных специалистов по менеджменту и стратегическому управлению А. Виханского, М. Мескона, Г. Альберта,
Ф. Хедоури, Р. Дафта, специалистов по логистике - Г. Азаренкова, В. Николайчука,
М. Окландера, Б. Аникина, Д. Бауерсокса, Й. Беккер,а А. Гаджинского, Л. Миротина, А. Некрасова, Д. Стока, Дж. Хескетта. В области управления изменениями и методологической базы управления реинжинирингом бизнес - процессов основными работами являются работы таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, P. Акофф, А. Ван Де Вен, Рамперсад Х., Фламгольц Э., И. Адизес, Е.
Хьюз, М. Хаммер.
В работе используются такие исследовательские приемы и методы как:
абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция - для идентификации проблемной области исследования, выделение элементов механизма осуществления логистической деятельности, логистических подходов и обеспечения их согласованности. Применяются специализированные методы моделирования бизнес – процессов в актуальных на сегодняшний день стандартах. В качестве информационного и программного обеспечения, которое используется в работе применяется пакет Aris Expres, который позволяет проводить моделирование, анализ, описание и последующую оптимизацию бизнес-процессов. Использование данной программы также позволяет создавать графические модели бизнес-процессов для визуализации существующих моделей организации бизнеса в торговой компании и осуществлять их оптимизацию (реинжиниринг).
Практическая значимость работы заключается в систематизации знаний относительно оптимизации логистических бизнес-процессов торговой компании, а также возможности непосредственного использования полученных результатов в процессе логистического управления конкретным торговым предприятием Арсенал Авто.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, библиографии.
В первой главе осуществляется теоретическое обобщение понятия бизнес – процесс и особенностей логистических процессов в современной торговой компании.
Во второй главе приводится методологическая база исследования, выделяются основные проблемы организации складского учета.
В третьей главе строятся усовершенствованные бизнес – процессы, оценивается их эффективность, дается оценка экономической эффективности внедрения предложенных рекомендаций в практику деятельности торговой компании Арсенал Авто
1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов
1.1 Бизнес-процессы в современных организациях
Анализ литературных источников свидетельствует, что наиболее распространеное понятие бизнес-процесс (БП) приведен в работах [1, 2]: "Процесс - это устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая соответствует определенной технологии трансформирует входы в выходы, которые имеют ценность для потребителя". Он, как отмечается в работе [2], является отображением стандарта ИСА 9000:2000 и имеет довольно общее понятие.
Вместе с тем самое понятие технологии имеет расхождение с понятием оператора системы, которое, например, используется в системном анализе. Таким образом, применение системного подхода относительно определения системы БП приводит к необходимости более детального толкования БП как продукта самой организации и как объекта управления с точки зрения типов трансформаций и видов ресурсов, которые в них используются для получения результата БП. Для управления процессом или БП нужно определить цель, руководителя согласно стандарта БП, ресурсы, входы, которые превращаются в выходы, и информационные потоки. Таким образом, получим общую схему управления процессом, которая приведена на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Концептуальная схема управления бизнес – процессом
Характерной особенностью этого изображения есть то, что фактически процесс представляет "черный" ящик, который использует входы, выходы, ресурсы, обратную связь с клиентами процесса и его владельцем, который выполняет функции управления. На схеме (рис. 1.1) есть потоки продуктов и ресурсов, информации и управленческих решений, таким образом, бизнес - процесс включает потоки, которые фактически отделяют, управленческие решения от основных процессов для получения продукта как результата деятельности предприятия. Также она иллюстрирует взаимосвязь горизонтальных и вертикальных потоков, которые "пронизывают" его организационную структуру. Процессы могут быть выделены как в подразделениях, так и в пределах всего предприятия.
Далее в соответствии с объектом и предметом исследования рассмотрим особенности логистических бизнес-процессов торговой компании. До недавнего времени ни одна из областей менеджмента, не занималась детальным изучением процесса управления движением товаров и материалов. Считалось, что изучение этих процессов в рамках отдельной дисциплины не является целесообразным, поскольку некоторые участки движения товарно-материальных ценностей изучались в общем менеджменте или менеджменте организаций - это, например, управление запасами и складами [3, 4, 5].
Тем не менее, уже в 60-70 - х годах XX ст. в экономически развитых странах широкое использование получила наука логистика, основным предметом которой есть в самый раз управления материальными и связанными с ними информационными потоками с целью сокращения затрат производства и обращения. В настоящее время логистику начали выделять в отдельный предмет, а также в отдельный вид деятельности.
Логистика изучает также:
- операции, связанные с оформлением заказа;
- операции, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием;
- определение оптимальных транспортных маршрутов, мест хранения материальных средств, размера запасов;
- операции по организации производственного процесса.
Использование логистических подходов в управлении дало возможность поиска и использование новых производственных и экономических резервов, связанных с сокращением срока прохождения материального потока по маршруту от производителя до потребителя, уменьшением затрат на их складирование и транспортировку, а также со снижением уровня себестоимости продукции и комплексным улучшениям качества производства и обращения товаров.
Обеспечивая чрезвычайно широкий спектр работ, логистика объединяет в себе достижение других научных дисциплин: менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, математического моделирования, экономического анализа, контроллинга. Поэтому, логистику можно рассмотреть как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Логистика на предприятии реализуется через последовательное применение процессов (бизнес – процессов) логистики.
Все программы оптимизации логистических бизнес-процессов объединяют три общие свойства.
Во-первых, цель заключается в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассмотренной деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа.
Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта.
В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести декомпозицию соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо рассчитать оценку эффективности и затрат по видам деятельности. Также оптимизация логистических бизнес-процессов предполагает постоянную работу над повышением их качества [3, 4, 6].
Логистический бизнес-процесс – взаимосвязанная совокупность операций и функций, которые переводят ресурсы предприятия (при управлении товарными и сопутствующими потоками) в результат, задающийся логистической стратегией компании [4, 7]. То есть логистические бизнес-процессы - это процессы, которые сосредоточены на планировании движения материалов, закупки, производства и поставки товаров потребителям. Учитывая то, что объектом логистического управления являются потоки, поточные процессы, любые процессы, которые связаны с перемещением чего-нибудь, управление логистическими бизнеспроцессами можно определить как интегрированное управление бизнеспроцессами по продвижению продукции и сопутствующих потоков от источника их возникновения к конечному потребителю с целью достижения максимальной эффективности деятельности предприятия [7].
Существенное значение для эффективного управления преобразованиями с помощью реинжиниринга логистических бизнес-процессов сыграют планирование руководством, предпочтения руководства, опыт управления, готовность и способность управлять финансовыми ресурсами.
Для разработки гибких логистических систем в компаниях, которые оперативно будут реагировать на изменение рыночных условий, будут управлять партнерскими отношениями с поставщиками, чтобы достичь быстрого реагирования на требования потребителя и обеспечить беспрерывное улучшение продукции, важным является проведение реинжиниринга по каждому ключевому процессу:
- закупок и хранения товаров (со всеми сопутствующими процессами);
- транспортировки;
- распределения;
- организации логистического сервиса.
Отличия между традиционным усовершенствованием и реинжинирингом логистических бизнес-процессов современного предприятия представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика усовершенствования и
реинжиниринга логистических бизнес-процессов [8]