Файл: Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщая исследования, которые в той или иной форме представлены в различных теориях или теоретических взглядах о природе эмоциональных явлений, можно сделать заключение, что:

1.Эмоциональные явления (на отмену познавательных процессов) излагают отношения между индивидом и окружающей средой(потребностями и возможным или реальным их удовлетворением/или невозможностью удовлетворить, целями и возможным или реальным их достижением/или невозможностью достичь).

2.Самые типичные и значимые виды таких ситуативных отношений также приобретают название дискретных эмоций (гнев, радость, собственный страх и тому подобное), виды внеситуативных постоянных отношений - название чувств (любовь, уважение, ненависть, презрение и тому подобное)[11, c.23].

3.Эмоциональные явления допускают обязательную включенность всех систем организма к процессам обеспечения поведения и сознания, причем характер этой включенности не привязан к конкретным видам эмоциональных явлений и не может изменяться на весьма широком диапазоне.

4.Эмоциональные явления могут выступать и как механизм деструктивного поведения, но в любом случае является необходимым, следовательно, и постоянным компонентом регуляции[14, c.24].

Все разнообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на позитивные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и доставляющие удовольствие, и негативные эмоции, связанные с недовольством жизненных потребностей[5, c.11].

По форме проявления все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, интерес, аффект, стресс ,фрустрацию, страсть.

Самая простая форма эмоционального переживания - это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную раскраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, который побуждает субъекта к их сохранению или устранению. Известно, что некоторые цвета, запахи, независимо от их значения, упоминания могут вызывать у нас приятное или неприятное чувство[6, c.78].

Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно : оно может быть радостным или грустным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и тому подобное. Настроение это эмоциональная реакция на непосредственные последствия тех или других событий, их значение в жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов в ожиданий.


Выделяют такие основные «фундаментальные эмоции»: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд[3, c.25].

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из отмеченных эмоций является основой целого спектра состояний.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности человека (так, можно уважать за работоспособность и в то же время осуждать за вспыльчивость).

Самой мощной эмоциональной реакцией есть аффект. Аффект (от лат. – «волнение», «страсть») - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями изменений в функциях внутренних органов. Еще одна большая область состояний человека объединяется понятиям стресс. Под стрессом («давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные влияния.

Человеческие эмоции имеют длительную историю филлогенетического развития, во время которой они стали выполнять ряд специфических функций [10, c.50].

Отражательная функция эмоций оказывается в обобщенной оценке событий. Эмоциональная оценка событий формируется не так с учетом опыта индивидуальных переживаний человека, как под воздействием переживаний, которые появились в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средств информации и тому подобное[3, c.114]. Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией.

Средством выражения эмоций выступают: мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации и т.д. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Согласно исследованиям все эмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57%), потом отвращение (48%), удивление(34%). Наибольшую информативность об эмоциях, которые преодолеваются человеком, несет выражение его рта[18, c.35].


Эмоции влияют на поведение человека как произвольная составляющая, проявляясь на стадиях осознания потребности и оценивания ситуации, принятия решения и оценивания результата. Ведь бурные и внезапные переживания, даже радости, увлечения, могут быть опасными для него. Достигая большой силы, они разряжаются в слезах, смехе, крике, мимических, дыхательных, мышечных движениях и тому подобное[8, c.78].

Среди основных функций, которые выполняют эмоции в жизни человека, выделяют:

1. Сигнальную функцию. Для животных и человека эмоции играют позитивную и негативную роль. Негативная эмоция - сигнал тревоги, опасности для организма; позитивная - сигнал о том, что все хорошо. Как правило, он краток, потому эмоциональная адаптация к приятному наступает быстро. Сигнал тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не будет преодолена. Позитивная роль эмоций не связана непосредственно с позитивными эмоциями, а негативная - с негативными. Позитивные эмоции могут, например, неоправданно расслаблять дезориентировать, а негативные - стимулировать самосовершенствование человека[12, c.66].

2. Познавательную функцию. Эмоциональная система редко функционирует независимо от других. Некоторые эмоции или комплексы эмоций всегда взаимодействуют с сенсорно-перцептивной, когнитивной и двигательной системами.

