Файл: Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции в жизни людей занимают важное место. Они побуждают. Они помогают. Они иногда мешают принимать правильные решения, оценивать ситуацию трезво. В современном мире проблема изучения эмоций является актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Эмоции регулируют психическую активность человека, влияют на протекание всех психических процессов.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.д., играют роль субъективных ориентировочных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции приобретают сложный характер, создают различные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувств); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые являются для человека главным содержанием его эмоциональной жизни.

Современный этап теоретической разработки проблемы эмоций, ее понятийный аппарат характеризуется терминологическим многообразием и поэтому требует обобщения и систематизации. В ряде исследований (Б.И.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.) используется два понятия - «эмоции» и «чувства »- как синонимы одного значения. В других работах эмоции рассматриваются как свойства психики (В.Вундт, И.П.Павлов, Б.М.Теплов и др.), или как процессы (Р.С.Лазарус, К.Ланге и др.), или как состояние психики (Б.И. Додонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.).

Важной проблемой психологии эмоционально-чувственной сферы личности выступает выяснение функций и роли эмоций в жизнедеятельности человека, в частности в процессе коммуникации.

Эмоции, могут проявляться в акте коммуникации как вербально (словесно), так и невербально (в жестах, доступных внешнему наблюдению). Значительный вклад в исследование проблемы невербальных составляющих эмоциональных состояний сделали Г. Крейдлин, П. Экман, У. Фризен, А. Пиз и др. В отечественной психологии данная проблема нашла свое отражение в трудах Л.И. Дмитриевой, С. Л. Рубинштейна и др.

Невербальные средства имеют своеобразную классификацию. Ученые рассматривают 16 невербальных средств общения - это телодвижения, жесты (движения рук, ног), пространственное поле между собеседниками, выражение глаз и направленность взгляда, выражение лица, акустические средства (связанные с речью и не связанные с ней), тактильные средства (рукопожатие, поцелуи), улыбка, косметика, реакции кожи (покраснение, побледнение), запахи (духи, алкоголь), одежда и ее цвет, манеры (например, держать сигарету) и др.


Цель работы: изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных проявлений человека.

Предмет: эмоциональная сфера человека.

Объект: невербальные проявления эмоций.

Задачи:

1.Рассмотреть вопросы невербальной коммуникации в историческом аспекте.

2.Привести понятие и определение невербальной коммуникации.

3.Раскрыть понятие и сущность эмоций.

4.Изучить единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции.

5.Осуществить практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, практическая диагностика.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Основная проблематика невербальной коммуникации

1.1. Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте

Изучение основ невербальной коммуникации берет свое начало в глубокой древности. Невербальный язык был известен и использовался в древнегреческом театре масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение (актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев). Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре[1, c.76].

Попытку понять и объяснить особенности невербального поведения с научной точки зрения предпринял Ч. Дарвин. Он посвятил этой теме труд «О выражении эмоций у человека и животных». Долгое время изучение невербального поведения в психологии осуществлялось в русле идей, сформулированных Ч. Дарвином. Одним из поворотных открытий психологии в отношении невербального поведения – стало признание его коммуникативной функции. С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Ч. Дарвин; они выполняют «определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения; они – средство сообщения и воздействия, они – речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии»[16, c.34].


Само понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication) сформировалось сравнительно недавно, в 50-х годах XX века. Изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее[8].

В современном научном знании наибольшее внимание этому виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика и т. д. Охарактеризуем более подробно эти направления.

Паралингвистическая система невербальных средств общения - это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов. К данной системе относят следующие виды невербальных средств общения (по характеру проявления):

- фонационные - звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.);

- кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты);

- графические – особенности графического выражения речи (почерк)[2, c.90].

Исследователи выделяют отдельно группу - экстралингвистические средства общения, представляющие собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.

Психосемиотика – область психологического знания, изучающая различные аспекты влияния знаков и знаковых систем на психику человека. Объектом изучения психосемиотики общения выступает «невербальный язык» и «невербальная коммуникация», а также их соотношение с категорией «невербальное поведение»[13].

Современная психология невербального общения базируется на идеях Ч.Дарвина, Ф. Дельсарта, В.Райха, Д.Эфрона, Р. Бердвистелла, А.Шефлена, Е.Холла, П.Экмана, А.Пиз, В.А.Лабунской и многих других. В ней обозначается ряд направлений: социально-перцептивное, коммуникативное, паралингвистическое, интерактивное. Невербальное общение рассматривается в рамках когнитивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно занимает центральное место в различных школах символического интеракционизма, в теориях ролевого поведения и взаимодействия. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско-родительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Тенденция развития психологии невербального общения заключается в превращении ее в науку, имеющую междисциплинарный статус.

