Файл: Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основная проблематика невербальной коммуникации
1.1. Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте
1.2. Понятие и определение невербальной коммуникации
1.3. Понятие и сущность эмоций
2. Единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции
2.1. Жесты как форма отражения эмоций
2.2. Классификация жестов в невербальной коммуникации
2.3. Эмоциональная мимика и ее проявление
3. Практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека
3.1.Организация и методы исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов
Интенсивность и нормы жестикуляции, принятые у различных народов, существенно различаются. По данным исследований, в среднем в течение часового разговора мексиканец жестикулирует 180 раз, француз - 120, итальянец - 80, финн - 1 раз. Для россиян характерна средняя интенсивность жестикуляции. Конечно, чем выше степень «этикетности» ситуации, тем более необходимой является сдержанность в жестах[1].
Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
- жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
- жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
- «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
- жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
- рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.
В классификации А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
- жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;
- жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
- жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
- барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
- барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др[14].
В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:
- аффективно-коммуникативная — жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);
- регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);
- информативно-коммуникативная — презентация информации об объекте, о себе, о другом.
Таким образом, жесты - это выразительные движения рук, которые имеют коммуникативную направленность. Жесты отражают внутреннее состояние человека. Однако их, как и другие компоненты невербального общения, не всегда можно объяснить однозначно.
2.2. Классификация жестов в невербальной коммуникации
Психологи считают, что человек, сам этого не осознавая, проявляет некоторые телодвижения:
- Если во время беседы партнер поворачивается в сторону двери или если его ноги направлены к выходу, то это означает, что ему хотелось бы уйти;
- Собеседник, расхаживает по комнате, скорее всего обдумывает сложную проблему, принимает трудное решение, поэтому не целесообразно его отвлекать, поскольку это может прервать ход его мыслей и помешать принятию решения;
- Если собеседник одной рукой упирается в дверной откос или стену, а другую держит на бедре - это значит, что он стремится быть лидером. Об этом говорит и другая поза: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены;
- Человек, который сидит в кресле, непринужденно закинув ногу на ногу, считает себя хозяином ситуации. Однако, если некто сидит на краешке кресла, сложив руки на коленях, это указывает на склонность к подчинению;
- Если человек несколько поднимает плечи и опускает голову, то это означает, что он обижен или унижен. Особенно, если при этом он еще и начинает чертить на листе бумаги различные геометрические фигуры, стрелки и т.п. В этом случае целесообразно изменить тему разговора. Когда у партнера улучшится настроение, можно осторожно попробовать выяснить, чем именно он был обижен.
В этикете общения выделяются жесты, которыми пользуются вместе с речью, и те, которые называются самостимулирующими, их чередование делает общение более интересным и эмоциональным [7, c.6].
Итак, чтобы человеку показать, что он внимательно слушает, следует наклониться вперед, держа спину прямо. Если же отклониться назад, расслабляя руки и ноги - это производит впечатление, что партнер отдыхает и не слушает собеседника. Не следует опускать плечи и скрещивать руки, отворачиваться от собеседника, ведь все эти позы означают, заинтересованность.
Существуют пять возможных позиций головы. Если голова наклонена:
- Вверх - превосходство: позиция руководителя, который не доволен работой подчиненного;
- Вниз - покорность: ожидаемая реакция на критику, однако, если личность, которую критикуют, держит голову вверх и не опускает глаза - это считается дерзостью, пренебрежением;
- К собеседнику - внимание;
- От собеседника - незаинтересованность;
- В сторону - или интерес тем, что сказано, или непонимание.
Улыбка является исключительно важным невербальным знаком проявления эмоций.
Американские исследователи утверждают, что существует 1814 различных улыбок, однако какие бы эмоции не переполняли человека, он не может допустить пренебрежительной или ироничной улыбки, поскольку подсознание собеседника воспримет ее как оскорбление. Дружеская улыбка устраняет настороженность или агрессивность, преодолевает всевозможные препятствия в общении с людьми. Специалисты говорят о так называемых «этикетных улыбках», которые отражают культурно-специфические нормативы выражения эмоций и отношений в процессе общения. Например, японцы улыбаются часто, даже в таких ситуациях, в которых улыбка показалась бы европейцу неуместной. Проявление особенности японской культуры - нежелание навязать партнеру собственные негативные эмоции, заботы. Или известная американская улыбка, которая может неоднозначно восприниматься европейцами. В американском обществе уже не одно десятилетие распространен лозунг «улыбайтесь». Улыбка создает позитивную атмосферу общения. Считается, что открытое лицо, прямой взгляд, приветливая улыбка - это приметы человека честного, умного, воспитанного[17].
Выражение лица должно меняться в зависимости от ситуации. Непонятное выражение лица считается неискренним.
