Файл: Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основная проблематика невербальной коммуникации
1.1. Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте
1.2. Понятие и определение невербальной коммуникации
1.3. Понятие и сущность эмоций
2. Единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции
2.1. Жесты как форма отражения эмоций
2.2. Классификация жестов в невербальной коммуникации
2.3. Эмоциональная мимика и ее проявление
3. Практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека
3.1.Организация и методы исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов
- В знак агрессии - показывать пальцем;
- В знак агрессии и силы - показывать кулак;
- Беспокойные руки - это проявление нервозности, тревоги.
Если человек говорит неискренне или слышит ложь от другого лица, он невольно пытается закрыть руками рот, глаза и уши. Тот, кто произнеся что-нибудь, прикрывает рукой рот (большой палец прижат к щеке, а жест нередко сопровождается мнимым кашлем), скорее всего, говорит неправду. О лжи могут свидетельствовать и легкие быстрые касания к носу или ямочки под носом. Специалисты объясняют это тем, что в момент произнесения лжи у человека возникает раздражение нервных окончаний носа, и он вынужден прикоснуться к нему. Однако заметим, что прикосновение к носу или быстрое его потирание не всегда является стопроцентным свидетельством неискренности собеседника. Иногда такой жест указывает на сомнения человека в чем-то, напряжение размышлений, поиск точной формулировки ответа.
Озвучивание лжи может вызывать у человека зуд в веках глаз, а также в мышечных тканях шеи, поэтому некоторые неискренние собеседники иногда оттягивают воротничок своей рубашки. Потирая веко, мужчины делают это энергично, а женщины, как правило, только проводят пальцем по нижнему веку. Потирание века может быть связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорится неправда. О намерениях что-то скрыть могут свидетельствовать потирание лба, подбородка[8].
Почесывание уха может быть равнозначным фразе: «Я не хочу этого слышать». К мочке уха касаются чаще всего в состоянии волнения, разочарования, а потягивают ее тогда, когда человеку надоело слушать и он хочет высказаться сам.
Если собеседник в момент высказывания своего партнера собирает с костюма какие незаметные ворсинки - это значит, что он не согласен с мнением, хотя и не выражает свое отрицание вслух. Если в течение всей беседы он на словах соглашается, но постоянно собирает с одежды ворсинки, которых там нет - это признак того, что в действительности с произнесенной мыслью он не согласен.
Один из самых простых сигналов языка тела - когда люди сидят рядом, закинув ногу за ногу:
- Если к себе - лица договариваются между собой;
- Если ноги перекрещены у двоих собеседников от себя - не соглашаются, конкурируют, относятся неприязненно друг к другу;
- Если ноги перекрещены внизу и подобраны под стул - проявление сдержанности.
Размещение ног также указывает на целый ряд ощущений:
- Ноги заложены за ножки стула - упрямство и уверенность в позиции;
- Ноги вытянуты - попытка увеличить свою территорию.
Понять характер собеседника может помочь и его осанка:
- Если человек стоит, и вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а вторая только служит опорой, позы меняет редко, чувствуется расслабленность, то это свидетельствует о гибкости личности, которая легко приспосабливается и обладает быстрой реакцией;
- Если человек стоит с широко расставленными ногами, то это может означать стремление к самоутверждению, наличие высокой самооценки;
- Переменная осанка с частой сменой опорной ноги характеризует ненадежного человека со слабыми убеждениями и недостаточной дисциплинированностью;
- Заметно развернутые наружу носки ног характеризуют человека высокомерного, самоуверенного, напыщенного, самодовольного[8].
Таким образом, научившись читать язык жестов, тела, легко определить психоэмоциональное состояние собеседника, исследовать, что он скрывает под маской равнодушия или веселья, успешно наладить эффективное общение с ним.
2.3. Эмоциональная мимика и ее проявление
В последние десятилетия наблюдается резкий рост интереса со стороны ученых к выражению эмоций человека невербальными средствами. Ведь по лицам людей не меньше, чем по словам, можно судить об их актуальном психологическом, в частности эмоциональном, состоянии, например: нервничают они, удивлены чем-то, сердятся или радуются [12, c.34].
Традиционная точка зрения на соотношение чувств и их невербальных проявлений общеизвестна: выражение чувств является не чем иным, как манифестацией внутреннего состояния человека. В этих случаях, по мнению психологов, происходит екстериоризация чувств [6, c.112].
Р. Дэвидсон, выразил свой очень оригинальный взгляд на вопрос об эмоциональных проявлениях, описывая отношение между чувством и манифестацией чувств как обратное. Он считал, что внутренний эмоциональный опыт человека является производным от различных его внешних действий, в том числе от открытых телесных проявлений физиологического возбуждения и экспрессивного телесного поведения [7, c.26].
П. Экман и В. Фризен создали оригинальную систему кодирования лицевых выражений, которую назвали FAST (Facial Affect Scoring Technique) [20, c.21]. Лицо будто разбивается на три области: (а) лоб-брови-глаза; (б) нос-щеки и (в) рот-подбородок, и в результате варьирования и комбинирования соответствующих элементов выходят комплексные лицевые выражения. Именно на основе системы FAST были разработаны и впервые примененные на практике методы распознавания эмоций по выражениям лица, эмоций, возникающих от чувственного восприятия людьми событий. На лице человека отражаются многие его переживания, мысли и отношения к кому-то или чему-то.