Таким образом, термин «невербальное общение» в последнее время стал категорией, которая объединяет различные явления и, таким образом, превратился в широкое понятие, которое можно встретить в современной науке, - это понятие в современной научной литературе получило название «несловесный язык» [11, с. 9].


Понятие «несловесный язык» объединяет большой круг явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись.

1.2. Понятие и определение невербальной коммуникации

Коммуникацией традиционно называют обмен информацией между индивидами посредством языковой или иной общей системы символов или знаков [4, c.6]. Несмотря на то, что определение коммуникации варьируется в соответствии с теоретическим подходом ее рассмотрения, существует пять основных факторов, характерных общему процессу взаимодействия. Это инициатор, реципиент, средство передачи сообщения, сообщение и эффект, который оно создает [19, c. 55].

Иными словами, коммуникативный процесс начинается тогда, когда сообщение (вербальное или невербальное) выражается и кодируется отправителем, передается через сигнал или ряд сигналов и декодируется получателем [17, c. 72-73]. Схематично этот процесс можно изобразить следующим образом (рис. 1)

Рис.1. Коммуникативный процесс[10]

Межличностная коммуникация определяется как инструмент социального взаимодействия, как средство регуляции деятельности, средство воздействия одних людей на деятельность, поведение других [4; 7].

В межличностной коммуникации переплетаются две составляющих: вербальная (основывается на словесных символах и знаках и реализуется в разговоре, слушании, чтении, письме) и невербальная (внеречевая коммуникация, основанная на внеязыковых знаковых системах) [13, c.8]. В невербальной коммуникации даже акт молчания, несмотря на отсутствие словесного выражения, считается информативным [2, c.14].

Исследователи (В.А. Лабунская, А.А. Мельник и др.) предлагают пять групп определений понятия «невербальная коммуникация» (невербальное общение)[10], [12]. Охарактеризуем их.

Самое общее из определений рассматривает под невербальным общением все типы коммуникативного поведения, которые отличаются от слов [10; 16 и др.].

Второй распространенный подход перечисляет различные типы поведения и бездоказательно относит их к средствам невербальной коммуникации [10; 12].

Третий подход определяет невербальную коммуникацию соответственно к ориентации на отправителя [5; 16]. Этот подход утверждает, что только символические типы поведения должны рассматриваться как коммуникация.


Авторы четвертого подхода пытаются разделить невербальное поведение и невербальную коммуникацию. Они определяют невербальную коммуникацию как процесс, состоящий из случайно кодированных, интенциональных и символических действий.

С их точки зрения пятого подхода, невербальная коммуникация ограничена типами поведения, которые «используются регулярно среди членов данного социума, обычно понимаются как интенциональные (человек производит их намеренно, с сознательной целью сообщить нечто другому), имеют интерпретации, которые легко узнать »[14].

Последнее и самое широкое трактование определяет все типы поведения как коммуникацию. Д. Спейс утверждает, что «невербальная коммуникация гораздо шире, чем невербальное поведение. По их мнению, комната, лишенная поведения одухотворенных предметов, передает информацию через атмосферу и функцию. Статическая одежда передает информацию о лице, который ее носит и т.д.»[18, c.55].

Исходя из вышесказанного, исчерпывающим, по нашему мнению, считаем определение понятия невербальной коммуникации:

- обозначающее осознанное или неосознанное коммуникативное невербальное поведение, проявляющееся через телодвижения, жесты, выражения лица, дистанцию, размещение тела пространственную организацию, прикосновение и запах:

- включающее такие аспекты голосового поведения как интонация, качество голоса,

- функционирующее в непосредственном общении.

1.3. Понятие и сущность эмоций

Эмоция (от фр. emotionуслышать) - психологический процесс импульсивной регуляции поведения, который в основе своей имеет отражения влияния положительных или негативных факторов на организм. Именно благодаря эмоциям, организм приспосабливается к меняющейся среде. Именно эмоция, является первой реакцией организма на любой раздражитель. И именно поэтому, понимая себя и управляя своими эмоциями, человек может адекватно реагировать на все, что происходит вокруг[6, c.56]. 

Рассматривая специфические особенности эмоций человека, следует, прежде всего, отметить, что эмоции носят личностный характер: в котором отражается значимость предметов и явлений для данного человека в определенной ситуации. Так, еда, предложенная сытому и голодному человеку, вызывает у них разные эмоции. Этим самым объясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминания. В связи с этим эмоции можно обозначить как важнейшую характеристику личности[11, c.90].