Считается, что глаза - это зеркало души, поэтому им в науке придается особое значение. Для глаз существуют определенные правила «невербалики». В зависимости от локализованной направленности на собеседника различаются взгляды:
- Деловой – взгляд не опускается ниже глаз собеседника, направляется в треугольник, основание которого составляет линия между глазами, а вершину - мнимая точка посередине лба;
- Светский (социальный) - не выходит за пределы треугольника, расположенного между глазами и ртом партнера, направляется ниже линии глаз;
- Интимный - направляется в глаза и одновременно ниже, но здесь треугольник значительно больше: он находится между грудью и глазами.
В Китае, Японии и других странах Юго-Восточной Азии, у некоторых африканских народов собеседники в основном избегают прямого взгляда. Во Франции, Италии, Латинской Америке - наоборот. У японцев – «людей зрения», глаз, будучи органом зрения, одновременно является и органом речи. Встретив взгляд другого человека, японец понимает движение его души, его чувства, эмоции, для него глаза говорят в той же мере, что и язык».
Одним из средств языка телодвижений является прикосновение - это один из способов, чтобы показать авторитет. Лица, которые выше по статусу (руководители), могут касаться лиц более низкого ранга (подчиненных), чтобы выразить благодарность или поощрить их к труду. Прикосновение может означать также моральную поддержку, внимание.
Важно научиться читать «язык телодвижений». Например:
- Руки, обращенные ладонями вверх, - знак, что собеседник говорит искренне;
-Собеседник «барабанит» пальцами по столу - проявление нетерпимости, нервозности, незаинтересованности;
- Руки, сжатые в кулак, - знак контролируемой агрессии;
- Собеседник пальцами рук сжимает переносицу - знак усталости;
- Ладони рук возложенные на щеки - заинтересованность на грани удивления;
- Собеседник отвел одну руку за спину и сжал ее в кулак, а другой рукой держит ее запястье - замкнутость, напряженность.
Когда-то руки в карманах означали пренебрежение, а теперь этот жест показывает, что собеседник хочет отдохнуть, развлечься или желает, чтобы его не воспринимали всерьез.
Жест «руки за спиной» А.Пиз считает жестом уверенного в себе человека. В современной реальной жизни он существует в измененном виде. «Руки за спиной» - это скорее жест интеллектуала, ученого или художника, уверенного в себе, который или стоит в этой позе, или ходит по коридору[14]. Существуют и другие жесты рук:
- Руки, свисающие вдоль тела - пассивность, отсутствие силы воли и готовности действовать;
- Потирание ладоней - приятное ожидание, приятные мысли;
- Сцепленные пальцы рук - человек желает скрыть свое разочарование и негативное отношение к тому, что происходит;
- Рука сжимается в кулак - концентрация эмоций, стремление к самоутверждению, волнение;
- Пальцы сложены домиком - жест уверенного в себе человека, который знает, чего хочет;
- Кончики большого и указательного пальцев касаются, тогда как другие, особенно мизинец, выпрямлены - высокая степень внимания и концентрации, сосредоточения на мелких деталях;
- Выставлены из карманов большие пальцы рук - характеризуют властного, агрессивно настроенного человека;
- Руки закрывают часть или все лицо - желание скрыть, утаить собственное положение, трудности;
- Рука вытирает лоб - уничтожение дурных мыслей или концентрация на размышлениях;
- Прикосновение к уху - человек достаточно наслушался рассказов собеседника и не хочет ничего рассказывать сам;
- Потирание переносицы - признак глубокого сосредоточения и напряженных размышлений, при этом человек, как правило, закрывает глаза;
- Прикосновение к подбородку - процесс принятия решения;
- Если партнер подпирает подбородок ладонью с вытянутым указательным пальцем, то это означает, что к предложению формируется критическое отношение;
- Пальцы в углу рта - этот жест говорит об удручающем состоянии, отражает необходимость в поддержке и помощи;
- Скрещенные на груди руки, сжатые в кулак - враждебность;
- Скрещенные руки с раскрытыми ладонями - человек занимает четкую позицию, уверен в своей правоте;
- Руки упираются в бедра - демонстрация пренебрежительного отношения или скрытое чувство слабости и смущения;
- Руки поддерживают верхнюю часть туловища, на что-то опираясь (на стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.), - внутренняя неуверенность, стремление к духовной опоре.
Человек, испытывающий свое преимущество, закладывает руки за спину, держа запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение. Однако, чем больше он взволнован и возбужден, тем выше закладывает руки за спину. Кстати, именно отсюда происходит выражение «взять себя в руки»[6].
Чтобы что-то важное подчеркнуть, объяснить, желательно употреблять жесты, которых бесчисленное множество, однако основными считаются:
- В знак согласия - кивать головой;