Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет» (Бизнес-процессы в современных организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессов

1.1 Бизнес-процессы в современных организациях

1.2 Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы

моделирования бизнес-процесса

1.3 Экономическая характеристика деятельности Арсенал Авто. Анализ бизнес-процессов предприятия Арсенал Авто

2 Методологический анализ предметной области и постановка задачи

2.1. Оценка бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто

2.2 Основные проблемы складского учета компании Арсенал Авто и подходы к их решению в мировой практике

2.3 Постановка задачи моделирования бизнес-процесса складского

учета компании Арсенал Авто

3 Моделирование бизнес-процесса складского учета компании Арсенал Авто

3.1 Выбор инструментального средства для моделирования бизнеспроцесса

3.2 Построение моделей бизнес-процессов складского учета и его

экспериментальные исследования

3.2.1 Моделирование бизнес - процессов приема товара на складе торговой компании

3.2.2 Моделирование бизнес – процессов комплектации и отгрузки

товара торговой компанией

3.2.3 Моделирование бизнес-процессов контроля и инвентаризации запасов на складе компании

3.3 Экономическое обоснование и рекомендации по

совершенствованию деятельности и расчёт экономического эффекта

Заключение

Библиография

Параметры

Усовершенствование

Реинжиниринг

Уровень изменений

Постепенный

Радикальный

Начальная точка

Существующий процесс

«Чистая доска»

Частота изменений

Непрерывно/периодично

Единоразово

Длительность изменений

Краткая

Длительная

Направление изменений

Снизу-вверх

Сверху-вниз

Охват

Функциональный подход

Процессный подход

Основные способы

Стратегическое управление

Информационные технологии

Для того, чтобы определить логистический процесс, требующий реинжиниринга, необходимо ввести понятие его качества. Если логистический процесс не соответствует заданному уровню качества – его нужно изменять.

Качественный подход в вопросах логистического управления предприятия должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек. Качество - понятие субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке логистического процесса.

Для измерения качества логистического процесса используется ряд методов, присущих квалиметрии. К основным методам измерения качества относятся: - статистические методы; - экспертные методы.

К показателям качества логистического процесса следует отнести несколько групп:

  • показатели результативности выполнения процесса в составе частных показателей (точность процесса, возможности процесса (показатель стабильности); надежность процесса; производительность процесса; гармоничность процесса; управляемость процесса; безопасность процесса; эргономичность процесса; экологичность процесса). Степень соответствия фактических показателей процесса плановым (установленным) с учетом фактора риска несоответствия может быть принята как оценка результативности выполнения процесса.
  • показатели результативности управления процессом. Для логистических процессов, находящихся под управлением системы менеджмента качества, должны быть сформулированы цели в области качества. Данные цели должны соотноситься с политикой в области качества и как минимум ставить задачи повышения результативности. Степень улучшения показателя качества процесса (например, из перечисленных выше показателей) – показатель результативности управления процессом.

– показатели эффективности процесса. Показатели эффективности процесса отражают его «коэффициент полезного действия». Именно прямые показатели эффективности процессов могут дать наиболее ценную фактическую основу для принятия управленческих решений высшим руководством.

Рассмотренные выше группы показателей качества процесса определяют три уровня управления процессом:

  • управление результативностью выполнения процесса;
  • управление результативностью управления процессом; - управление эффективностью процесса.

Цели процесса структурируются в соответствии с данными уровнями управления. Выполнение целей имеет определенную последовательность (рис. 1.2): в первую очередь необходимо обеспечить результативность выполнения процесса, на следующем этапе – обеспечить результативность управления процессом, только после этого можно говорить об эффективности. Но это справедливо преимущественно на этапе становления системы менеджмента качества. После того как были поставлены цели первых двух уровней, они становятся одинаково обязательными для достижения, а достижение целей уровня 3 может быть еще в перспективе. То же самое происходит и в случае, когда поставлены цели всех трех уровней – все они становятся одинаково обязательными.

