Файл: Построение эффективной структуры управления компанией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические и методические основы исследования построения и эффективности функционирования организационных структур предприятия

1.1 Сущность и значение построения организационных структур

1.2 Характеристика основных видов организационных структур

1.3 Основные тенденции развития организационных структур предприятий

2. Анализ организационной структуры ООО «Эверест»

2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Эверест»

2.2. Анализ системы управления ООО «Эверест»

3. Разработка рекомендаций и мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления компанией

3.1 Общий подход к совершенствованию организационной структуры и разработка альтернатив для разрешения выявленной проблемы компании

3.2. Совершенствование производственной и дистрибьюторской структуры в ООО «Эверест»

3.3. Оценка эффективности и целесообразности внедрения предложенных мероприятий

3.4. Прогноз ожидаемых результатов внедрения предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Вопросы повышения эффективности деятельности организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, остаются предметом широкой полемики в среде ученых и специалистов на протяжении многих десятков, а, возможно, что уже и пары сотен лет. Фактически для любой организации характерно состояние недостаточности оптимальности и наличия резервов для развития и оптимизации различных ее систем, начиная от системы организационного управления, заканчивая системой налогообложения, действующей на данный момент.

Проблемы построения эффективной организационной структуры, которая бы учитывала все особенности деятельности конкретной организации и ее цели, остаются актуальными на протяжении всего периода существования более-менее разветвленных организационных систем.

При этом очевидно, что любая структура управления имеет как свои плюсы, так и минусы, в зависимости от целого ряда факторов, как внутренних, так и внешних по отношению к организации. Актуальной задачей на современном этапе адаптации коммерческих организаций к условиям рынка является формирование организационных структур на основании научного подхода. Таким образом, в настоящее время появляется потребность в широком использовании принципов и методов проектирования систем организационного управления на основе системного подхода. Степень разработанности проблемы данной работы является достаточно высокой, однако требует современного взгляда и доработок.

Проблема имеет существенное значение для обеспечения эффективности функционирования предприятий, снижения управленческих и производственных издержек.

Цель работы – разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления предприятия с целью повышения эффективности его деятельности. Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и значение построения организационных структур;

- рассмотреть характеристику основных видов организационных структур;

- выявить основные тенденции развития деятельности предприятия;

- проанализировать основные тенденции развития деятельности ООО;

- проанализировать систему управления ООО;

- сформулировать общий подход к совершенствованию организационной структуры и разработать альтернативные подходы для разрешения выявленной проблемы в компании;

- предложить пути совершенствования организационной структуры ООО «Эверест»;


- произвести оценку целесообразности внедрения и эффективности предложенных мер;

- разработать прогноз ожидаемых результатов внедрения предложенных мероприятий.

Объектом исследования является методология создания и усовершенствования организационных структур коммерческой организации.

Предмет исследования – ООО «Эверест», Россия, Москва, ул. Куликовская 12. Данная компания осуществляет грузоперевозки по России и странам ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан).

В работе использованы различные методы исследования, такие как методы наблюдения, сравнения, измерения, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции.

Методологической базой исследования являются работы отечественных ученых, специалистов, таких как Р.А. Бурко, В.Р. Веснина, П.Г. Грибова, А.М. Жемчугова, Ю.В. Кузнецова, Л.И. Лукичевой и других.

1. Теоретические и методические основы исследования построения и эффективности функционирования организационных структур предприятия

1.1 Сущность и значение построения организационных структур

В общем случае под структурой понимается расположение и связь частей, составляющих некоторую совокупность, систему. Деятельность любого предприятия связана с производством определенной продукции, товаров, работ, услуг для получения дохода и прибыли через удовлетворения потребностей потребителей. Для того, чтобы получить стабильную прибыль в рыночной экономике предприятию необходимо обеспечить единую, слаженную систему функционирования. Таким образом, организационная структура или структура организации представляет собой совокупность составных элементов организации и связей между ними[1]. Возможны и другие варианты трактовки понятия «структура организации». Например, структура организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих их функционирование как единого целого[2].


При этом сама схема организационной структуры предприятия является лишь наиболее привычным и видимым элементом всей совокупности элементов организационной структуры. Организационная структура определяет состав и систему подчинения в управлении организацией, обеспечивая как ее связь с внешней средой, так и внутреннее взаимодействие его элементов (структурных подразделений)[3]. При этом эффективная структура отвечает целям и задачам субъекта хозяйствования, воздействующим на ее деятельность внутренним и внешним факторам.

По мнению специалистов, наилучшей является такая организационная структура, которая позволяет компании осуществлять эффективное взаимодействие с внешней средой, а также с максимальной выгодой для бизнеса использовать трудовые ресурсы персонала, в соответствии с действующим гражданским и трудовым законодательством.

Рассматривая вопросы организационно структуры, целесообразно выделить три проекции организационной структуры с разных точек зрения:

- организационная структура с позиции владельцев компании и стратегических инвесторов;

- организационная структура с позиции топ-менеджеров компании;

- организационная структура с позиции ее персонала[4].