В ранний период человеческого развития эмоции были средством оценивания действительности, являясь своеобразной платформой мышления, однако, часто не согласуясь с ним.

  1. Мотивационную функцию. Эмоции являются составляющей мотивации и всего процесса произвольного управления. Без них не обходится оценивание достигнутых результатов. Они субъективно окрашивают все, что происходит вокруг человека и в нем. На одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать неодинаково[16, c.43].

Сами по себе эмоции не являются мотивами. В мотивационном процессе они проявляются как энергетический усилитель побуждений к удовлетворению потребности в эмоциональных ощущениях и переживаниях, если человек осознает их как ценность.

Эмоции влияют на процесс общения, мышления, творчества, здоровья человека. Они выражаются в деятельности. Их экспрессивная составляющая (по большей части экспрессия лица) активно используется в установлении человеческих контактов, межличностных влияниях. Эмоциональное реагирование формирует первое впечатление о человеке, что связано с сигнальной функцией эмоций. На Западе многие руководители принимают на работу сотрудников за коэффициентом интеллекта(IQ), а повышают в должности по эмоциональному коэффициенту (EQ), который характеризует способность человека к эмоциональному общению[12, c.7].


Используют эмоции (улыбку, смех, угрозу, вопль, плач, показные безразличие и страдание и тому подобное) как средство манипулирования людьми, влияния на их поведение. Они помогают человеку добиваться удовлетворения своих потребностей через выгодные ему изменения поведения других людей.

Эмоции являются обязательной составляющей мышления, катализируют интеллектуальный процесс, улучшают или ухудшают умственную деятельность. Эмоции - координатор умственной деятельности, обеспечивают ее гибкость, коррекцию, отход от стереотипа, изменение актуальных наставлений. Сильные эмоции дезорганизовывают мышление. Сопровождают они и творческий процесс: муки творчества и радость открытия. В разных видах искусства им принадлежит особая роль.

Следовательно, эмоции играют в жизни человека и негативную (разрушительную) роль. Сильные эмоции отвлекают внимание, дезорганизовывают мышление, поведение, деятельность человека. Грусть, радость, гнев ослабляют внимание и здравый смысл, побуждают к безрассудным поступкам. С сильными эмоциями связаны скорость и качество интеллектуальной деятельности [20, c.8].

Эмоции всегда субъективны. Они, прежде всего, выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающей среде и к себе самому.

Таким образом, невербальная коммуникация это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Невербальные средства общения необходимы с целью:

— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;

— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;

— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.

Эмоции – это психические явления, отражающие в виде переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции имеют существенное значение в жизни и разным образом влияют на ее деятельность. Эмоции необходимы для благополучия человека. Эмоция - это что-то, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.


2. Единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции

2.1. Жесты как форма отражения эмоций

В последние десятилетия развилась новая область науки под названием «Язык тела» (Body launguage). С помощью видеокамеры ученые смогли точнее разделить на маленькие составные части наше поведение и бессловесное общение с другими людьми. Один исследователь этого общения, американец Марио Пей, насчитал 700 000 различных жестов и сигналов. Стало известно, что мы каждый час посылаем сотни невероятных сообщений, которые наши собеседники воспринимают и верят им больше, чем нашим словам. Язык тела может рассказать окружающим о чувствах и настроении человека.

Как и любой язык, считает А.Пиз, язык тела состоит из слов, предложений и знаков препинания. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова можно только тогда, когда это слово вставлено в предложение наряду с другими словами. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего[14].

Язык тела может сказать то, о чем человек думает и о чем не сказал. Однако заметим, что ни одно движение само по себе не дает окончательного сообщения, так же, как из одного слова трудно сделать какой-то вывод. Движения надо изучать целостно.

Практика «невербалики» свидетельствует, что, например, жестикуляция увеличивается при эмоциональном подъеме. Она усиливается, когда субъекты имеют плохую обратную связь и определенные трудности при передаче информации друг другу[14, c.70].

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но часто используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер получает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к определенному лицу, события, предмета.