Рисунок 1.2 – Уровни целей логистических процессов

Для реструктуризации и улучшение логистических процессов во всех функциональных сферах компании в литературе [10, 11] предлагают три альтернативные подхода:

  1. постоянное улучшение процесса - уменьшение отклонения в качестве продукции и услуг и постепенное улучшение логистической деятельности;
  2. редизайн (модернизация) бизнес-процессов - устранение процессов, которые не увеличивают добавленную стоимость;
  3. реинжиниринг бизнесов-процессов - фундаментальное переосмысление и радикальная перепроектировка бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в логистической сфере.

Первые два подхода ассоциируются с оперативными и тактическими изменениями в управлении бизнес - системами. Третий подход направлен на радикальные преобразования всех функций в пределах организации. Он нуждается в инновационном взгляде на логистическую стратегию компании и приводит к стратегическим изменениям. Условия ведения бизнеса в современных условиях, высокая изменчивость внешней среды требует немедленной реакции логистической компании, что достигается именно реинжинирингом.


Общую процедуру проведения реинжиниринга логистических бизнесовпроцессов можно представить такими этапами:

  1. Создается аналоговая модель процесса "как есть", т.е. модель уже существующего процесса, и определяется его технология.
  2. На основе проведенного анализа существующей модели и технологии создается аналоговая модель нового процесса ("как должно быть"), и определяется новая технология.
  3. Модель и технология нового процесса подвергаются анализу на соответствие требованиям бизнес-системы, и просчитываются возможные экономические результаты.
  4. Модель нового процесса внедряется в деловую практику предприятия (при условии положительных результатов анализа).

Д.Р. Сток и Д.М. Ламберт [8] рассматривают осуществление реинжиниринга процессов в логистике в три стадии:

  • выявление, обработка и анализ информации;
  • нахождение участков, которые нуждаются в перепроектировке логистических процессов;
  • инновационные усовершенствования.

На первом этапе проводится детальный анализ уже существующих систем, процедур и потоков, которые уже используются. Описание данных процедур возможно с использованием методов описания (моделирования) процессов и инструментария моделирования (например, диаграмм UML). Потом, на основе полученных фактов, ищутся участки, которые нуждаются в усовершенствовании.

После этого реинжиниринговая группа приступает творческому этапу - перепроектировка процессов и информационных потоков. Результатом последнего этапа становятся изменения фундаментального характера, а именно – повышение качества? всех логистических цепей от поставщика до потребителя.

Методика проведения реинжиниринга бизнес-процессов, которая будет рассмотрена в этой работе, основывается на "правиле ESІА" и содержит четыре последовательные шага, первый из которых заключается изъятие всех операций, не связанных с добавлением ценности (избыточные эффекты и ошибки, дублирование, переформирование, проверки, переработки) [10].

Второй шаг - упростить по максимуму все, что осталось (формы документов, процедуры, взаимодействие, технологии, проблемные области, поток, процесс).

На третьем шаге выполняется действие "объединить" (задача, группы, потребителей, поставщиков).

На четвертом шаге выполняется действие "автоматизировать" (ручную, трудоемкую работу со сбора, передачb, обработки и анализа данных)

Полученные теоретические выводы в данном параграфе выпускной аттестационной работы позволили сделать вывод о единственно возможном направлении оптимизации логистических бизнес-процессов – их реинжиниринге, который основывается на необходимости проведения стратегических изменений в компании. Таким образом, дальнейшие теоретические исследования будут посвящены основам моделирования бизнес - процессов.


1.2 Понятие и сущность моделирования бизнес-процессов. Этапы

моделирования бизнес-процесса

Бизнес-модель процесса разрешает получить ответ на вопрос: что и как необходимо делать, чтобы достичь желательного результата? Ключевыми элементами бизнес - модели любого предприятия, которые определяют ее содержание, есть: ценность для внешних клиентов, которую предлагает предприятие на основе своих продуктов и услуг; система создания этой ценности, которая включает поставщиков и целевых клиентов, а также поле цепочки создание ценности; активы, которые предприятие использует для создания ценности; финансовая модель предприятия, которая определяет, как структуру ее затрат, так и способы получения прибыли.