Если существующая на предприятии организационная структура способна одновременно удовлетворять потребности всех перечисленных групп лиц, то можно говорить о наличии оптимальной организационной структуры на данный момент. При этом следует учитывать, что для коммерческих организаций законодательство не регламентирует тип организационной структуры, а потому вопросы создания эффективной и оптимальной для каждого предприятия структуры целиком в ведении владельцев бизнеса. Так как вопросы построения организационной структуры решаются каждой компанией самостоятельно, а влияние выбранной структуры на результаты деятельности предприятия очевидны, то можно говорить о высоком уровне влияния выбора организационной структуры компании на уровень ее конкурентоспособности. Именно организационная структура способна обеспечивать различные конкурентные преимущества компании – оперативность управления, выбор эффективной стратегии, эффективность реализации инвестиционных проектов, уровень издержек и затрат и т.д. Правильно выбранная организационная структура дает компании уникальные преимущества на рынке, соответственно, способствует росту рыночной стоимости бизнеса. Таким образом, эффект от правильно выбранной организационной структуры компании многомерен. Можно перечислить лишь наиболее значимые направления влияния организационной структуры на бизнес:


- оптимизация издержек. При правильно выбранной структуре организации численность управленческого персонала оптимизируется, что приводит к минимизации издержек на управление;

- многофакторный рост капитализации компании. Происходит как за счет увеличения величины чистой прибыли при росте доходов, снижении издержек, так и за счет прироста величины так называемого гудвилла (цены деловой репутации компании);

- повышение финансовой устойчивости бизнеса. При выборе оптимальной структуры организации одной из важнейших задач является обеспечение децентрализации управления в бизнесе, когда компания функционирует в заданном режиме даже при отсутствии ее владельцев. В условиях глобализации бизнес-систем данный фактор является крайне важным. Немаловажным фактором привлекательности компании и ее деловой репутации на рынке является удобство существующей организационной структуры, форм и видов коммуникаций между структурными звеньями для персонала фирмы. При наличии такой привлекательности компания получает существенные конкурентные преимущества на рынке труда, позволяющие ей претендовать на трудоустройство у себя специалистов высокого уровня.

В случае неправильного выбора организационной структуры компании между отдельными частями возникает конкуренция (внутри организаций существует более сильная конкуренция, чем между организациями, и эта внутренняя конкуренция приобретает значительно менее этичные формы).

В случае использования обычного способа представления организационной структуры становится затруднительным определение задач отдельных структурных звеньев (подразделений), а также возникают проблемы с количественной и качественной оценкой эффективности работы персонала. Также следует учитывать, что нередко уровень сопротивления организации изменениям оказывается настолько высоким, что любые усовершенствования в части организационной структуры приводят лишь к ухудшению результатов деятельности компании. Потому очевидно, что проектирование организационной структуры, ее усовершенствование является комплексной задачей, которую невозможно решить, сохраняя текущую систему управления. Представление организационной структуры в виде двумерного дерева ограничивает число и характер возможных вариантов решения возникающих проблем. При наличии такого ограничения невозможны решения, обеспечивающие развитие организации с учетом технических и социальных изменений, темпы которых все больше и больше растут[5]. В настоящее имеется ряд общепринятых требований к эффективности организационных структур компаний. В частности, современные организационные структуры должны обеспечивать: - успешную реализацию стратегии бизнеса; минимизации затрат на единицу конечного результата; росту маневренности производства, например, в случае необходимости быстро менять ассортимент продукции; повышению стратегической гибкости, выражающейся в возможности организации изменять вектор развития, сохраняя при этом минимальную конфликтность между текущей и перспективной деятельностью; поддержанию собственной динамичности, способности изменять свои формы[6].


1.2 Характеристика основных видов организационных структур

Многие современные организационные структуры на предприятиях создавались согласно принципам управления, которые были сформулированы еще в начале прошлого века.

Так, например, в рамках концепции рациональной бюрократии немецкий социолог М. Вебер представил наиболее полную формулировку данных принципов управления:

- принцип иерархичности уровней управления, когда каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

- принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии. Данный принцип вытекает из принципа иерархичности уровней управления;

- принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

- принцип формализации и стандартизации деятельности, при котором обеспечивается однородность выполнения работниками своих обязанностей и координацию функций;

- принцип обезличенности функционирования работника;

- принцип квалификационного отбора, согласно которому найм и увольнение работника осуществляется в строгом соответствии с квалификационными требованиями[7].

Организационная структура, сформированная на основе перечисленных принципов, называется иерархической (бюрократической).

Наиболее распространенным типом иерархической организационной структуры является линейная организационная структура.

Данная организационная структура является простейшей структурой управления в организации.

В рамках линейной структуры управления все управляющие воздействия передаются руководителем своим подчиненным. При этом руководитель является единственной ключевой фигурой, принимающей управленческие решения в том или ином звене иерархии, в руководимой им части объекта.

При этом функции управления и подчинения полностью сосредоточены у руководителя. Создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных.

Линейная структура управления возможна лишь в небольших подразделениях и не может функционировать на уровне всей системы.

Принцип построения линейной организационной структуры схематично представлен на рис. 1 в Приложении 1.