П. Экман считает, что по внешним проявлениям реконструируется и познается внутренний мир человека, к какой бы культуре он ни принадлежал. Согласно П. Экману, лицевые выражения представляют собой биологически врожденные двигательные активности, а потому служат надежными диагностическими показателями конкретных эмоций[20, c.28].
Различают семь человеческих эмоций, которые были Экманом названы основными, в частности, в связи с возможностью их непосредственного отображения на лице. К ним относятся: (1) радость / счастье; (2) удивление / изумление; (3) страх; (4) отвращение / презрение; (5) грусть; (6) гнев / ярость; кроме того, он причислил к эмоциям и (7) интерес / любопытство.
Каждая из основных эмоций, по мнению П. Экмана, связана с нейронной программой, которую он считает универсальной, как и сами эмоции. Он утверждает, что основные эмоции являются универсальными, так как все равно распознаются разными народами [20, c.168].
Все остальные эмоции П. Экман относит к дополнительным, или вторичным. Вторичные эмоции не столь ярко выражены и, по его мнению, являются модификацией или некоторой комбинацией основных.
Антропологи обнаружили, что человеческое лицо может принимать до тысячи самых устойчивых выражений. Мимические жесты усиливают информацию, а иногда создают определенный подтекст. Лицо и тесно связанные с ним мимические жесты и движения (поднятие брови, закатывание глаз, закусывание губы, улыбка и некоторые другие), не только соотносятся с конкретными эмоциями, но и выполняют определенные коммуникативные и социальные функции.
Переживание эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенное внешнее или внутреннее проявление. Как только возникает эмоциональное возбуждение - немедленно реагирует организм[18, c.46].
Внешне эмоции и чувства демонстрируют: выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации речи, расширение или сужение зрачков и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление. В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживанию эмоции и чувства могут быть выражены по-разному. Чувство страха, например, может вызвать или астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия [12, c.7].
Формы и интенсивность проявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев. Это особенно сказывается на выражении их с помощью внешних средств - мимических и пантомимических выразительных движений. Так, большинство исследователей соглашается с мнением, что с помощью слов мы передаем в основном информацию, а с помощью жестов разное отношение к этой информации. Иногда жестами мы заменяем некоторые слова. Часто нам трудно узнать, что чувствует другой человек. Ощущение дискомфорта в общении часто возникает именно потому, что невербальная и вербальная информация несут различную смысловую нагрузки, а одно чувство можно передать различными способами. Например, злость можно выразить сильными резкими движениями тела, или наоборот, полным окаменением. Румянец может быть признаком растерянности, застенчивости или злости[10, c.67].
В основном люди пытаются скрыть свои чувства, если они не соответствуют ситуации. Но мало кому удается овладеть всеми элементами мимики. Важно замечать и уметь правильно улавливать невербальные сигналы, особенно в тех случаях, когда они противоречат вербальной информации [19, c. 67].
Таким образом, средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.
3. Практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека
3.1.Организация и методы исследования
С целью изучения умения распознавать и описывать эмоции человека нами был проведен диагностический этап исследования.
Задачи исследования:
1.Подобор диагностических средств.
2.Диагностика испытуемых.
3.Обработка результатов.
4.Выводы по констатирующему эксперименту.
Для реализации поставленной цели был проведен:
I. Подготовительный этап: анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования; выделение исходных теоретических положений и условий для успешного проведения исследования; определение целей и задач исследования; отбор респондентов для организации работы.
II. Констатирующий эксперимент: диагностика испытуемых.
III. Аналитический этап. Обработка, анализ, систематизация результатов исследования.
Согласно II этапу нами был проведен констатирующий эксперимент. Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли 17 учащихся 9 класса.
При формировании группы учитывались:
1.Возраст испытуемых (15-16 лет), Данный возраст в качестве объекта изучения нами был выбран не случайно. Отечественные и зарубежные исследователи проблемы эмоций, такие как Е.П. Ильин, П.С. Пономарева, К. Изард, П. Экман и др., считают умение распознавать эмоции одним из ведущих показателей развития эмоциональной сферы человека, а подростковый возраст традиционно считается самым трудным в эмоциональном отношении. И.В. Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Умение распознавать, читать и управлять эмоциями является актуальным для данной возрастной категории.
2.Согласие на участие в исследовании.
На основе изучения психолого-педагогической документации, бесед с педагогами, наблюдений за подростками были получены следующие данные об испытуемых, вошедших в состав экспериментальной группы:
- в данную группу входят 9 мальчиков и 8 девочек;
- все подростки 15-16-летнего возраста;
- респонденты контактны, активны, самостоятельны в собственных суждениях.
В качестве диагностического инструментария была выбрана методика кодирования мимических выражений FAST – Facial Affect Scoring Technique, предложенная П. Экманом и У. Фризеном с целью преодоления методических трудностей при оценке выражений лица[20].
Испытуемым предъявляется 10 фотографий девушки и дается задание по ее мимике опознать изображенные эмоции. Каждая опознанная эмоция обозначается номером соответствующей фотографии. Затем результаты проверяются по списку, имеющемуся у экспериментатора.