Определяя сущность термина "бизнес-модель", необходимо отметить, что это определение часто путается со стратегией, подменяя одно понятие другим или включая стратегию как один из компонентов в состав бизнеса-модели. Данный факт обусловлен тем, что бизнес-модель тесно связана со стратегией, но не является тождественной стратегией.

Этапы моделирования бизнесов-процессов имеют определенную логическую последовательность (см. рис. 1.3).

Этап 1. Анализ первичных требований и подготовка к проведению работ, выбор методологии и инструментария моделирования.

На данном этапе происходит разработка и утверждения методики ведения проекта, определение целей моделирования бизнес-процессов, формирование рабочих групп, методическая подготовка к проекту (обучение членам рабочей группы), детальное планирование работ.

Этап 2. Моделирование и анализ процессов "как есть" (Модель AS-ІS).

Модель "как есть" представляет собой "снимок" положение дел на предприятии на момент обследования (организационно-штатная структура, взаимодействие между подразделами, существующие технологии, автоматизированные и не автоматизированные процессы). Разрешает понять, что делает и как функционирует данное предприятие из позиций системного анализа, а также на основе полученной информации проявить узкие места и сформулировать предложения по улучшению управления предприятием.

Этап 3. Моделирование бизнес-процессов "как должно быть" (Модель TOBE). Модель "как должно быть" интегрирует перспективные предложения руководства, сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков в единое целое и разрешает сформировать видение новых рациональных технологий работы торгового предприятия. На этом этапе происходит формирование нескольких вариантов моделей бизнесов-процессов "как должно быть", также проводится анализ полученных вариантов на основе избранных критериев, анализ стоимости, документирование перспективных бизнесов-процессов (разработка регламента), корректирование служебных функций и разработка новой документации, основанной на регламенте бизнесов-процессов (положение об отделах, должностных инструкции).


Рисунок 1.3 – Логическая последовательность этапов моделирования бизнес

- процессов

Этап 4. Сопровождение изменений при внедрении бизнесов-процессов "как должно быть". На этом этапе предполагается: выбор приоритетов при внедрении бизнесов-процессов "как должно быть" на основе рассчитанной экономической эффективности; оценка необходимых ресурсов и рисков; детальное планирование этапа внедрения.

Наиболее распространенной концепцией моделирования бизнес-процессов является методология IDEF0, предложенная в 80-х годах ХХ века и имеющая название SADT (Structured Analysis and Design Technique). В дальнейшем это подмножество SADT было принято в качестве федерального стандарта США под наименованием IDEF0. Подробные спецификации на стандарты IDEF даны в [11].

Основной концептуальный принцип методологии IDEF – представление любой изучаемой системы в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, происходящие в изучаемой системе. В IDEF0 все, что происходит в системе и ее элементах, принято называть функциями. Каждой функции ставится в соответствие блок. На IDEF0 –диаграмме, основном документе при анализе и проектировании систем, блок представляет собой прямоугольник. Интерфейсы, посредством которых блок взаимодействует с другими блоками или с внешней по отношению к моделируемой системе средой, представляются стрелками, входящими в блок или выходящими из него. Входящие стрелки показывают, какие условия должны быть одновременно выполнены, чтобы функция, описываемая блоком, осуществилась [12].

То есть в стандарте IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих функций или работ. Эта функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют, что позволяет более четко моделировать логику, а также взаимодействие процессов организации. Перейдем к определению модели, под которой в IDEF0 понимается описание системы (как текстовое, так и графическое), отвечающее на вопросы ее функционирования.

Основным принципом построения модели бизнес - процесса является лаконичность и точность. Построенная модель, описывающая систему, должна быть точной и лаконичной. Многословные характеристики, изложенные в форме традиционных текстов не удовлетворяют требованиям IDEF0. Ведь именно графический язык позволяет лаконично, однозначно и точно показать все элементы (блоки) системы и все отношения и связи между ними, выявить ошибочные, лишние или дублирующие связи и, наконец, провести реинжиниринг бизнеспроцессов системы.