Файл: Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Список правильных ответов: (1 – отвращение, 2 – смущение, 3 – счастье, 4 – решимость, 5 – страх, 6 – гнев, 7 – удивление, 8 – интерес, 9 – презрение, 10 – грусть).

В ходе исследования мы выделили условные уровни развития умения опознать изображенные эмоции.

Так, к низкому уровню были отнесены подростки, распознавшие от 1 до 3 эмоций, к

среднему – 4-7 эмоций,

к высокому – 8-10 эмоций.

Анализ и интерпретация полученных результатов представлены ниже.

3.2. Анализ и интерпретация результатов

Обобщив результаты диагностики каждого испытуемого по методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен) мы получили сводные результаты выраженности умения опознавать изображенные эмоции (Таблица 1).

Таблица 1

Сводные результаты по методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен)

Эмоции

Балл

Уровень

отвраще-

ние

смущение

счастье

реши-

мость

страх

гнев

удивле-

ние

интерес

презре-

ние

грусть

1

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

3

НУ

2

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

3

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

8

ВУ

4

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

8

ВУ

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

ВУ

6

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

5

СУ

7

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

9

ВУ

8

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

8

ВУ

9

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

3

НУ

10

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

7

СУ

11

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ


Продолжение таблицы 1

12

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

13

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

14

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

ВУ

15

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

7

СУ

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

ВУ

17

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

7

СУ

Кол-во/%

13 76,5%

9

52,9%

14 82,3%

7

41%

12 70,5%

11 64,7%

14 82,3%

15 88,2%

8

47%

16

94,1%

Таким образом, проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что в исследуемой группе:

- 7 (41,2%) подростков продемонстрировали высокий уровень умения опознавать изображенные эмоции;

- у 8 (47%) выявлен – средний,

- у 2 (11,8%) – низкий.

Для наглядности представим полученные результаты в таблице 2 и представим в виде диаграммы (Рис 2.).

Таблица 2

Уровневое распределение по результатам методики «FAST» (П. Экман, У. Фризен) (%)

Уровень

Кол-во

%

Высокий

7

41,2%

Средний

8

47%

Низкий

2

11,8%

Всего

17

100%


Рис. 2 Уровневое распределение по результатам методики «FAST»

Кроме того, мы провели анализ ответов испытуемых и выяснили, что наиболее узнаваемой эмоцией в исследуемой группе является:

- грусть – 16 (94,1%) от общего количества,

- на второй позиции по узнаваемости - интерес - 15 (88,2%),

- третью позицию разделили счастье и удивление по 14 (82,3%) соответственно,

- четвертая позиция за отвращением 13 (76,5%),

- на пятой - страх 12 (70,5%),

- на шестой позиции - гнев - 11 (64,7%),

- на седьмой - смущение 9 (52,9%),

- презрение 8 (47%) – восьмая позиция,

- решимость – 7 (41%) – девятая.

Таким образом, в ходе практической части исследования, с целью изучения умения распознавать и описывать эмоции человека нами была проведена диагностика. В состав исследуемой группы вошли 17 учащихся 9 класса.

В качестве диагностического инструментария была выбрана методика  FAST, предложенная П. Экманом и У. Фризеном.

Обобщив результаты диагностики мы пришли к выводу, что в исследуемой группе:

- 7 (41,2%) подростков продемонстрировали высокий уровень умения опознавать изображенные эмоции;

- у 8 (47%) выявлен – средний,

- у 2 (11,8%) – низкий.

Кроме того, мы провели анализ ответов испытуемых и выяснили, что наиболее узнаваемой эмоцией в исследуемой группе является:

- грусть – 16 (94,1%) от общего количества,

- на второй позиции по узнаваемости - интерес - 15 (88,2%),

- третью позицию разделили счастье и удивление по 14 (82,3%) соответственно,

- четвертая позиция за отвращением 13 (76,5%),

- на пятой - страх 12 (70,5%),

- на шестой позиции - гнев - 11 (64,7%),

- на седьмой - смущение 9 (52,9%),

- презрение 8 (47%) – восьмая позиция,

- решимость – 7 (41%) – девятая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции - психические явления, отражающие в виде переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции человека - это своеобразная организация сигналов, которые дают понять собеседнику характер потребностей человека. Специфика эмоций в жизни человека заключается в том, что они выступают прямым выражением связи потребности и способов ее удовлетворения. Роль эмоций в жизни человека заключается и в том, что они, по сути, являются направляющими указателями и стимулами для человеческой деятельности любого рода.

Переживание эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенное внешнее или внутреннее проявление. Как только возникает эмоциональное возбуждение - немедленно реагирует организм.


Внешне эмоции и чувства демонстрируют: выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации речи, расширение или сужение зрачков и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление. В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживанию эмоции и чувства могут быть выражены по-разному.

На современном этапе наблюдается резкий рост интереса со стороны ученых к выражению эмоций человека невербальными средствами. Ведь по лицам людей не меньше, чем по словам, можно судить об их актуальном психологическом, в частности эмоциональном, состоянии, например: нервничают они, удивлены чем-то, сердятся или радуются.

Получила развитие новая область науки под названием «Язык тела». Ученые смогли разделить на маленькие составные части наше поведение и бессловесное общение с другими людьми и насчитали 700 000 различных жестов и сигналов. Стало известно, что мы каждый час посылаем сотни невероятных сообщений, которые наши собеседники воспринимают и верят им больше, чем нашим словам. Язык тела может рассказать окружающим о чувствах и настроении человека.

Научившись читать язык жестов, тела, легко определить психоэмоциональное состояние собеседника, исследовать, что он скрывает под маской равнодушия или веселья, успешно наладить эффективное общение с ним.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Академия, 2014.- 536с.
  3. Вемь А. Язык жестов - оружие победителя. О чем умолчал Аллан Пиз. - М.: Питер, 2017. - 334 c.
  4. Гласс Л. Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 199 c.
  5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. – М: Эксмо, 2019. - 238с. 
  6. Дмитриева Л.И. Словарь языка жестов / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, Русские словари, 2013. - 278 c.
  7. Дэвидсон Р. , Как эмоции управляют мозгом; Питер - Москва, 2012. - 256 c.
  8. Жалпанова Л.Ж. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 136 c.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2011. - 752 с.
  10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - М.: Проспект, 2016.- 300с.
  11. Мальцева И. А. Жесты. Привет - пока. - М.: Карапуз, 2015. - 578c
  12. Мельник А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с. 14.
  13. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни; Советская Россия. - Москва, 2010. - 272 c.
  14. Пиз А. Язык телодвижений / А.Пиз, Б.Пиз. - М.: Эксмо, 2017.-465с.
  15. Равенский Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. - М.: Рипол Классик, 2014. - 252 c.
  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 713 с.
  17. Рюкле Х. Язык телодвижений для менеджеров. Интерэксперт - Москва, 2015. - 387 c.
  18. Спейс Д. Детектор правды Читаем мысли с помощью мимики и жестов. - М.: Вектор, 2015. - 148 c.
  19. Штереншис М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.
  20. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - Питер; СПб; 2014. - № 12. – С. 14-17.